Дорога длиною в жизнь. Глава 15

Михаил Шаргородский
Непричесанные мысли

Я уже неоднократно упоминал, что часто очень забегаю вперед. За эти годы происходили свои события.
По приглашению киевлянина мы трижды в 07,08,09 гг. гостили на его даче в Крыму. Она построена в элитном дачном поселке, неподалеку от Севастополя.
Когда я был мал, мне помнится, что живя в Крыму, мы район Севастополя вообще за курорт не считали. Это была военная база. Сейчас там много дач. Многие очень фешенебельные. Но климат все-таки жесткий. Мы посетили Бахчисарайский район. До войны мы там жили. Это был, как мне, маленькому пацану, помнится, цветущий рай. Сады бескрайние. Зелень. Сейчас нельзя даже узнать, что это одна и та же местность. Людей, помнящих то, что было, осталось очень мало, поэтому горечь изменения, видимо, ощущается не так остро.
Тогда носителями культуры земледелия были татары. А сейчас, хотя их уже немало возвратилось в Крым, они земледелием занимаются очень мало. Земли превратились в пустоши и зачастую заброшены, хотя борьба за их превращение в собственность идет непрерывно и очень активно. Но в силу целого ряда политических, или политизированных подходов, Крым развивается очень слабо. Сейчас там не ощущается та праздничность, которая ранее ощущалась. Да и обновляется и строится он очень мало. Очень жаль! Очень может быть, что это чересчур субъективные оценки, но что сделаешь, они очень ощутимы.
Очевидно, изменения, положительные, или отрицательные, вероятно один из основных принципов течения жизни.
Обстановка крайней политизированности внутри страны стала одной из основных характеристик нашей отчизны.  Общество резко раскололось. Да и не только общество, но и большинство семей. Все считают себя правыми. Пользуясь своим старшинством, я попросту запретил вести у себя в доме политизированные разговоры. Но разве это спасение? И, к сожалению, очень многие, годами сложившиеся симпатии и антипатии становятся жертвой такой ситуации.
В этих записях, мне не слишком хотелось касаться политики. Да и существует слишком много разных оценок. Я же сужу очень просто. За последние годы не построили ни одной сколь-нибудь значимой фабрики или завода. Значит, нет прироста рабочих мест, нет занятости, нет заработка. Есть только долги, которые очень быстро и крупно растут из года в год. А ведь с ними, когда-то расплачиваться надо. Вообще есть мнение, что Запад, если кому то помогает, формирует общество потребителей, а не производителей продукции. Не знаю, что посильно маленькой стране сделать в этих условиях, но очень крепко думать всем, кто у власти, чтобы хотя бы наметить и заложить другую тенденцию представляется необходимым.
Еще одна беда, свойственная всем странам постсоветского пространства, это привязанность бизнеса к политике. Смена у руля политических партий ведет к «перелопачиванию» всего бизнеса. Поэтому-то и инвестиций мало, и риски велики. В этой ситуации необходимо сначала спокойно разобраться, а потом наметить меры, поддерживаемые большинством. Когда-то даже лозунг «Хоть без штанов, но на тракторе» и то работал.
Я гражданин своей страны, и меня, как и всех беспокоит ее судьба.

Как ни странно, в моей жизни были целые периоды, когда я делал работу с радостью и удовольствием.
Когда я работал начальником главка в агропроме, довольно быстро освоил то, что было связано с техникой. А потом нам передали и работу по стройматериалам. Там были серьезнейшие методики расчетов. У меня ими никто не владел. Была одна женщина, которая давно работала в подведомственной нам фирме и хорошо владела методиками счета. Да еще и дружила с теми, перед кем надо было защищать фонды в Москве.
 Перейти ко мне она ни за что не хотела. Вся беда была в том, что в открытой печати этих материалов не было. Каждый год специальный информационно вычислительный центр в Москве, в соответствии с директивами правительства пересчитывал и устанавливал новые коэффициенты. Мы когда приезжали на защиту, нас уделывали, как маленьких детей, да еще и подиздевывались.
Естественно я так жить не мог и не хотел.
Я выбрал одного сотрудника, на вид абсолютный «глех». (Глех по грузински - очень простой крестьянин.) Но он был строитель и неплохо соображал. Мы освободили его от всех обязанностей, и дали открытый лист на командировки в Москву. Потихоньку он познакомился с ребятами из вычислительного центра, потом начал с ними пить. Потом потихоньку они стали натаскивать его делу. К концу года они уже сюда приезжали в гости. Кончилось тем, что они нам подарили кассету с действующими выкладками. А тогда компьютеров не было. Были огромные электронно-вычислительные машины, площадью, наверное, 200 кв. метров каждая. Они у нас в системе были, но не работали. Как-то заставили работать и, в конце концов, расшифровали кассету. Какой это был праздник! Причем в абсолютной секретности.
Когда мы уже по-новому сделанные материалы привезли в Москву - это был цирк. Они нас встретили со своими расчетами, а я и мой «Глех» предъявили свои. Они пытались на нас давить. Не вышло. Мы уже все коэффициенты знали наизусть и лучше них. Они обратились к руководству. Что делать? У них (неизвестно откуда) все расчеты совпадают с директивными. Завышений нет. Кое-где даже минусы.
Начальник был очень умный. Если все правильно, дайте по их расчетам. Но меня вызвал и спросил: «Откуда?» Я знал, что один специалист из центра умер, и сказал, что они были друзья с моим «глехом» и тот его подучивал. К тому же он целый год не работал. Материалы в центре мы не брали ни одной страницы. Он похвалил меня; Молодец! И впервые принял в подарок коньяк, который мы всегда возили с собой. Надо было видеть, что творилось в приемной. Наша специалистка, горько плакала. Хоть бы кого поприличней выбрал, а то «глеху» поручил «поломать ее флаг!» А остальные тамошние сотрудницы стали ко мне относиться, как к лицу, посвященному в рыцари.
Попутный вывод из этой эпопеи - для истинного познания не жаль ни времени, ни труда.

Мне припоминается, еще один пример полного удовлетворения, полученного в результате работы
Однажды в Москве меня пригласили люди, которые организованно занимались выбиванием долгов из юридических и физических лиц. Все они были мощные качки, и о методах их работы приходилось только догадываться. Им нужна была организация, которая прилично прикрывала бы их фасад, при этом, как-то соответствовала делу, которым они занимались.
 Им предложили «Благотворительную организацию по оказанию помощи бывшим спортсменам». Причем этой организации для пополнения своего бюджета разрешалось бы выполнять некоторые иные дополнительные функции. Возможно и подобные тем, которые они раньше выполняли. Им было предложено разработать и представить в руководящие органы, включая Думу два основных документа КОНЦЕПЦИЮ И ПРОГРАММУ,
Идей и мыслей ни у кого. Требования были изложены четко. Быстро. Лучше, чем у всех конкурентов, Так, чтобы наверху всем понравилось. Я согласился. Поскольку я на полставки работал, то сказал, что мне надо два месяца. Назначил свою цену. Один из них спросил, не завышаю ли я? Я ответил, что являюсь небогатым человеком, но если они найдут человека, который им это сделает, то я готов заплатить ему со своего кармана. Довод оказался убедительным. Совещание закончилось. При этом мне сказали, что они люди занятые, им некогда рассматривать промежуточные варианты. Я должен представить полностью законченную работу. Я по сей день жалею, почему за такой необычный труд, я не назначил в пять раз больше. Как я потом убедился, работа того стоила.
Прошло дней пять. У меня ни одной идеи. Я уже понемногу начал паниковать. Но вот однажды в метро, где дороги для меня были длинными, у меня появилась первая идея. Поскольку бумагу и карандаш я всегда держал наготове, я записал эту мысль. А потом почти сразу пришли еще умные мысли. В тот день я в метро, даже проехав свою остановку, записал 14 маленьких листков, на которых резолюции пишут.
Лед тронулся. Потом у меня еще много раз случались сбои и простои. Но материал к сроку я подготовил. Они на пробу взяли его к знакомым думцам. Те завизировали без замечаний. Прошло уже более 10 лет, но я по сей день считаю, что эта одна из лучших моих работ. Я тогда впервые понял, почему мастера иногда гордятся своими работами. Кстати, когда мы в конце встретились, один из них спросил меня: не показывал ли я кому-нибудь эту работу, или может в Интернете разместил. И почему наши конкуренты опередили нас?
 Я ответил по-тбилисски: «А что у меня разве две головы?» Я только на флэшке все время держу». И тут на выручку пришел самый старший из них. «Оставьте его (меня) в покое. Я тот материал видел. НАШ! на 10 голов выше». Мне пожали руку и отпустили. Утром ко мне на периферию Москвы приехал на «Бентли» один из заказчиков, сам за рулем и выровнял отношения.

Когда человек не слишком занят на работе, у него остается достаточно много времени для размышлений, иногда не совсем актуальных.
Очень часто люди обсуждают национальные вопросы. Где-то антисемитизм, где-то русофобия и т.д. Грузия себя считает абсолютно интернациональной. Это правильно, но не до конца. Это можно было, в свое время, ощутить при выдвижении на какую либо заметную должность.
Главное - ты грузин, или нет. А все остальные - практически без особой разницы. Заметных «фобий» здесь не было. (Однако, если здешний нацмен слишком уж выделялся по уму и профессионализму, дорогу ему не закрывали) Во всяком случае, мне так кажется. Но если быть до конца откровенным мне не нравится, ни здешняя власть, ни ее политика, и уж, не дай Бог экономика. Но я полюбил здешних простых людей и чувствую себя среди них вполне комфортно.

Не совсем простые отношения у меня с религией.
Я довольно неплохо знаю Библию. Причину этого я выше уже указывал. Я научился с уважением относиться к священному писанию. В какой-то степени я верую в Бога. Потому что уже много лет читаю изобретенную мною в трудный час молитву. Но я никогда не крестился, ни в одну религию и адептом, ни одной из них не являюсь. Очень часто людей удивляет, как это, при столь убедительной библейской подготовке, я не исповедую ни одну религию.
Но я глубоко светский человек. Не могу и не хочу рядиться в чужую тогу.
Кстати я с уважением отношусь к любой Религии. Если масса людей разделяет, какие-то взгляды, надо их уважать. Думаю, что это и политики касается. Да к тому же все религии признают, что Бог един! А католики даже разрешают своим прихожанам в случае надобности справлять свои обряды в православных храмах.
Мне еще раз хочется упомянуть Лену. Она и в вопросах вероисповедания была мудра. При ней у нас в доме религиозные праздники отмечались трижды. Исходя из вышеизложенных соображений, и детей мы не крестили и сами не венчались.
Валера уже во взрослом состоянии крестился в Великобритании в англиканство. А Женя, даже не знаю, какой путь изберет в этих вопросах.
Единственное, что я могу абсолютно честно утверждать, что в части религии никогда, никакого давления на детей не оказывал.