Трабахо

Даилда Летодиани
Родители мои считали , что профессия  этнографа одна из самых бесперспективных и по-этому уговаривали поступать на физ-мат. Но моя неудержимая тяга к приключениям и желание познать мир, как говориться "на вкус"  неизменно двигало меня в сторону от русла родительской реки с надежными, широкими берегами. Окончив ВУЗ хотела было отправиться в экспедицию в далекие галактики. Но тут отец не выдержал "дикости" и подключив всю "обойму" связей "усадил" меня на долгих три года в кабинет менеджера по связям с общественностью местного этнографического музея. Директор замечательной экспозиции был, а вернее стал в годы моей учебы, другом семьи. Конечно же он с удовольствием принял меня - аспирантку, с горящими глазами, на работу. В мои обязанности входило принимать гостей, делегации с других планет,  размещать их по гостиницам и благополучно передавать в руки маститых гидов. Первый год работы я пыталась привнести свои буйные идеи, организовать экспедицию или что-то в этом роде. Но закостенелость начальства выхолостило во мне интузиазм и я почти смирилась с участью ключницы. И вдруг наш директор не предупреждая собрался и имигрировал на отдаленную планету Саикиос. Неожиданно возникшую вакансию занял молодой энергичный специалист присланый с планеты, откуда родом моя мама, Марди. Он решительно взялся за преобразования музея. В первую очереди должность директора была переименована в Генерального аналитика. Ежедневно превращая "мертвый склад иноземных безделушок" в интеративный центр культуры. И тут я, специалист по связям с общественностью, оказалась в центр требований руководства.
В один из обычных дней вызывал меня шеф и дал совершенно потрясающее задание -немедленно отправляться в солнечную систему Трабахо - самую близкую нам по духу, как гласят леденды, и установить максимально близкий контакт с ее жителями.
- Я возлагаю на Вас самые радужные надежды.  Думаю Вы с удовольствием отправитесь куда-нибудь. Мне показалось или Вас тут насильно удерживают? - улыбнулся очаровательной улыбкой высокий молодой мужчина. - Я с пристрастием читал Ваше личное дело и что-то натолкнуло меня на мысль, что Вы тот самый необходимый специалист, могущий правдиво, но эмоционально поведать миру о затеряных мирах и неведомых планетах. Дерзайте, милочка!
Я счастливая и приободренная его словами готова была бегом нестись собираться. И дернулась было в сторону двери, даже не поблагодарив, но слова брошенные мне в спину заставили обернуться.
- Будь осторожна! Береги себя!
Я замерла на пороге, но быстро взяла себя в руки. Широко благодарно улыбнулась и выбежала прочь. До дома было совсем близко и бежала я как маленькая девочка или героиня старых "допотопных" фильмов.
За несколько часов незатейливые репортерские пожитки были собраны заботливой рукой, рыдающей матери и я отправилась на космодром. Рейсового транспорта в солнечную систему Трабахо не было и я наняла одного из частников шнырявших по вселенной, как тараканы. Видавший виды пилот предложил два варианта путешествия. Я могла выбрать между прыжком сквозь временную щель, а можно было провести с этим немолодым и неинтересным собеседником от двух до двух с половиной лет в замкнутом простанстве старенького космолета. Выбор был очевиден самому пилоту, но дань традиции навящего сервиса, обязывала предлагать подобное.
Спать я любила, естественно как только присела в оргономичное потрепанное кресло, прикрыла глаза. Не помню сна без сноведений. С самого детства меня преследует один и тот же удивительный сон. "Я босая, с огромной тяжелой сумкой, выхожу из автолета и чьи- то сильные руки помогают мне справиться с ношей. Самого галантного помощника я никогда не видела. Но теплый голос произносил "Запомни, дорогая. Никому нельзя доверять. Только мне!""  И сон всегда обрывался на одном и том же месте. Много раз пыталась распознать значение слов, а главное личность говорящего. Обращалась к помощи гадалок, прорицателей и даже откопала карты Таро в музейном хранилище. Но сон так и остался загадкой. Приснился он мне и сейчас. По Земным часам ровно через сорок минут мы были на месте. Реально прошло около трех лет, но меня мало волновали подобные мысли.
Трабахо состояла из светила под симпатичным названием Тао-да-Тао и всего трех планет - государств.
Приземлились. Третья самая большая по размеру и отдаленная от светила планета называлась Квито. Сплошь покрытая искусственными растениями, на самом деле голая пустыня. Было холодно и над головой на одинаково удаленной высоте шумели листики искусственной флоры. На небольшом космодроме стоял гигантский в сравние с размера площадки космолет золотого цвета. Мой навязчивый пилот потоптался и все же попросил небольшую добавку к ранее оговоренной сумме. Я располагала "открытым счетом" и скупиться не стала. Мы оба остались довольны. Он легким заработком, а я тем что он наконец убрался восвояси.
Накинув на плечи жакет из натуральной шерсти, подарок одной из гостьи из прошлого, направилась вдоль пустынных улиц. Был глубокий вечер. На улицах практически никого не было. Повизгивая мимо промчались бездомные собачки напоминающие Йокширских терьеров. Как выяснилось позже они и составляли 99 процентов фауны Квито. Один жалкий процент делили между собой волнистые попугайчики и конарейки. Несчастные птички не знали свободы, уже много веков. Из поколения в поколения переходили золоченные и инкрустированные стразами клетки.
Поозиравшись по сторонам направилась к самому заметному зданию. Семиэтажное здание с флигелями, мизанинами, бадгирами, балконами с баллюстрадами было чудом архитектурной вакханалии. Все известные на Земле стили архитектуры начиная с Романской и до Деконструктивизма были представлены в полной мере и красе. Готика с бариельфами и коллонадой. Вычурное Барокко и Рококо,Классицизм, в том числе палладианство, ампир, неогрек. Эклектика, Модернизм, Хай-тек все сверкало переливалось и претендовало на звание архитектурного памятника. Подойдя к самой скромной по виду двери и не получив ответа на нерешительный стук, вошла. Попала в настоящий Хондон со всеми атрибутами синтоизма, однако вместо традиционной фигуры в центре алтаря была галограма обычно полноватого очкарика.
Вдруг за спиной возникла худая женщина. Ярко -рыжий цвет волос незнакомки гармонировал с  убранством помещения.
- Как Вы сюда попали? - она говорила с приятным акцентом на прекрасном эсперанто.
Я, естественно владела этим изумительным языком, как любой выпускник гумманитарного ВУЗа.
- Я этнограф с Земли. Стучалась, но никого не было. Простите.
Женщина на удивление живо отреагировала. Она показалась мне флегматичной, однако на деле оказалась очень приятной в общении и скромной.
- Прошу Вас проходите. По этой лестнице наверх в покои САМОГО.
Я не стала переспрашивать кто это - САМ. И с любопытством продолжая рассматривать сказочное убранство комнат, поднялась по витой лестнице покрытой холщевым пурпурным ковром с золотыми кистями.
В огромном зале с кессоном в центре потолка возлежал полноватый, невысокий мужчина в очках с почти незаметной оправой.
Он не пошевелился при нашем приближении. Женщина еще издалека неожидаемо звонким голосом с истерическими нотками в нем обратилась к возлежавшему.
- О, великий и ненаглядный, к тебе между прочим, пришли!
Такое необычное обращение. унизительное и в то же время восхваляющее, я слышала впервые. Женщина представила мужа.
- Это - принебрежительно махнув на него рукой - Мой муж и наш император Рыжий Базар, а я - мило улыбнулась она - Мака. Полное имя Макакакама. А Вас как зовут?
- Разрешите представиться - я подошла к неподвижному императору - Этнограф с Земли Друзила Сапожкова прислана специально для изучения ваших традиций и с приглашением к нам. Будем рады видеть Вас на Земле.
Во время моей короткой речи император поднялся и я увидела, что сковывало его движения. Несколько Йокширов недовольно попискивая рассыпались по подушкам, на который возлежала императорская персона. Голос его поставленный и властный гремел в огромном зале. Кессон был выполнен безукаризненно, оправдывал возложенные на него надежды.
- Великий, Таоликий, Вожделенный Рыжий Базар - представился император и манерно припал к моей руке.
Такого обращения от императора я не ждала и вздрогнула.
- Да Вы не тушуйтесь, будьте расскованы и чувствуйте себя как дома. Пойдемте я покажу Вам мои покои и библиотеку. Вы знаете я много читаю, являлюсь самым высообразованным человеком на планете. За что и был избран. элитой, императором. Я философ и искусствовед, астроном и адепт черной и белой магий. Верховный жрец всех существующих религий и конфессий. Мне подвластны души подданных. Я и только я решаю состояться браку между претендующими на роли мужа и жены. Как никто другой могу управлять стихиями. Мне посвящают стихи и романы. Мною восхищаются и надо отметить, это немаловажно, совершенно не напрасно.
Мы шли по широкому коридору на стенах которого было бесконечное количество репродукций в золоченных рамках. Оббитые разноцветным плюшем диванчики с стиле барокко манили присесть. Наконец мы достигли библиотеки. Я была приятна удивлена когда подняв голову обнаружила под самым потолком несколько модильонов с изображением Йокширских терьеров и сипатичной смуглой девочки.
- Ваше Императорское Величество, кто это?
И тут напыщенный император превратился в лысоватого добряка очкарика. Мелькнула мысль, что он был в молодости рыжим. Потому как сейчас волосы имели странный вылянивший цвет.
- Это моя ненаглядная, лучезарная красавица и умница дочь. Она скоро появится.
Девочка на модильоне совершенно не походила на родителей, однако император мог оказаться и многоженцем.
Я испросила разрешения побродить по библиотеке. Честно говоря у нас только в музеях можно увидеть настоящие бумажные книги. Каково же было мое разочарование, когда вместо тесненного золотом тома в руках остался фанерный корешок. Библиотека являла собой изумительного качества подобие тахото. Я недоуменно обернулась, но император делал вид, что все в порядке и с важным видом прохаживался вдоль окон. Только сейчас я поняла, что меня смутило в первые секунды и мучило до сих пор. Из окон лился неоновый свет. Освещение везде было искусственным. Интересно, как выглядит утро на этой планете и сколько длятся сутки.
Начала задавать вопросы верховному жрецу, император краснел бледнел но полноценного обычного человеческого ответа ни на один из вопросов дать не смог. Оставив бесплодные попытки выудить информацию, решила пофилософствовать.  Рыжий Базар с радостью и каким благодарным отчаянием "бросился" в рассуждения. Увлек меня в следующую комнату, гда нас ожидал прекрасно сервированный стол. Сам предмет мебели был достоин особого внимания. Это был единный лист многослойного стекла на ножках из того стекла, но цветного и к тому же в виде верблюдов.
- Этот драгоценный подарок сделал мне сам автор - заметил император мой неподдельный интерес к столу - этот великий человек смог оценить мой вклад в его творчество. Любой художник понимает значимость моего мнения однако не все помнят добро. Люди в массе своей неблагодарны. Возьмем хотя бы мою жену. Народ считает ее своей императрицей, однако эта скупая на эмоции, зловредная женщина не помогает мне в решении политических и стратегических вопросов. Нет она наоборот пытается убедить меня принять ее видинье развития нашей планеты. Хвала мне, что все еще могу править достойно, и народ ликует при мысле обо мне.
В том углу где "пропагандировал" император висела золоченная клетка с конорейкой. Птица безбожно вопила, перекрывая восторженные деферамбы самому себе.
Все стены были увешаны картинами не схожими не по стилю не по содержанию. Сладывалось впечатление, что я не в гостинной императорского дворца, а в какой-то картинной галерее, причем не самого высшего класса.
- Простите - прервала я пламенную хвалу себе любимому - кто авторы этих картин?
- Ну как бы Вам сказать. Вы вряд ли можете знать их. Это гении современности. До Вашей отсталой, прости за прямоту, планеты еще не дошла бы слава наших живописцев. Но когда вы собиретесь в обратный путь всенепременно подарю вам одну. - он весело рассмеялся - Так сказать с королевского плеча.
Я поблагодарила и подошла к одной понравившейся картине. Боже!!! Это репродукция! Естественно виду я не подала. Заиграла музыка и в гостинную вошла Макакакама и невысокая коренастая смуглая девушка с наполовину бритой головой, а вторая половина волос была выкрашена в ярко-красный цвет. Конечно же оне была представительницей совершенно иного племени, нежели "родители".  Мать, как мне показалось смущаясь, представила дочь.
- Младшая императрица, верховная жрица богини - Нинини - ее высокородие, лучезарная Гижа.
- Очень приятно - исподлобья на меня глядела дерзкая девчонка-подросток.
Были бы тут мои родители, подумалось мне, они бы запретили даже взрослой самостоятельной, с виду женщине, общаться с подобным "чудом". К тому же еще и "лучезарным".
Блюда национальной кухни планеты Квито были удивительны, вычурны и процесс их принятия был сложен. Я ела во-первых потому что была безумно голодна, во-вторых была обязана попробовать все, что предложат, дабы не обидеть хозяев. И самое пожалуй важное в-третьих я должна была выполнить задание Генерального аналитика на отлично. Боялась, что если не справлюсь, то он выгонит меня с работы. Но это тоже волновало меня едва ли. Главное то, что он разочаруется во мне и я больше не удостоюсь его доброй улыбки. Почему-то мне было важно его мнение и хотелось услышать похвалу.
На первое подавали супы двух видов. Я не любительница жидкого, проглотила по нескольку ложек каждого. Белоснежный суп с вкраплением зелени назывался Мацвнис. Второй кремоватого цвета суп-пюре, с привкусом яйца был подан под название Чихи - ртма.  На второе, которое с жадностью поглотил отпрыск жеманных родителей, подали жареные в меду мясные шарики. Было приятно их есть, медово-прянный вкус внушал доверение к повару. Назывались они - Гамо- го -нили. И еще по виду напоминающие китайские Баоцзы, только большего размера изделия из теста, а внутри живые настоящие, прямо как у нас на Земле - устрицы. Дессерт вообще поразил мое воображение. Подали его в больших глубоких тарелках, хотя само кушанье занимало не более 10 процентов посуды. На дне пластиковой тарелки выкрашенной золотистой краской лежало несколько листочков. Чего бы думали? Конопли.  Вместе с дессертом в гостинную были занесены четыре золоченных блюда, на которых дымились все те сухие листики конопли. Сладковатый запах проникал, казалось прямо через кожу. Пропитывал все и вся вокруг. Девчонка Гижа начала посмеиваться, сначала весело потом ее смех превратился в истерический и наконец перешел в гомерический хохотот. Смотреть на нее стало неприятно и я попросила разрешения прилечь с дороги. Мне тут же была предоставлена эта благословенная возможность. Спальня в стиле Хай-тек была изумительна. Ни одного лишнего предмета мебели, все органично и комфортно. Вот где наконец я правда почувствовала себя как дома.Я не просто уснула, а провалилась в дурманное забытье. Мне снилась летающая мама. Причем летала она между балконами уродвило-потрясающего императорского дворца. Утром мне была предоставлена возможность убедиться, что лучи Тао- да -Тао всеж таки достигают планеты Квито. Хотя предпочтение конечно же отдается неоновому свету. В автомобиле с мотором внутреннего сгорания я ехала по безлюдным улицам, с искусственными деревьями, на них "сидели" искусственные птички. Предоставленный мне гид был абсолютной копией императора. Редкие прохожие походили один на другого как братья-близнецы. Весь местый народ был исключительно рыж, напыщен и красноречив. Любой представитель Квито начинал свою речь с местоимения "Я". А самой жизнестойкой и единственно верной традицией считалось самовосхваление.  В подарок я получила обещанную картину-репродукцию на мой взгляд пока не состовшегося, но подающего надежды художника. Название ее было более чем незамысловатым "Две лодки". Не стоит пересказывать сюжет - он очевиден. И еще я попросила уложить в мой вакуумный контейнер то самое интересное блюдо с устрицами. Название кстати у него сложно. "Гадао-батавшимом -дис".
На том самом зотолистом космолете, он оказался императорским, меня доставили на следующую планету солнечной системы Трабахо. Под схожим, с предыдущей, название - Киво.
Прямо на космодроме меня встречал парад. Редкий гость появлялся на этой богом забытой планете. Главнокомандующий великолепной армией Командоре Гу Дрон, лично удостоил меня чести быть принятой в лучшей казарме этой планеты.
- Мы рады приветствовать Вас на плацу - только и успел выговорить Гу, как остальные подхватили - Цу-цу-цу.
- И я рада - протянула я ему руку, как для поцелуя.
Командоре отступил на шаг и застенчиво улыбнувшись, сильно пожал мою ладонь. Это был низкорослый, смуглый человек с огромными ручищами, накаченой шеей и совершенно лишним, как бы от друго человека "прикленным" животом. Повышенная волосатость создавала ощущение угрюмости и грубости. Хотя большие черные глаза выдавали в "зловещем" Командоре жуликоватого подкаблучника.
Я подумала, что долго тут оставаться незачем. Это организованные люди покажут мне все и расскажут все о чем спрошу в считанные часы. Так и вышло, только увидела я значительно, значительно больше нежели озвучивали мне назначенные гиды.
Когда я наконец сидела за столом вместе с "отважными и непобедимыми" войнами "золотого гарнизона" и ела одно мясное блюдо за другим, Командоре решил представить своих подчиненных. Один за другим вставали и сдержанно кланялись офицеры Манвел, Хачик, Рачик, Вачик, Грачик, Койрун, Лендрош, Норик и Додик Последний Додик заговорил.
- Я хочу попросить Вас от имени всего немногочисленного древнего народа Киво, донести миру нашу историю. Мы были и остаемся настоящими войнами, а отцы наши и деды были того мощнее и нужнее Галактике! - И он протянул мне небольшую брошюрку, на которой было написано одно слово "ПРАВДА".   - Это наш учебник истории.
"Высшим должностным лицом в государстве был главнокомандующий, туртан или "человек имеющие оружие". Затем следуют офицеры с элементом раб: рабсаке, высший офицер, и, наконец, рабсарис, за которыми уже шли низшие чиновники. Наместники провинций носили титул пахот или сакну. Армия состояла из нескольких родов и видов войск: лёгкой и тяжеловооружённой пехоты, конницы, колесниц, инженерных войск, флота и т.д.Ударной силой армии являлись колесницы . В колеснице обычно находились возничий и лучники. Всадники вели бой парами: один был вооружён луком, другой копьём и щитом. На вооружении всадников иногда имелись мечи и булавы.
Разбив противника на поле боя, кивойская армия продвигалась к городу противника, где применяла искусную тактику штурма, комбинируя различные методы для разрушения стен. Главным образом для этого применялись тараны.
В описании штурма городов из клинописных памятников города Мари известно, что помимо тарана использовался подкоп, и земляная насыпь, которая достигала верха городской стены, и позволяла ворваться в город.
Кивойские воины забирались на стену осаждённого города и по лестницам. Вооружение таких штурмовых отрядов состояло из копья и щита, либо лука и букета роз. Судя по изображениям, эти «штурмовики» были профессионалами своего дела: они взбирались по лестницам без помощи рук, при этом умудряясь стрелять из лука и зашвыривать в окна любимому противнику букеты.
Действия штурмовых отрядов прикрывали лучники, укрывшиеся за большими стационарными осадными щитами.
Помимо лучников, обстрел противника производили специально обученные мальчики в возрасте до семи лет. На них надевали специальные защитные костюмы с крыльями хотя вся остальная одежда на детях отсутствовала. Они должны были метиться исключительно с грудь противника. Погибший на поле боя ребенок автоматически причислялся к лику святых и его настоящее имя изменялось. Мальчик впредь назывался Саамахо.
Причина успеха кивоийцев заключалась ещё и в серьёзной боевой подготовке войск. Так же воины изучали искусство Людус.
- Как любопытно - искренне радуясь за кивоийцев улыбнулась я - а с кем воевала ваша доблестная армия? - лучше б я не спрашивала. По рядам офицеров пробежала волна.
- Как? - грозно и в тоже время немного стесняясь своей нахрапостости, произнес Командоре - Мы покарили всех женщин галактики, они пали ниц пред нами.
Я промолчала, но подумала. Где же они?
Командоре покраснел, его черную радужную оболочку глаза обвил красный змей гнева.
- Я прекрасно понимаю, милочка, что Вас интересует где же все те покоренные. Мы их отпустили.
Я молчала, а Гу Дрон все распалял себя. Все больше и больше походил он на большого обиженного ребенка.
- Никогда не одна женщина не поймет душу настоящего война. Только мы кивоийцы способны на подвиги и на вечный  бой за веру в Людус. Нет ничего более значимого и совершенного чем искусство любовного боя. Хотя зачем я Вам это рассказываю? Лучше посмотрите на наши традиционные игры.
Я с радостью стала записывать все, что видела в окно. Во время демонтрации игр находится рядом с игроком небезопасно. Молодые спортивного вида, смуглые низкорослые мужчины с легкостью обезьян взбирались на высокие деревья держа в зубах, а некоторые даже и в руках цветы. Другая группа демонстрировала другие навыки. Войны пели сладкими голосами, песни похожие на наши земные любовные арии, танцевали легкие как лепесток розы танцы. Пили игристое вино и при этом не пьянели. Стреляли из луков и тировых пистолетов. Каждый из войнов принимавшем участие в соревновании пытался в финале заглянуть мне в глаза. Но я отводила взгляд. Тяжело дыша рядом стоял Командоре Гу Дрон и мне было не по себе от его неровного дыхания.
- Это все чем вы можете удивить галактику? - спросила я специально голосом, лишенным красок. - Если да, то мне скорее всего пора лететь дальше.
Мы стояли с Командором вдоем в огромной казарме и вдруг этот сильный пузатый брутальный бужлан, опустился передо мной на колени и чуть не плача попросил.
- Останься!
- Нет. Немедленно выдайте мне комсолет, меня ждут на Сисатуре! - почему-то я повысила голос. Хотя кричать на людей мне не свойственно. Но этот человек вызвал во мне целый сонм эмоций и мыслей.
"Бежать, немедленно, бежать. Пока жива, пока цела и невредима." - единственная мысль стучалась в голове пока я не оказалась в космолете на приличном расстоянии от каменистой небогатой, но далеко не холодной, планеты. Пилот был юн и после приземления подарил мне букет роз и сувенир "упитанный карапуз с маленькими крылышками и настоящим боевым луком в руке". Где то мне уже попадались такие фигурки - подумала я, но расспрашивать паренька с "полыхающими" щеками и болезненно слизящимися глазами не стала.  Как только он улетел села на зеленую свежую траву на теплом берегу водоема и быстренько набрасала отчет о планете Киво.
"Покинула планету в смятении и со стойким чувством, что живут на ней глубоко одинокие, трусливые, боящиеся признаться самим себе, в своей несостоятельности мужчины. Женщин нет в принципе. Каким образом происходит их размножение уточнять не решилась, боясь спровоцировать конфликт. Природа скудная, искусственно выращиваются только розы и кустарник, которые местные жители называют так же как и оружие изготовляемое из него - Лук. Есть местое вырежение "Счастье луковое" - то есть достигнутое с использованием лука. Но что эти воины любви называют счастьем понять трудно. Блюда не изысканы, но вкусны, сытны и калорийны. В основном это блюда мясные. Единственное четко осознанное чувство вынесенное от прибывания на Киво это безмерная жалость к ее обитателям.

Теплая,  покрытая тропическими лесами планета Сисатура встретила меня ласково. Приятная вода соленого озера Тба с убоюкивающим размеренным звуком толкалась в сплошь укутанный  молодой травой берег. Две могучие пальмы создавали умиротворяющую тень. В этом безмятежном месте можно провести хоть всю жизнь, только подумала я как из пальмовой рощи выскочили люди. Я не смогла сразу пересчитать сколько их было, не более десяти, но создавалось впечатление что их как минимум сотня.
Каждый их них кричал что то свое, говорили они мало того что коверкая многие слова эсперанто, так еще и добавляя в него свои собственные эдиоматические выражения. Большую половину их речи я не понимала. Молодой загорелый парень с зелеными глазами и, мне показалось, коротковатыми ногами подхватил меня под руку и стал тянуть в сторону леса. Вся остальная молодежь вилась вокруг громко переговариваясь между собой. Причем никто не спросил меня кто я и откуда. Они сами приняли решение и что удивително почти не ошиблись. Тот же симпатичный паренек спросил:
- Ты приехала за рецептами наших блюд и послушать наши песни?
- Откуда ты знаешь? - изумилась я.
- Да все за этим приезжают. И мы всем поем и танцуем и рецепты выдаем, но они опять приезжают и опять просят тоже самое. Вы "тавесибуры" вообще странные люди. Наш вождь Большой Маргаль всегда уговаривает остаться, но вы уезжаете , а потом приезжаете снова и снова. Вам нравятся наши обычаи, но жить с нами, как сказала одна туристка, невозможно. А может ты сумеешь, оставайся а то мы скоро все передохним тут.
- Почему? - удивилась и одновременно расстроилась я.
- Да потому что жениться уже не на ком. Все сестры или родственницы. Вот понравилась мне девчонка, так оказалась троюродной сестрой невестки моего двоюродного брата. Ближайшая родственница - значит жениться нельзя - инцест. Кошмар у нас. Зато - перебил он сам себя - еда вкусная. Клянусь, мамой! Побежали, а то небось уже все готово к принятию гостей.
- Каких гостей? Кроме меня еще кто-то прилетел?
- Никого не видели, а что тебя одной не достаточно? Гость от Бога Тао всегда прилетает. Вон гляди - он указал пальцем прямо в чащу пальмовой рощи - мать уже на листы Го- оо- ми разложила, а теперь вон в том котле мое любимое Нахваца готовится. Попробуешь пальчики оближешь. Я обожаю поесть, а тем более мамой приготовленное. А ты любишь травку?
Он сыпал вопросами, рассказами и при этом непереставая находился в движении. Причем не просто поступательном, но двигал меня вперед перебегая с места на место, зачем-то подпрыгивая на ходу и постоянно потирал нос. Мне показалось он не совсем здоров, но оглянувшись вокруг поняла, что и остальные ведут себя примерно так же.
Веселой шумной гурьбой ввалились мы на становище этого племени. Высокая светокожая женщина с русой косой до пояса и с такими же сверкающими, как у сына, глазами гостеприимно усадила меня на камень подле костра. На душе стало светло и уютно. Еще бы "звук понизить" всего этого действа. А то децебелы превосходящих способность среднестатистического человека воспринимать звуки, без агрессии, мещали радоваться жизни.
- Как хорошо, что Вы приехали - искрене, как мне показалось, говорила мать паренька Хуху. Самою женщину звали Бака.
- Почему хорошо? Вам только хлопоты лишние и возня со мной.
- Да что ты деточка, я всегда гостям рада. И дети мои рады, вон посмотри - она мотнула в сторону от  костра.
Я увидела все тех же молодых ребят, что носились вокруг нас с Хуху по дороге сюда.
- А как их зовут?
-Ну Хуху ты знаешь, второго мальчика Дзуку, а девчонок никто не зовет сами приходят - рассхохоталась она - Паулина, Прейскуранта, Сигарета и Дзизиля.
Пока она перечисляла имена, их владельцы расхватали большие жесткие листья банановой пальмы с уложенными на них блюдами. То что Хуху назвал Го- оо- ми оказалось безвкусной массой из муки неведомого мне растения и воды, однако здесь это блюдо сходило за хлеб. Его ели только с чем-нибудь. И это что-то должно было быть "либо горьким либо не быть!"-цитата из Баки. К Го-оо-ми прикладывалось блюдо из местных бобовых под неаппетитным названием Харкалия лэбиа, зато вот яркая свежая травка Макиндоли была изумительна. Пахучая и главное растущая повсюду. Ребята насытившись разбежались по делам. Хотя представить эти создания за производством чего-либо мне было безумно трудно. Остался один Хуху.
- А ты чего расселся? - вдруг изменив радостное возбуждение на четко просматриваемый гнев, произнесла мать - А ну пошел пахать!
- Нахваца, мам.
- Я дам тебе нахваца! - пригрозила она - Ну ка убирайся с глаз моих. И до вечера чтоб не слышала и не видела тебя.
Хуху послушно поднялся и поплелся в след за остальными.
Бака перестала улыбаться и сев рядом со мной стала рассказывать, как ее в 16 неполных лет выдали замуж за такого же малолетку и как они ужасно жили в постоянных ссорах и выяснении отношений, как муж пропадал неделями. Как она одна многие годы старалась прокормить детей и как теперь борится с проявлениями отцовской лени в сыновьях.
- Хочу чтоб хоть они работать умели. Получится ли Тао Всемогущий знает!
Я стала ее утешать и говорить как мне понравился ее Хуху.
- Большой Маргаль тоже хвалит его говорит Хуху лучше остальных камни бросает, но разве этого достаточно, чтоб стать человеком?
- Какие камни? - не поняла я.
Бака поманила меня за собой и мы выйдя на широкую лужайку увидели как все ее дети и еще, примерно их возраста, молодые люди перекидывали среднего размера валуны друг другу.
- Вот гляди. Тот кто останется на поле, после того как все устанут и выйдут из круга, тот получает плату.
- А зачем они это делают? В чем смысл.
- В том, чтоб заработать деньги.
- Но ведь это перекидывание камней никому не нужно.
- Как  не нужно - возмутилась Бака - это основное занятие наших молодых людей. А чем же прикажешь им еще заниматься, не пахать же им. Они пока молодые должны деньги зарабатывать и силу тратить. Глупые вы - инопланетяни одним словом.
Мы вернулись на семейное становище и хозяйка угостила меня Нахвацой. Вот это мне понравилось, губа не дура у Хуху. Нахваца представляло собой поджаренный тонюсенький пласт Го-оо-ми. Хрустящий со сладковым привкусом жевался приятно и главное есть его можно долго. Хозяйка сама тоже с удовольствием пристроилась к угощению и я получала двойной удовольствие. Мало того, что ела вкуснятину, так еще и в тишине.
Под вечер вернулись уставшие от бездарной работы полумертые ребята и вповалку попадали на полянке становища. Под вечер вернулся их отец. Саддабодиалоб - высокий стройный мужчиина с глазами как две синие пуговицы. На плече у него висела на длинной веревочке свирель, но они назвали ее Дудуки. Он присел на пенек пальмы и заиграл. Дети его и чужие стали "стягиваться" на звуки музыки, подошли и взрослые. Как только он опустил дудуку народ загалдел и вдруг в центр круга выскочила девушка. Кто-то вынул небольшой барабан ручной работы и стал отбивать дробные ритмы. Саддабодиалом подхватил ритм и вот уже звучала музыка. Девушка плясала как заводная без устали. За моей спиной раздался протяжно - мелодичный вой. Мужские голоса слились с девичьими и звонкая и в то же време берущая за сердце песня улетела к небесам. Слов я почти не разбирала, но было ясно что это молитва обращенная к Тао - да -Тао....
Следующий день был точно таким же как предыдущий. Опять варили го-оо-ми, опять ели харкалия лэбиа и опять с удовольствием поедала я макиндоли в неограниченном количестве. Я так расслабилась с этими странными шумными людьми, что перестала думать о работе о своей жизни, даже сон забылся. Нечто одурманивающее притягательно-отталкивающее было в этих красивых внешне людях. Ночью я проснулась от разорвавшей сон и сознание мысли. "они опоили меня наркотиками, оставить хотят." Я собрала свои вещи, так чтоб не было особенно заметно и тихо прокралась в глубь леса. Вызвала космолет. Хорошо, что меня никто не видел. Рецепты вкусных блюд я действительно увозила с собой и записанные на лазерный диктофон мелодичные завораживающие песни. Огромную сумку еле втиснула в багажное отделение космолета. Босая взошла и только он оторвался от гостеприимно-зловещей планеты Сисатуры, как я услышала голос рыдающей Баки. "Чким цода-ааа!" Кричала она в след космолету и рвала на себе волосы.
Фу - выдохнула я с облекчением - вырвалась живая.
Космолет-такси опустился прямо во дворе нашего этнографического музея. Уставшая, босая и совершенно потерявшая связь с действительностью спустилась я и только хотела начать звонить родным и близким с сообщением о возвращении, как услыхала до боли знакомый голос и те самые слова из моего сна. "Запомни, дорогая. Никому нельзя доверять. Только мне!" и мою тяжелую пыльную сумку оторвал от земли наш Генеральный аналитик.