М. Горький и Коминтерн. Вчера и сегодня

Екатерина Шильдер
М. Горький и Коминтерн. «Вчера и сегодня»

     Еще идет Гражданская война. Происходят основные сражения между Красной и Белой армиями. Конец 1918 года. Но партия большевиков в это время стремится к объединению партий в новом Интернационале, который получает название Коммунистического. Первый конгресс проходит в марте 1919 года в Москве.
    А уже 1-го мая выходит первый журнал нового объединения партий, который имеет название «Коммунистический Интернационал». Объем журнала выглядит серьезным, а количество статей тоже большое. Начинается журнал статьей Манифест Коммунистического Интернационала к пролетариям всего мира, программным документом для всех тех, кто уже приехал со своими делегациями на этот конгресс и для тех, кто должен присоединиться в скором времени к единому движению коммунистических партий. А делегатов на первом конгрессе было 52 человека от 35 партий, что приехали из 21 страны.
 
     В этом первом номере журнала со своими статьями выступают организаторы и руководители Коммунистического Интернационала.  В. Ленин со статьей «Третий Интернационал и его место в истории», Г. Зиновьев со статьей  «Перспективы пролетарской революции», Троцкий с работой « Великое время. В журнале представлено место множеству представителей других партий со своими обращениями, приветствиями. В ряде работ отражают хронику революционного движения в разных странах, таких как   Англия, Испания. Швеция, Дания, Норвегия и других.
    Но до статей Ленина и Зиновьева, после Манифеста Коммунистического Интернационала и первомайского приветствия, предоставлено право открыть такой журнал пролетарскому писателю Максиму Горькому статьей «Вчера и Сегодня». Статья небольшая, занимает только три страницы с 29-й по 31-ую.

     «Вчера был день великой лжи. Последний день ее власти. Издревле, нить за нитью, точно пауки, люди заботливо плели крепкую паутину осторожной мещанской жизни, все более пропитывая ее ложью и жадностью. Незыблемой истиной считалась циничная ложь: человек должен питаться плотью и кровью ближнего, а орудия производства – оружие борьбы с природой – должны служить орудиями угнетения человека».
     Как видно, Горький начинает с того важного вопроса, который волнует писателя, с вопроса мещанства, которое опирается на ложь и жадность. Такое заявление писателя выглядит, конечно, несколько странным при решении вопроса объединения партий под новыми лозунгами в новый пролетарский орган, в Коммунистический Интернационал. Но Горький великий писатель, он не может начинать свой труд сухими и не яркими словами. Но начав с мещанства, писатель быстро переключился на орудия производства, Сам Горький, который жил на Капри, не был мещанином, там не могло быть в том прекрасном месте мещан. Там могли жить богатые люди, которые волновались и беспокоились о трудной жизни пролетариата и крестьянства.  С 1906 года поселился Максим Горький в Италии, где и прожил до 1913 года. А после амнистии объявленной в честь 300-летия дома Романовых смог вернуться в Россию.
 
     «И вот вчера дошли по этому пути до безумия общеевропейской войны, кошмарное зарево ее сразу осветило всю безобразную наготу древней, прочной лжи и – мы видим: старый мир потрясен до основания, взорван, его мрачные тайны обнажены, сегодня даже слепые, прозрев, видят все безобразие прошлого».
       С утверждением Горького о безумии войны трудно поспорить, но если война началась, что армия вставала на защиту своей страны, и страна отдавала своих лучших сынов.
      «Сегодня – страшный день расплаты за ложь, которая царила вчера. Силою взрыва терпения народов изгнившая жизнь разрушена, и ее уже нельзя восстановить в старых формах. Все ли старое убито? Нет! Оно будет убито завтра».

     Жизнь народа разрушена действительно, да так, что потребуется не один десяток лет, чтобы что-то собрать и как-то ее наладить. Здесь же у Горького звучит лозунг, а таких лозунгов потом будет не мало, о том, что дано старым временем, и том, что то, что не убито «будет убито завтра». Бесконечная революция, бесконечная борьба станет приметой нового строя в России. Это или предчувствовал писатель, или уже знал, так как знал главных революционеров лично.
       «Сегодня много страшного, но все естественно и понятно. Разве не естественно, что люди, отравленные крепкими ядами власти, – алкоголем, сифилисом – не смогут быть великодушны? Разве не естественно, что люди воруют, – если воровство было основным законом вчерашнего дня? Естественно убивать десятки, сотни, тысячи людей после того, как в течение четырех лет мы привыкли убивать их миллионами».
 
     Прилепив прошлой власти ярлыки в виде «алкоголя, сифилиса», Горький грешил против истины. К тому времени прошлая власть уже получила много и от Временного правительства, которое отправила представителей этой власти в Петропавловскую крепость, для чего была создана даже Чрезвычайная следственная комиссии по расследованию противоправных действий высших чинов императорской власти. Комиссия в названии имела слово «следственная», которое потом будет выброшено при создании новой послереволюционной Чрезвычайной комиссии. Список арестованных временным правительством был представительным, там был и последний председатель правительства Российской империи князь Голицын и министры правительства. Конечно, заявить о том, что власть пропитана «ядом» власти тоже несколько не соответствует тому, что происходило. Были и те, кто отказывался от предлагаемых постов, так Голицын не стремился к власти, и оттого ему было сложно принимать такие глобальные решения, которые должны быть приняты в сложное военное время.

       «Посеянное вчера не могло не взрости сегодня; жесток текущий день, но не он родил жестокость. Зло создается силами людей, ничто не возникает помимо нас. Среди развалин прошлого отчетливо видно все, чем оно было связано и спаяно, и все, что таилось в душах угнетенных людей – сегодня возбуждает их на угнетение. Человек стоит пред зеркалом истории голым как зверь, пылая огнем запоздалой, ненужной мести, – много можно сказать плохого о человеке сего дня.
       Но надо помнить, что слишком светел день, и оттого так густы тени...»
     Велик писатель Горький в том, что чувствует, что находящаяся в глубине «зверя» выйдет наружу «ненужная месть». Но запущена уже идея ограбления того, кто был рядом, не только ограбления, но и уничтожения того, кто имел то, что потребовалось теперь всем и сразу. И попали первыми под эти ограбления и смерти те, кто продолжал жить в своих имениях. Там под натиском населения,  под натиском крестьян, отдавали то, что имели, а там уж от обстоятельств зависело, оставят ли им жизнь.
   
      «Случилось так, что впереди народов идут на решительный бой за торжество справедливости бойцы наиболее неопытные и слабые – русские люди, люди страны отсталой экономически и культурно, люди, измученные своим прошлым более других. Еще вчера весь мир считал их полудикарями, а сегодня они, почти умирая с голода, идут к победе или на смерть пламенно и мужественно, как старые, привычные бойцы».
    Оценивает Максим Горький народ России, как бойцов «неопытных» и «слабых». Получается, что не подготовленные бойцы, и самые неопытные идут на защиту великой идеи. А, значит, должны пасть в этой борьбе.  Кроме того, о России Горький говорит как о стране «отсталой экономически». Хотя и здесь нельзя так говорить однозначно, да, Россия страна с преобладанием крестьянства, но уже имеете свои заводы и фабрики, строит корабли, железные дороги.

      Статья Горького написана в 1919 году, а вот спустя три года будет написана статья «О русском крестьянстве», в которой он объясняет, в чем же причина отсталости крестьянина в России от тружеников Европы.  «Безграничная плоскость, на которой тесно сгрудились деревянные, крытые соломой деревни, имеет ядовитое свойство опустошать человека, высасывать его желания». Это большой недостаток русских сел, из-за которого пролетарскому писателю можно жить только в Европе, лучше в Италии. 
        «Каждый, кто искренно верит, что непобедимое стремление человечества к свободе, красоте, разумной жизни – не бесплодная мечта, а вполне реальная сила, единственно способная создавать новые формы жизни, что эта сила – действительно рычаг, которым можно перевернуть мир, – каждый честный человек должен признать всемирное значение тех деяний, которые совершаются честнейшими революционерами России».

     Народ дикий и отсталый, революционеры «честнейшие», но народу ничего не остается, как верить в то, что  в их интересах переворачивается мир, в котором они живут. При царизме власть состоит из алкоголиков и сифилитиков, народ бесправен и дик, а революционеры честнейшие люди. Много можно ожидать от органа Коммунистического Интернационала, если с таких слов начинается статья в первом номере журнала.
     «То, что творится сейчас на Руси, должно быть понято, как гигантская попытка претворить в жизнь, в дело великие идеи и слова, созданные, сказанные учителями человечества, мудрецами Европы. Вчера социалистическая мысль Европы учила русский народ думать, сегодня русский рабочий работает для торжества европейской мысли».

    В этом отрывке хочется выделить несколько важных слов сказанных Максимом Горьким, это «попытка», «великие идеи»,  «русский рабочий работает для торжества европейской мысли». Европейский рабочий для торжества своей европейской мысли не собирается, а русский теперь обязан что-то для этого делать, точнее, все делать, ведь там, в Европе, только «мудрецы». О чем это говорит пролетарский писатель? О том ли, что рабочему и крестьянину станет легче? Нет, легче не будет, ведь он участник эксперимента, опыта, «попытки».
    И вновь о честных революционерах, такой ярлык повешен, для тех, кто, действительно, мечтает о справедливости на этой земле, а не потом, в другом мире.
     «И если честные русские революционеры, малочисленные, окруженные врагами, измученные голодом – будут побеждены, то последствия этого страшного несчастия тяжко лягут на плечи всех революционеров Европы, всего ее рабочего класса».
       И получается, что и народ голодает, и честные революционеры голодают, но они должны всеми своими остатками сил держаться, ведь тогда придется подставлять плечи уже революционерам Европы, а это уже будет другая история и ничем хорошим для революционеров она не закончится.

      «За эту катастрофу – разразись она – придется платить своей кровью и жизнью всем, кто не чувствует, не понимает страшной борьбы, которую изо дня в день ведут русские рабочие».
     По мнению пролетарского писателя, русские рабочие и крестьяне должны держаться, а иначе уже прольется кровь европейских тружеников. И пусть это борьба «страшная», но русскому она уже уготовлена, и честные революционеры отступать не собираются.
 
      «Честное сердце – не колеблется, честная мысль чужда соблазну уступок, честная рука не устанет работать, пока бьется сердце, – русский рабочий верит, что его братья по духу не дадут задушить революцию в России, не позволят воскреснуть всему, что смертельно ранено и издыхает, исчезает, исчезнет, – если великие задачи сегодня будут поняты революционной мыслью Европы».
      Так красиво заканчивает свою статью Максим Горький 1-го мая 1919 года в первом номере  журнала «Коммунистический Интернационал». Трудно было русскому человеку «вчера», трудно будет и «сегодня».