Память

Людмила Болотова
На фото справа мой отец Березин Павел Федорович

В канун большого и светлого праздника Дня Победы  мне хотелось бы  поделиться моим, пока еще  малым, опытом поисковой работы, увековечивания памяти  моих родных и близких людей, ставших участниками  Великой Отечественной войны.

Почему не писалось раньше? Да как-то так, не сложилось. Была постоянно занята чем-то другим. Было привычно, что есть мир, семья, крепкий тыл - мама и папа, беззаботное советское детство и юность. А потом - своя семья, дети, заботы, работа…

Мой дед, Березин Федор Андреевич не вернулись с войны, а отец, Березин Павел Федорович,  был участником войны с Японией.
Папа ушел из жизни как-то неожиданно рано, на 63-м году. Мы-то думали с братом, что он еще будет жить долго, будет радовать нас долгие годы. И вот на вопрос мамы: «Что же вы отца-то не расспросили о войне?», мы смогли  лишь ответить, что думали  успеть сделать это позже. Текущие проблемы заслонили светлое прошлое…

Но и второй раз  мы совершили такую же ошибку.  Не расспросили поподробнее о событиях военной поры маму, пока она была еще жива, не рассмотрели вместе с ней еще раз фотографии семейных альбомов. Горько сознавать, что сейчас для нас многое  из прошлого родителей, семьи  утрачено и, скорее всего, навсегда, поэтому живет в душе чувство вины перед родителями.

Мой папа семнадцатилетним пареньком в 1943 году был призван в армию. В 1941 году в семью пришло извещение о том, что пропал без вести его отец:

 

«Там, в снегах под Москвой,
Враг-фашист захлебнулся.
Только дед наш уже
С битвы той не вернулся.

Он ушел на войну навсегда.

Вот уж сын его вырос, окреп,
А война все по-прежнему длится.
Эшелон на Восток паренька увозил
В сорок пятом с японцами биться».

Войну с Японией еще называют «забытая война». Хотя  только после подписания «Акта о капитуляции Японии» 2 сентября 1945 г была поставлена точка в ВОВ. На фоне побед над гитлеровской Германией война с Японией как бы меркла  своей скоротечностью. Но то, что Ставка Верховного Главнокомандования вынуждена была держать все годы войны на дальневосточной границе многотысячную  армию в постоянной боевой готовности, когда японские милитаристы  только и выжидали удобный момент для нападения на Советский Союз, является  весомым доказательством значимости для страны той войны и победы.

Долгих два года до начала войны с Японией папа провел на границе под Биробиджаном и Хабаровском. Строились укрепрайоны вдоль границы, велась разведка, прокладывались линии связи, обучался личный состав войск, велось боевое дежурство. И нужду испытывали воины и в питании, и в обмундировании вплоть до начала наступательных операций в Маньчжурии.

Но вот война закончилась, но демобилизовался и вернулся домой мой отец лишь в конце 1947 года. Это ли не самое большое счастье той поры! Приходили солдаты  и покалеченные, и усталые от военных тягот. Но были и молодые ребята, мужчины. Те, из нынешних воинов, кто прошел Афганистан, Чечню, думаю, испытывали те же чувства, что и воины 1941-1945 годов. Осознав наступивший мир, они со всей силой своей молодости, энергией окунулись в учебу, работу, строительство семейного очага.

Я сейчас понимаю, сколько невысказанного носил в себе отец все годы жизни. Пережитое, как я думаю, должно все-таки находить выход. Помню, мне было лет 7-10, как папа  жадно читал появившиеся в библиотеке, а также передававшиеся  из рук в руки мемуары советских военачальников Малиновского, Василевского, Мерецкова. Военное руководство было переброшено вместе с дополнительными частями Ставкой в  мае-июле 1945 года на Дальний Восток для завершения военных действий. Отец оживлялся, весь светился, читая мемуары, пытался что-то рассказать нам - несмышленышам. Очевидно, в те моменты он вновь окунался в свою молодость, переживал те события.
Назывались фамилии, места боевых действий. Сейчас, занимаясь поисковой работой и изучая те или иные материалы, многое из тогда сказанного отцом  всплывает в памяти. Это говорит о том, что я продвигаюсь в верном направлении. Я очень хочу  восстановить, насколько это будет возможно, военный период жизни моих дедушек, моего отца. Имея на руках учетную карточку и красноармейскую книжку папы, дату призыва и номера воинских частей, где он проходил службу, сделать можно многое. Гораздо сложнее проследить воинский путь деда Березина Федора Андреевича, где имеется лишь номер полевой почты на извещении о том, что он пропал без вести. Но, все же, и здесь я смогла определить и воинскую часть, и армию, и фронт. В имеющихся справочниках, в военной литературе буквально по дням описаны все боевые действия того или иного подразделения.  Такие информационные ресурсы  дает нам сейчас Интернет! Как будто  клубок распутываешь: потянешь за ниточку, и открываются новые факты и знания. Вот известен и фронт, и армия, и дивизия, в которой служил и воевал отец. С интересом вглядываюсь и изучаю карты Маньчжурской наступательной операции, сопоставляя надписи с папиных военных фотографий. Другими глазами читаю воспоминания фронтовиков. В кадрах кинохроники, непроизвольно вглядываясь, ищу родное лицо.

Уже не один десяток файлов с «добытой» в Интернете информацией объединен в папки «Дальний Восток в годы войны», «Маньчжурская операция» и «Сунгарийская стратегическая операция», «2 Дальневосточный фронт», «Боевые награды» и «Стрелковое оружие», «Капитуляция Японии» и др.

Большой находкой для меня стала презентация  школьницы из Амурского района Амурской области  о своем дедушке-связисте, который, как и мой отец был участником войны с Японией. Тут же я вышла на сайт школы, который меня поразил  своей наполненностью, актуальностью. Там кипит школьная жизнь! Теперь у меня есть мечта пообщаться  с внучкой  участника войны и задать воину, может быть через нее, ряд вопросов, которые меня интересуют. Ее дедушка призывался с Пензенской области. Хотелось бы узнать, как молодые солдаты добирались до Дальнего Востока, как принимали присягу, где и как обучались воинской специальности и о  многом другом.  Я была бы рада пообщаться  и с земляками-родственниками участников войны с Японией.

 Недавно показанный по Центральному телевидению фильм «Эшелон» о переброске войск  на Дальний Восток после окончания войны с Германией, удовлетворил    мой интерес к теме войны с Японией лишь частично. Захотелось прочесть  те мемуары, которые читал папа, книги писателей о той войне. Из библиотеки  я несла с собой книги как бесценный дар. Большинство книг сейчас выложено в Интернете, есть электронные книги. Это очень удобно, так как можно сохранить в файле любой отрывок о тех или иных событиях. А сколько фотографий и роликов с хроникой  войны можно просмотреть, не выходя из дома! Тут же формируется мною файл «Книги и фильмы о войне с Японией».

Во времена моего детства в 60-х годах тема войны была свежа и животрепещуща. Сколько книг было перечитано мною о войне, сколько черно-белых фильмов просмотрено! Правда, когда в фильме начинали стрелять в людей, мои детские нервишки не выдерживали и, зачастую, я покидала сеанс. Упоминания  Японии помнятся только по  книгам и фильмам о лучшем разведчике Второй мировой войны -Рихарде Зорге.  А еще на протяжении многих лет мне снился один и тот же «военный» сон о том, как мы с мамой плыли на плоту  по реке и нас бомбили. Мне было жутко страшно и было страшно потерять маму.

Как всегда, на 9 Мая приезжает в Варнавин, где жили родители, мой брат. В этот раз он передал моему младшему сыну Михаилу семейную реликвию - японский ремень, который в качестве трофея привез с войны отец. Ремень, похоже, очень редкий. Он имеет круглую пряжку с орнаментом из цветков японской вишни сакуры, в которую вкладывается другая пряжка так же в виде цветка сакуры. Брат работает в московской фирме «Звезда», которая занимается реконструкцией всевозможных битв и сражений, военной техники, выпуская модели для склеивания. Так вот, специалисты фирмы провели свой поиск в Интернете и подобного образца ремней не обнаружили. Распространенным знаком военной символики в японской армии было изображение цветка сакуры, символа короткой, но прекрасной жизни воина. В ряде  художественных композиций изображались опавшие лепестки цветка сакуры - символ павших в бою воинов.  Фюзеляжи самолетов японских смертников-камикадзе также украшали ветви цветущей сакуры.

Сейчас в основном молодежь занимается поиском, как в Интернете, так и в полевых условиях, погибших и пропавших без вести воинов, поиском мест захоронений. Открыто к свободному пользованию множество архивных документов. И совсем не обязательно сегодня  писать и ехать в архивы, иметь компьютер и Интернет в доме, хотя у большинства они уже имеются,  чтобы заниматься поиском информации  о воинах всех войн. Компьютеры есть в школах, библиотеке, на почте, в клубах. Думаю, что поиск информации об истории своей семьи, своих предков, поиск своих корней - это интересное и достойное  занятие для наших детей и внуков.
В настоящее время растет поток русских туристов в Китай, где можно посетить и города Маньчжурии: Харбин, Чань-Чунь, Мукден и другие места, где проходили в 1945 году военные действия. Усилился интерес к Востоку. Вот уже и Нижегородский лингвистический университет планирует  открытие перспективного восточного направления в обучении.
Как знать, не мы, так, возможно, наши дети и внуки  смогут побывать в ближайшем будущем там, где когда-то  воевал их дед и прадед.

07.05.2013г