Мой отчим. Ч. 1

Олег Маляренко
Мне как молодому специалисту выделили комнату в недавно построенном доме. Когда я сообщил эту новость маме, то она пожелала жить со мной. С зятем у неё не сложились отношения. Предстоящий приезд мамы меня обрадовал, но она долго его откладывала по неизвестной причине. Наконец она прислала телеграмму, и я встретил её на вокзале.

Моя жизнь заметно наладилась. После работы дома меня ждал вкусный ужин и образцовый порядок. Даже для взрослого человека приятно жить под одной крышей со своей мамой.

Один раз в почтовом ящике я обнаружил письмо, довольно странное. Адрес был написан маминым почерком, более того, оно и адресовалось ей. Не могла же она написать письмо себе! Глянул на обратный адрес, а он моей сестры Аллы, с которой мама жила прежде. Ничего не понятно. Какая-то загадка. Не принято вскрывать письма, адресованные не тебе, но я был заинтригован и раскрыл конверт. В конце концов, это же письмо моей мамы, у которой нет никаких секретов от меня. Мелькнула запоздалая догадка, что она перепутала местами прямой и обратный адреса, потому и вернулось письмо к ней.

Мама писала некоему Сашеньке, причём, как к близкому человеку. Среди маминых знакомых я такого не знал. Очень развеселила меня фраза: «Сашенька, здесь муслин нет». Значит, кого-то интересуют маслины. Но кого?

Как только мама появилась, я встретил её вопросом:

- Кто у нас Сашенька, который любит маслины?
- Это мой муж, - ответила она после недолгого замешательства. – Его зовут Самуил Аронович Абрамович. Он работает главным бухгалтером.
- Вот так новость! А почему ты об этом мне не говорила?
- Ну, вот сказала.
- Алла знает об этом?
- Конечно. Мы жили у неё.
- Мамуля, ну, ты и конспиратор! И что, вы ходили в загс?
- Ходили.
- Почему не пригласили меня на свадьбу? Я бы поздравил молодых.
- Свадьбы не было. Она нам ни к чему. Аличек, ты не будешь возражать, если Саша приедет к нам?
- Раз он твой муж, то пускай приезжает.

Встречать дядю Сашу, как я назвал его заочно, мы с мамой отправились на вокзал. Из вагона вышел представительный мужчина, довольно симпатичный, лет пятидесяти. Меня кольнуло, что мама целуется с незнакомым человеком. Впрочем, почему незнакомым? Я его видел многократно, когда посещал во Дворце культуры разные кружки и баскетбольную секцию. Так в мою жизнь вошёл отчим.

Своего отца я запомнил всего по двум эпизодам. Последний был связан с его отправкой на фронт. Отец погиб в июле 1942 года под Воронежем. Мама стала вдовой в 29 лет с двумя детьми. В разные годы несколько мужчин сватались к ней, но всем им мама отказывала. И вот через 15 лет после войны она снова вышла замуж. Чем-то привлёк её дядя Саша. Хотелось бы, чтобы её выбор был достойным.

Дядя Саша легко вошёл в нашу семью, был внимательным и добродушным, хорошо умел готовить, в отдельных случаях лучше мамы. Трудно было представить, что мужчина в возрасте так скоро станет для нас своим человеком. Он начал подыскивать работу, и вскоре был принят в Симферопольский аэропорт главным бухгалтером.

Мне стало известно, как в маминой жизни появился дядя Саша. Она увела его от другой женщины. Началось с того, что их познакомил наш сосед по дому. На маму он произвёл благостное впечатление: главбух Дворца культуры, еврей, одинокий и с хорошими манерами. Она сразу поверила, что с этим человеком можно идти по жизни. Прошло после войны много лет, и она устала от одиночества. Дети уже взрослые и у каждого своя жизнь. На предложение дяди Саши она взяла три дня на обдумывание. Окружающие в один голос советовали ей соглашаться на замужество. И она согласилась. Чтобы убедить всех в серьёзности своих отношений, новая пара подала заявление в загс.

Один раз, когда мама была дома одна, к ней пришла незнакомая женщина. Рыжая, худая и не совсем трезвая. На мамин вопрос о цели её прихода она изрекла:

- Верните мне моего мужа!
- Какого мужа? – удивилась мама.
- Самуила Ароновича.
- И вы с ним расписаны?
- Мы не расписаны, но он мой.
- У вас есть дети?
- Детей у нас нет. А какое это имеет значение? Верните мне его, и всё!
- Так вот, милочка, я его законная жена, а он мой муж, и он не какая-то вещь, чтобы кто-либо мог им распоряжаться. Уходите, а я вам ничем помочь не могу.
- Но он любит меня!
- Здесь вы заблуждаетесь. Если бы он любил вас, то женился бы не на мне, а на вас. А теперь покиньте мой дом!
- Он тебе ещё покажет козью морду! – выкрикнула дама на прощанье.

Когда дядя Саша вернулся домой, мама предложила ему разъяснить ситуацию. Из его рассказа стало известно, что он снимал комнату у некой Клавы. Через месяц-другой они стали жить вместе. Вот тут она и показала свой неприятный характер, когда приняв дозу спиртного, закатывала истерики и скандалы. Он собирался съехать от неё, и в это время познакомился с мамой. Ничего не рассказывал о Клаве, так как считал её перевёрнутой страницей, и чтобы не расстраивать маму. На этом инцидент был исчерпан, а я убедился, что мало знаю об отчиме. Поэтому решил хорошо расспросить его о минувшей жизни. Вот, что он рассказал:

Отчим родился 31 декабря 1908 года в бедной еврейской семье в большом селе Гуляйполе Екатеринославской губернии, ныне город в Запорожской области. Его отец был сапожником, а мать занималась домашними делами. Из семерых детей выжили только четверо, среди которых был и Саша, как отчима звали в детстве.

Самым известным его земляком был Нестор Иванович Махно, руководитель повстанческого движения на юге Украины во время гражданской войны. При нём захолустное Гуляйполе превратилось в столицу махновского движения (Махноград). Дядя Саша многократно видел Нестора Ивановича, а дважды тот заходил в его дом, чтобы заказать у отца обувь и посидеть за скромным еврейским столом. Один раз приходил сам, а другой – с женой Галиной. Все близкие отчима, знакомые, да и он сам отзывались о Махно по-доброму. Вопреки принятому мнению, в армии Махно жёстко пресекался антисемитизм.

После окончания школы дядя Саша поехал в Запорожье, где устроился на завод токарем. Работа ему нравилась. Так бы и остался токарем на всю жизнь, если бы не один знакомый, который сказал, что еврей-токарь не звучит. В скором времени отчим стал бухгалтером.

В конце тридцатых годов по стране прокатились репрессии. Людей арестовывали чаще всего по ночам. Редко кто из них возвращался назад. Отчим рассказывал, что когда к дому подъезжал воронок, все замирали и облегчённо вздыхали, когда забирали не их.

В один весенний день пришли и за отчимом. Куда его повезли, не сказали, а это сильно взволновало его. Сердце оборвалось, когда заводили в Управление НКВД. В одном кабинете суровый чекист предложил дяде Саше перейти на работу в органы госбезопасности бухгалтером. Эти слова пролились отчиму подобно бальзаму, и он немедленно согласился на предложение, поскольку не было принято отказывать органам.

Продолжение следует   http://www.proza.ru/2016/04/23/790