Об осознанности, воле и свободе

Евгений Терещенко
"Сознательная дисциплина - разве это не есть истинная свобода?". Н.Рерих.

Раджниш (ОШО) не раз говорил в своих беседах примерно следующее: «Не нужно никакой дисциплины. Будьте естественными, спонтанными и осознанными, этого достаточно». Когда я пытался следовать его совету, у меня получался странный результат. Естественно и спонтанно я выпивал 100 гр. водочки, затем еще 100 гр., и от моей осознанности оставались «рожки да ножки». Пришлось отказаться от предложенного Раджнишем подхода.

Накопив некоторый опыт в практике осознанности, я пришел к выводу, что это качество напрямую связано с нашей силой воли. То есть, укрепляя свою волю, мы автоматически становимся более осознанными. По идее, так и должно быть, ибо и воля и осознанность - это проявление в человеке одного и того же духовного начала. Усиление осознанности, казалось бы, должно также вести к укреплению воли. Должно, но, как показал мой опыт, это путь «не через ту дверь». Для меня, во всяком случае.

Вообще, роль дисциплины, в работе над собой, нельзя недооценивать. Мне часто приходилось читать и слышать мнение, что дисциплина связана с подавлением чувств и желаний, с ущемлением внутренней свободы. Не думаю, что это так. Самодисциплина не обязательно означает отказ от удовлетворения естественных потребностей в пище и сексе, купание в проруби или под холодным душем, стояние на голове, чтение скучной "духовной" литературы, ограничение сна и т.д. Именно такую дисциплину осуждают многие восточные мастера, и, вероятно, не без оснований.

Но, вполне возможно не пить водку, не смотреть политические и другие шоу, футбол, не читать пустые книги, не переедать, пару раз в месяц делать суточное голодание. Каждый может найти для себя подходящие способы укрепления воли, без ущемления своих естественных потребностей. Если подойти к делу с умом, то внутренняя свобода не только не будет ущемлена, но, напротив, возрастет. В то же время, о какой внутренней свободе может идти речь, если человек находится в рабстве у своих желаний и плывет по течению? И Николай Рерих, вопросивший: "Сознательная дисциплина - разве это не есть истинная свобода?", был не так уж неправ.