Воспоминания. Часть 3. Серменево

Римма Гумерова
Часть 3.  Серменево

В Серменево мы переехали  в конце марта. Отец наш уже работал здесь с начала

 года директором школы , будучи переведён   из восьмилетней Ермотаевской в


 среднюю Серменевскую.   В  четвёртой четверти  6 класса я вынуждена была
 
идти  в новую для себя школу. Иду. Солнечно, снег вовсю тает, на моих ногах

светленькие ботинки , и сама я в светлых ожиданиях чего-то :  того  радостного,

 что присуще человеку только в отрочестве и именно  ранней весной... Захожу в школу ,

нахожу свой будущий класс . В дверях стоит длиннущего роста  мальчик . Увидев меня ,

  задирает подбородок и резко захлопывает дверь.  Но тут же открывает :

проходи, мол. Шум, гам. Классная – Тамара Семёновна – сажает меня рядом с

другим – крепеньким , угрюмым  , молчаливым мальчиком , ибо у неё было

 правило:

 – сажать мальчиков с девочками. Ну, что ж, сажусь , то есть оставляю

 портфель . Но , вернувшись с перемены, вижу  его валяющимся на полу  вдали

от парты : Коля , сосед новоиспечённый, сбросил по непонятной причине. Что

 поделаешь, сажусь  назад , за ним. Классная   не стала возвращать меня на

место, а новые одноклассницы объяснили:  его соседка, Флюра, болеет  . А!

 Значит, хранит верность.  Запомнила его  кулаки почему- то : большущие,
 
наверно, тяжёлые.  Через много лет узнала случайно, что он отсидел в тюрьме

 за драку, окончившуюся убийством ,  не сумев доказать свою невиновность. Так

 утверждали его родственники.
 
Серменевская школа запомнилась мне,  в первую очередь ,бесконечным шумом и

 гамом  на переменах,  нескончаемой  беготнёй  детей, непременным   визгом

девчонок, обижаемых мальчиками. Это впечатляло . Наверно , по контрасту со
 
спокойной , деловой обстановкой в Ермотаевской школе.   Зато  на переменах

здесь  передавали из радиоузла  современные  песни  . Вадим Мулерман пел : «А

 мы случайно повстречались, мой самый главный человек…» ,  Валерий

Ободзинский  -  «Эти глаза напротив – калейдоскоп огней…» .  ВИА  «Самоцветы»

 пели : « В школьное окно смотрят облака, бесконечным кажется урок…» . Ах,

 эти песни, сопровождавшие мою розовую юность , мою первую школьную любовь!

  Самые чистые, самые красивые , трепетные песни школьных лет !   Помнят ли

вас  мои одноклассники , выпускники  70-х лет?   «Сердце любит , но не скажет

 о любви своей. Пусть живу я и не знаю, любишь или нет. Это лучше , чем

признавшись, слышать «Нет» в ответ ! А я боюсь , услышать «Нет!».  Поистине

, дорогой мой читатель,  «не повторяется, не повторяется , не повторяется
 
такое никогда!"



 Учителя…  В первую очередь, это  Тамара Семёновна  , русичка.  Устремив

взгляд  поверх голов  не перестающих ( казалось, никогда  !) шуметь

 мальчишек  , она  плавно увлекала  меня своей   ровной , грамотной,

 увлечённой речью  в  неведомый и манящий мир литературных героев .  Хотелось

 знать так же много  и так же легко и свободно говорить  .  Вспоминаю её

литературные вечера  . Мягко и настойчиво требовала выразительно прочесть «

Не бродить , не мять в кустах багряных…» к вечеру Есенина.  Инсценировала с

 нами басни Крылова. ..   Ещё запомнилась на всю жизнь  Елена Борисовна.

 Приехавшая из Костромы   химичка , она обнаружила, что весь наш девятый

 класс абсолютно не знает химию.    Поставила ультиматум  :  всем ходить

вечером на дополнительные занятия   или всем будет за четверть « два» .  И

что вы думаете ? Ходили или нет остальные – не помню, я ходила.   За это я ,

 дочка директора ,  имеющая по всем предметам «пять» , заслужила за четверть

 «тройку»  .  Гале , у которой на квартире жила химичка , была выведена

«четвёрка»  ( надо полагать, дома занимались !) , а всем остальным

одноклассникам – за четверть  - «двойки! ! !  Впечатляет ,  а ?  Тогда – не

 сейчас ! Такое тогда было возможно.  А за год  вывела мне «четвёрку» .

 Единственную в  табеле. Спасибо.  Зато я   помню  валентности  всех

химических элементов таблицы Менделеева . А  вы ?

Перейдя в десятый класс ,  нам посчастливилось  сходить всем классом в поход

  , к Каповой пещере. Или  по- другому – ко всемирно известной  пещере

  «Шульган Таш» .  Руководил нами в походе мой отец  .  Доехали на школьной

машине до райцентра села  Субхангулово. А дальше 35 километров, прошли по

горам пешком.  Незабываема природа  Бурзянского района !  Скалы, чистейшие

 воды реки Белой !  В самой пещере  сохранились рисунки первобытных людей :

изображения мамонтов , коней . Не буду описывать этот заповедник и пещеру,

ибо любой может погуглить , прочесть и посмотреть всё  про эту прекрасную

достопримечательность Башкирии.
 
Запомнились два случая  :  на привале  мальчики забыли топор  , и рано утром

 вынуждены были  сходить за ним за несколько километров , ибо – как же без

топора дальше быть?  А я забыла около пещеры , там, где умывались , на
 
большом камне свои часики, подаренные мне папой  за то, что на «пятёрки"

 сдала экзамены после восьмого класса.  И вернулись мы за этими часиками с

моей подругой Галей ,уже отойдя от пещеры километра два - три. . .  Да уж,

 «дурная голова ногам покоя не даёт».

Окончив  девятый класс,  мне пришлось уехать  из  села  Серменево , ибо мы

переезжали   в посёлок Тукан  : отец опять  был направлен директором  в ещё

 бОльшую ,   туканскую  школу .
 
А провожали меня всем классом   : устроили прощальную  вечеринку , на другой

день пришли попрощаться  на железнодорожную станцию   и даже  доехали до

следующей   остановки  поезда...