Знамение

Евгений Боуден
     (фото моё)    

     Было это в 2006 году.

     На второй день после Благовещения, подруга бывшего мужа моей двоюродной сестры (классно звучит) и моя жена, одна будучи христианкой, а вторая примазавшаяся к ним, решили поехать в паломническую экскурсию по святым местам, связанным с девой Марией и рождением Иисуса. Я, как истинный еврей, которому все надо увидеть и узнать, тут же увязался хвостом за ними.

     Уж и не знаю, насколько права та или иная религия, но то, что это наша история, то, что это случилось именно на земле Израиля - убеждён на 120 процентов.

     В составе нашей паломнической экспедиции, так её назвала наша организатор экскурсии Оксана, были христиане из Израиля, Америки, Венесуэлы. Были наши земляки из Украины. Было даже несколько женщин мусульманок из Азербайджана и из Бухары. Были и евреи, такие как я.

     Забегая вперёд, расскажу два подслушанных разговора.
 
     В Назарете есть церковь Архангела Гавриила над святым городским источником, где, по преданию, молоденькой Марии явился архангел Гавриил и сообщил ей Благую весть. Весть о том, что у нее, жены обрученного ей престарелого Иосифа, родится малыш, и будет он спасителем человечества. Видимо, такие коллизии с молоденькими девушками в те времена периодически случались, а потому нам не стоит задумываться над тем, как девушка впоследствии объясняла столь странную беременность местным жителям. Главное, Марию уверили, что она находится под защитой Господа, а потому никто её не осудит.

     Между тем, уже сильно уставший, ожидая пока мои женщины наберут святой воды из источника, я присел в тенёчке рядом с двумя женщинами, ещё не зная, что они мусульманки. Они хвалились друг перед другом приобретёнными святыми сувенирами. Одна хвасталась открыткой с ликом Иисуса и привязанными к открытке тремя миниатюрными бутылочками - с святой землёй, святой водой из реки Иордан и освящённым маслом.

     - Это кто? Их святой что-ли?

     - Кажется, его зовут Иса. Это их главный. Он вроде от всех болезней лечит.

     - Маслом надо намазывать? А c землёй что делать?

     - Наверное, к ранам прикладывать. А потом вот этой водой смывать.

     - Но тут же мало!

     - Так купи штук десять. И положи бутылочки в сумочку, а открытку выбрось. На ней же не мусульманин.

     Чуть позже, на берегу Кинерета в прекрасной русской церквушке святой Марии Магдалины, чем-то похожей на старообрядческий скит, я наблюдал ещё одну интересную картину.
     В церкви осталась одна монахиня. Она одна следила за порядком в церкви и охотно давала пояснения всем, кто в неё заходил. Ей было одиноко, и она с радостью встречала гостей. Буквально за забором проходила самая длинная в Израиле дорога, но, как нам объяснил наш экскурсовод, даже жители соседней Тверии и прилежащих селений не подозревали, что вот тут в метре от дороги такая достопримечательность.

     И вот, захожу я в церковь и вижу бедную монахиню, зажатую на скамейке двумя черноволосыми и толстыми азербайджанками. Они переговариваются через голову монахини и иногда обращаются к той за разъяснениями.

     - А кто эта Магдалина?

     - Это падшая женщина, которую Иисус спас от гнева жителей и побиения камнями.

     - Проститутка что ли? А она мусульманка?

     - Ну что вы. Она была иудейкой, а потом стала последовательницей Иисуса.

     - Ну если бы была мусульманкой, её бы просто зарезали.

     Да простят меня набожные читатели, но я и сам от подобного кощунства слегка обалдел. Но монахиня терпеливо продолжила разъяснять иноверцам их ошибку. 

     Но продолжим наше путешествие. Нашей первой остановкой была гора Тавор (Фавор). Как нам объяснили, её высота 588 метров, а расположена она отдельно от горных хребтов в исключительно равнинном месте, и имеет довольно круглую форму в горизонтальной плоскости и с очень закругленной вершиной. Тавор, или Табур, в переводе с иврита, обозначает "пуп". Да-да, вот тот самый пуп Земли о котором каждый из нас слышал множество раз, но даже не представлял где это находится.

                * * *

     Поднявшись где-то на треть высоты горы, автобус с паломниками остановился, и нас высадили рядом с арабской деревней. Дальше дорога была настолько крутая и узкая, что тяжеленному и неповоротливому автобусу туда было просто не взобраться.

     Мы немного погуляли. Я фотографировал весенние цветы и среди них роскошные маки. Воздух был чист и свеж, с горы открывалась величественная панорама Израиля.
     Я всматривался в лица жителей арабской деревни и не находил в них ничего злобного. Правда, это были арабы-христиане. Почти все они прекрасно говорили на иврите и на английском.
     Наконец подъехали арабские монит. Монит – это ивритское название такси. Микроавтобусы, вместимостью по семь человек плюс водитель. Собрав с нас по 20 шекелей, всю экскурсию рассадили по этим мониёт. Я с Аней сел в одну из них, причем меня угораздило сесть на переднее сиденье, перед большим лобовым стеклом. Ну и натерпелся я страху! Хорошо, что Аня села сзади меня и не видела этого ужаса. Дорога представляла из себя серпантин. Двести метров ровной дороги вверх по краю пропасти с ограничительным барьерчиком, высотой сантиметров сорок, потом разворот на сто восемьдесят градусов и снова ровный кусочек. Снова резкий разворот, не снижая скорости, и снова разворот, и снова, и снова… Причем дорога была настолько узкая, что разминуться со встречными машинами было возможно только в местах очередного разворота. На поворотах не было зеркал, и потому пару раз мы чуть не столкнулись со спускающимися машинами, остановившись лишь сантиметрах в двадцати друг от друга. Ну ладно, этим водителям-самоубийцам была жизнь не дорога, но ведь они везли пассажиров!!! А может это всё делалось специально? И никаких бомб не надо - кувыркнулся через бордюрчик в пропасть, и вот ты уже на небесах с сорока девственницами, а твои враги в аду!

     Но ничего не бывает бесконечным, и когда мы таки приехали на место, я облегченно вздохнул, покинув столь напугавшее меня средство передвижения.
     Наш экскурсовод пошагал впереди, что-то рассказывая и размахивая руками, а мы с Аней отстали от основной группы, так как моя половина умилялась каждому необычному растению и останавливалась их понюхать или полюбоваться ими. Сзади нас ползла третья группа пожилых женщин, которым тяжело было подниматься в гору, а замыкала шествие организатор паломничества - Оксана. Она рассказывала об окружающих нас развалинах крепости времен крестоносцев, о каких-то огромных монолитных строениях из чёрного вулканического камня, похожих по форме на ангары для самолётов. До нас доносился ее звонкий голос, и я с удовольствием слушал её рассказ. Кстати, оказалось, что это вовсе не ангары, а захоронения монастыря.
     Вокруг были древние стены, чернеющие входы в подземелья. И если бы не яркий день и сияющее на безоблачном голубом-голубом израильском небе солнце, было бы просто очень даже не по себе.
    
     Мы прошли сквозь прекрасно сохранившуюся арку с названием "Ворота Всех Ветров" и вышли на прямую дорогу, которую замыкала церковь Преображения Господня.

     Тяжелые кованые ворота были ещё закрыты и потому вся группа остановилась у входа. Меня заинтересовала группа молодых русских монахов-паломников в чёрных рясах до земли и с огромными крестами на груди, увешанные дорогущими фото и видеокамерами.
     Вдруг монахи стали задирать головы и щёлкать камерами. Послышалось: "Голубь, голубь…". Я тоже поднял голову кверху, ожидая увидеть голубя на ветвях окружающих деревьев. Но на ветвях было пусто.
     Случайно я взглянул ещё выше, поверх деревьев и обомлел. Прямо над нами раскинулись крестом две  странные тучки. Одна, очерчённая двумя абсолютно правильными дугами, представляла собой крылья, а вторая, пересекающая её, была похожа на тело и голову птицы. Всё вместе походило на стилизованную фигуру голубя, раскинувшего над нами свои крылья. Столь чёткая очёрченность фигуры уже сама по себе была необычной для туч, но всех поразило нечто другое. Сзади или внутри тела голубя находилось что-то, заставившее его светиться. Но ведь на небе был только один источник освещения – солнце. Причем оно тоже присутствовало на небе и находилось в совсем другой стороне от голубя.
У меня нет слов, чтобы описать всё это. Смотрите сами фото в начале этого рассказа.

     Я не очень-то верю в чудеса. Но как прикажете это понимать? Возможно это какое-то преломление лучей в нагретых слоях воздуха. Возможно, отражение солнца от какого-то озерца внизу в долине. Всё возможно. Но очень уж захотелось поверить, что чудесный голубь раскинул свои крылья над Израилем, обещая ему мир и процветание. И что все мы, кто увидел это чудо, каким-то образом получили знамение.

Продолжение путешествий по христианским местам:
"Церковь Марии Магдалины" - http://www.proza.ru/2018/02/17/1270
"Назарет" - http://www.proza.ru/2017/12/21/1639
"Иорданит" - http://www.proza.ru/2016/03/26/1066
09 апреля 2006 г.
Израиль.