Конец 70-ых. Уж, замуж, невтерпеж

Мария Купчинова
Уж замуж невтерпеж…
А вот и нет, совершенно. Аспирантке третьего года обучения было не до замужества. Она так и сказала бывшему однокурснику, приехавшему в гости без приглашения:
- Никаких «замуж», мне еще диссертацию писать и писать.

И повторила по телефону встревоженной маме: «Не собираюсь я замуж, некогда мне».

Телефонный аппарат на этаже был один. Он скучал на тумбочке в длинном коридоре общежития и лишь иногда, преисполненный сознанием собственной значимости, с энтузиазмом издавал нечто, напоминающее хрюканье. Двери комнат приоткрывались, выглядывали страждущие, ожидающие звонка, и тут же захлопывались, когда выяснялось, что звонят Тане из 24-ой комнаты или Мише из 18-ой.
Несмотря на все потуги выглядеть «своим парнем» в молодежной общаге, старый телефонный аппарат хрипел, задыхался на каждом слове, и нашей аспирантке пришлось, чтобы успокоить маму, кричать в трубку изо всех сил: «Я! Не! Собираюсь замуж! Не-ко-гда!»
При словах о замужестве из дверей высунулись лохматые и стриженные мужские головы, послышались ехидные комментарии. Резюме было единодушным: «Выйдет, куда денется».

Через несколько месяцев паренек из соседней комнаты при очередной встрече на общей кухне сказал:
- Я написал маме, что женюсь на тебе.

Приехали. Ей-то казалось, что этим словам должны предшествовать какие-то обязательные процедуры типа объяснений в любви, хотя бы поцелуи, наконец.
Маме он написал! А у нее спросил? С чего он взял, что она собирается выходить за него замуж?
Ну, пригласила она его в гости на день рождения – так это потому, что не хватало парня для подружки. А когда выяснилось, что у него день рождения через пять дней, и она сказала: «В следующем году будем праздновать вместе», – это ведь просто так, без всякого умысла. 
Ну, поиграли в бадминтон, погуляли по улицам, послушала она рассказы про кватернионы. Вы знаете, что такое кватернионы? Вот и она не знала. Ей казалось, что это такие симпатичные коричневые зверьки с гладкой шерсткой, обитающие в Австралии (там много чего обитает, почему бы и нет). А оказалось… ну, что оказалось, то оказалось, пришлось выучить.
Еще он уверял, что умеет косить траву и получит Нобелевскую премию по физике…
И что, это повод выходить за него замуж? Умение косить ее, выросшую в городе, не привлекало, а Нобелевских лауреатов она видела в журнале. Старые.

В общем, совершенно непонятно, как случилось, что они все-таки рискнули. Первый заход не получился. Путь к предполагаемому счастью преградила толпа, черной тучей клубившаяся на ступеньках ЗАГСа. Когда будущий Нобелевский лауреат попытался проникнуть в помещение, где, как ему казалось, должно было совершаться таинство, его грубо отпихнули:
- Куда лезешь, парень? Тут очередь с утра занимают.
- Откуда я знаю, зачем вы стоите? Может, разводиться?
Ответом был дружный хохот:
- А ты что? Еще только жениться собрался? Посмотри на нас, одумайся. Впрочем, занимай очередь, пригодится.
Оказалось, по средам принимали лишь заявления на развод.
Аспирантка гордо фыркнула и удалилась.

Несколько раз ей передавал научный руководитель: «Вам звонил молодой человек с приятным голосом», - пока она не соблаговолила взять трубку:
- Приходи скорее, очереди нет.

Опять он ни о чем не стал ее спрашивать. «Приходи» да «приходи». Что поделаешь, выключила экспериментальную установку, побежала…
Очереди из желающих жениться действительно не было. Стоило бы задуматься, но - не стали. Ее не остановило даже то, что секретарь, приняв заявление, несколько раз придирчиво переспросила будущего мужа, глядя на его высокий лоб, тогда еще только стремившийся перетечь в затылок: «Вы точно первый раз женитесь?»

Спустя много лет муж признался младшей дочке, как страшно было жениться:
- Второй раз я бы на такое не решился.
Она даже подумала: «Не обидеться ли?» Но вспомнила, сколько лет прожили вместе и не стала.

Придется уточнить: шел 1977 год. Для тех, кто не знает: в магазинах не было почти ничего. «Почти» - потому, что потом оказалось, что и этого «ничего» тоже может не быть.
Будущим новобрачным выдали талоны, по которым в салоне «Счастье» можно было купить:
туфли женские – 1 пара;
туфли мужские – 1 пара;
костюм мужской – 1 шт.;
платье женское – 1 шт.
кольца обручальные – 2 шт.

Как бы это помягче сказать… Новобрачная считала себя уже достаточно пожилой невестой и несколько стеснялась нового статуса. Поэтому на вопрос мамы:
- В чем будешь выходить замуж? – резко ответила:
- Уж во всяком случае, никакой дурацкой фаты. Да вот в этом желтом платье, которое ты мне шила, и пойду.
- В желтом? Замуж? - мама схватилась за голову.

Без примерки было сшито и отправлено с проводником в Минск простенькое прямое платье. Отложной воротничок, кармашки на груди, поясок (вкус дочки мама знала), но хотя бы белое… Если приколоть к нему искусно сделанные из той же ткани цветы, платье превращалось в нарядное.
Из всего дефицита, предлагаемого для счастья, им понадобились лишь кольца.

В ювелирном магазине было торжественно и пусто. Свет ламп торгового зала отражался от зеркальных витражей окон и терялся на застекленных прилавках. В витринах, застенчиво поблескивая, прятались широкие и узкие обручальные кольца.
- Девушка, понимаете, мне очень нужно купить кольцо, понимаете? – с надеждой в голосе спрашивал пожилой мужчина.
- Обручальные кольца только по талонам из салона для новобрачных, - отвечала молоденькая продавщица.
- Но мне очень нужно. Ведь так бывает, правда? – голос мужчины дрогнул.
Девушка-продавец вздохнула:
- Распоряжение горисполкома. Но это временная мера, - попробовала она утешить покупателя.
Он тоскливо улыбнулся:
- Может, вы еще не догадываетесь, но мы все временны на этой земле, - и ушел, обреченно махнув рукой.

Молодожены переглянулись. Они тоже еще не задумывались о времени. Даже несмотря на то, что вступающий в брак физик, конечно, знал об его относительности.

Свой талон на кольцо новобрачная умудрилась потерять. Пришлось купить по талону жениха одно кольцо на двоих.  Ну, и что же? Любовь, как известно, кольцо, «а у кольца – начала нет и нет конца». Так до сих пор с одним и живут.

Окончание см. http://www.proza.ru/2016/03/28/1320