Виноградный сундучок для принцессы

Наташа Шевченко
Мне так жаль! Время забирает в небытие столько хорошего. А память – как сон. Она есть, но столь же эфемерна…

Когда мы только поженились, моя бабушка очень волновалась за меня. Я видела ее напряженный взгляд. Ее маленькая принцесса, хрупкая девочка, которую они с дедушкой воспитывали в тепле и гармонии, не просто уходила во взрослую жизнь, а переселялась к мужу в рабочее общежитие. Так Паша решил.

Бабушка не переживала, что там грязь и тараканы, я ведь росла еще и в трудолюбии, но рабочее окружение никак не сопутствовало их великим трудам по созданию этой самой принцессы.

– Верочка, дорогая, я понимаю, как ты любишь своего Павлика. И всем сердцем хочу, чтобы ты была с ним счастлива. В связи с этим, позволь мне поделиться с тобой одной тайной.
– Снова тайна? Милая баушка, ты сплошная тайна, – я улыбнулась, предвкушая услышать очередную мудрость бабушки. Но все-таки, была удивлена услышанным.
– Ты знаешь, что мы прикладывали максимум усилий для того, чтобы ты не чувствовала себя ущемленной в чем-то.
– Знаю, вы с дедушкой старались, чтобы я не ощущала одиночество из-за того, что у меня нет родителей.
– Это верно лишь отчасти. Мы и маму твою воспитывали принцессой, как когда-то воспитывали и меня. Так случилось, что мы не доглядели, и ты влюбилась в рабочего парня. Нет-нет, не хмурься, плохого в том ничего нет. Но я хочу поговорить с тобой о трудностях на твоем жизненном пути.

Бабушка поцеловала меня в лоб и продолжала:

– Мы хотели, чтобы тебе в отношениях было всегда мало. Мало того, что парень красив, мало, что он имеет работу или учится, мало, что он знает, как вести себя на свидании. Мы вкладывали в тебя знания о том, что мужчина должен быть не просто представителем мужского пола, а настоящим во всех смыслах. Достойным нашей принцессы. Не обязательно иметь деньги, но необходимо уметь зарабатывать, не останавливаться на достигнутом, а стремиться к постоянному совершенствованию. И главное, он должен гордится своей честью и уважать достоинство женщины.
– Но ничего подобного вы мне не говорили, – я с любопытством смотрела на мою грустную бабушку.
– Конечно. Моменты воспитания должны оставаться за кадром. Иначе, ты боялась бы с нами делиться важными моментами своей жизни. В общем, хитрого тут ничего нет. Ты много читала нужной литературы, много путешествовала, занималась спортом, танцами, музыкой, постоянно ходила в театры и музеи. Это не просто элементы развития ребенка, это умение с помощью знаний и навыков, сравнивать, анализировать и проникать в суть явлений общественной жизни. Имея такие возможности, тебе легко определить уровень развития человека и его способности к достижению цели. Верно же?
– Да, полчасика мне достаточно, чтобы понять. Ба-а, Пашка мой не во всем соответствует, но я же люблю его…
– Вот мы и подошли к главному. Грубо говоря, женщины делятся на принцесс и ломовых лошадей. И у тех, и у других, физическая жизнь может быть тяжелой. Но это не особо важно. Больше важна психологическая составляющая. Так вот, в психологическом отношении ломовые лошади сильно проигрывают. Они полностью растворяются в заботах о своем мужчине, детях, профессии, доме и хозяйстве. Они могут быть великолепными хозяйками. Мужья их ухожены и толсты, дети розовощеки, но их при этом не существует. И вот, тянет такая свою лямку, при этом, даже не задумываясь, о том месте, которое определила для нее ее семья.

Ах… что же я?.. Хотела рассказать о сундучке, да как-то мысли увели в иное направление. Или нет? Не зря, ведь, вспомнила наш давний разговор с бабушкой. Боже мой! А мое место в семье каково?

Тогда бабушка сказала, что, подспудно, люди тянутся друг к другу по принципу «ломовая лошадь». Мужчины, воспитанные такой женщиной, ищут подобную. Они стремятся ко второй маме, которая будет вечно заносить им хвост.

И конечно, есть принцип «принцесса». А так как, мне не достался принц, бабушка и стащила с моих глаз розовые очки, поведав о неравном браке.

– Ты, мое золотко, попала в такой. Потому, тебе будет очень трудно остаться на завоеванной у судьбы позиции. Если ты забудешь, что ты принцесса, то, или сломаешься, или погибнешь. Но ты не зря же у нас мастер спорта, умеешь побеждать. Тебе придется бороться за себя и за свою любовь. Чтобы всю жизнь слышать от мужа пренебрежительное «ты же у меня принцесса». Чтобы, по прошествии многих лет, услышать от него эти слова, но уже с другой интонацией и другим смыслом. Верочка, так и будет. Потому, что слова «принцип» и «принцесса» не зря имеют в корне одно начало. И, не смотря на это, найди возможность сказать мужу, что ты принцесса.

Бабушка ошиблась в одном. Не всю жизнь мой Павлик говорил это слово с пренебрежением. Лет десять, наверное.

Недавно, совершенно случайно, услышала его разговор с другом Васькой:

– Зачем ты купил ей этот сундук? Выбросил кучу бабок! За эти деньги можно было сапоги купить.
– Васек, я ж тебе говорил когда-то, она – принцесса, ей сапоги на день рождение, что нож в сердце. То, что должно быть, не дарят на день рождение. Так она говорит. А на сундучок у нее загорелись глаза, я видел.

У меня слезы побежали. Потому, что говорил он без тени неуважения. А Вася в ответ промолчал. Значит, да, слышал уже это от Павлика.

Ох, накуролесила тут. А дело все в том, что в бытность нашу, в общежитии, соседке, Лидочке, родители привезли три ведра винограда сорта Изабелла. Ну, знаете, синий мелкий кислый виноград, из которого делают вино.
 
Так вот, Лидочка зашла к нам и говорит, что над этим виноградом уже мошки летают, не хотим ли мы его забрать, так сказать, помочь освободить тару. Ведра нужно родителям отправлять.

У меня сессия как раз была, пара свободных дней на подготовку к экзамену. Думаю, а сделаю варенье, не помешает. Хоть из винограда никогда и не делала. В общем, забрала его, перемыла в тазу, отделила ягоды от веточек, переварила и перетерла сквозь сито-дуршлаг. Засыпала сахаром и проварила несколько раз.

Вы не поверите, но варенье ело все общежитие. Прямо паломничество какое-то было. Правда, Павлик в обмен требовал с каждого стакан сахара. Ну-у, я много на варенье его употребила, вот он и возвращал добро в дом. Но не в этом дело, опять отвлеклась…

Осталось много виноградных косточек, целая кастрюлька. А я свои штучки (бижутерию, духи, косметику и т.п.) хранила в обувной коробке. В то время, мы еще не могли позволить себе что-то изящное, а Паша категорически был против помощи от бабушки. Он ее побаивался и старался показать, что и он в состоянии обеспечить свою жену. Молодость улыбает.

Так я промыла и просушила косточки, перемешала с клеем ПВА и слоем в одну косточку оштукатурила коробку. Потом вскрыла лаком. Пашка смотрел на мои манипуляции и смеялся. Вот тогда я ему и сказала в первый раз, что принцессы хранят свое добро не в обувной коробке, а в сундучках. Вот только, этому сундучку бы ножки и ручку металлическую на крышку коробки…

В выходные, мой милый мастерил. Он принес деревянные уголки, оббив все грани виноградного сундучка, поставил его на ножки, а ручку позаимствовал из своего ремнабора. На ящик с инструментами привинтил металлическую пластину, а мне досталась старинная ручка, ну, моему сундучку.

Понимаете?!

Тогда я в первый раз плакала от счастья. А сейчас, когда старый виноградный сундучок нужно выбрасывать, т.к. появился новый, деревянный, инкрустированный, с металлическими уголками и накладками, под старину, я тоже плачу. Ах, эти женские гормоны! Вечные слезы в неподходящий момент.

Впрочем, когда их с доброй улыбкой утирает твой муж, разве это плохо?