Сначала хотел назвать рассказ, «Половцами не рождаются», но пусть рабочее название останется эпитетом.
В год 6619 (1111)…и двинулись к городу Шаруканю... И князь Владимир повелел попам, едучи перед войском, петь тропари и кондаки в честь креста честного и канон святой Богородицы. И вечером подъехали к городу, и в воскресенье вышли люди из города с поклонами к князьям русским и вынесли рыбу и вино. И провели там ночь. И на другой день, в среду, пошли к Сугрову и, приступив, зажгли его, а в четверг двинулись от Дона...
Шарукань сдался без боя на 5-й день осады. Примечательно, что горожане предложили победителям рыбу и вино, что характеризует оседлый быт его обитателей. Параллельно русскими был сожжён Сугров. Оба города назывались по именам ханов, разбитых на Суле в 1107 году (тогда Шарукан бежал, а Сугра был пленён).
26 февраля 1111 года (2-е воскресение Великого Поста) русская армия, в боевом порядке двинулась к городу Шарукань, а 24 марта произошло первое ожесточённое сражение у Донца, в котором русские воины взяли верх. Утром 27 марта в полнолуние на реке Сальнице началось второе, основное сражение. Половцы не выдержали их скоординированного прямого удара. Русские захватили большой плен и добычу.
Повторим: «В понедельник же Страстной недели вновь собрали иноплеменники многое множество полков своих и двинулись, словно огромный лес, тысячами тысяч...И победили их в понедельник Страстной недели, месяца марта в 27-е. Перебито было иноплеменников многое множество на реке Сальнице... возвратились русские князья восвояси к своим людям со славой, которая донеслась до всех дальних стран — до греков, до венгров, поляков и чехов, даже и до Рима дошла она, на славу Богу...». (Повесть временных лет). Зачем до Рима?.. Разберёмся.
Перевод О.В. Творогова, он же переводил и «Слово о полку...», и вообще, создавал нам историю один творческий коллектив. Остальные переписывали, но общепринятая версия понятна: крестовый поход на половцев, победа, и даже есть дата — начало Страстной недели. Перевод: sanctum sabbati (лат),Свети недеље (серб), Вялікі тыдзень (белор), Светата недела (макед), Страсний тиждень (укр), semana Santa (исп), semaine sainte (франц), settimana Santa (итал). Немного попутались дни от недели, а так всё ладно вышло. То, что неделя и суббота, это каждому своё, но «по-недельник» — это первый рабочий день после ничегонеделанья. И с русским языком, Ленин предпочитал не спорить, и брёвна носил строго по субботам. Так и 800 лет назад, всё полагалось делать к празднику, а если не получалось сходу, так «не мытьём но катаньем», дела поправляли через 700 лет. Троянский конь двигался на восток и так и сяк, и «шаг вперёд и два назад», и это осложняет путь исследователя, но делает его необычайно интересным. Так по Хуану ли сомбреро? А за шапку сейчас и поговорим. Чью? Сенькину, так сказать, Semena Семёныча...
Краткие известия о битве на Салнице есть во многих русских летописях. После 1111 года половцы лишь единожды подступали к границам Руси, в год смерти Святополка (1113), но замирились с занявшим престол Владимиром. Это год коронации и ПВЛ содержит миниатюру с изображением королевской короны золотистого цвета - на голове. Однако единственный источник, содержащий подробный рассказ о сражении — Ипатьевская летопись. Чья она? Правильно, Киевская и переписанная с Переяславской и других, а по мере, так сказать, продвижения «мати городов русских» вглубь Руси по Десне — города исчезали... Вместе с русскими. Но коня толкали от Царьграда и Дуная. Труд нелёгкий, дорога дальняя, да осилит идущий! У него есть дорожная карта, в отличие от половца... Термин язычество происходит из Нового завета. Язычник - обозначение представителей нееврейского народа, на эту тему есть несколько статей, см. ссылки ниже..
Ипатьевский (Академический) список датируется концом 1420-х гг. В XVII веке этот список находился в Ипатьевском монастыре под Костромой, откуда летопись и получила название. В 1809 г. она «была найдена» (это отдельная тема), в Библиотеке Академии Наук историографом Карамзиным. Список написан пятью почерками, но к единому мнению, где была написана летопись, исследователи так и не пришли. Несторовский список датируется примерно 1560 годом, создан, вероятно, в Киево-Печерском монастыре. Список Яроцкого датируется 1651 годом. Краковский список был изготовлен для польского историка Нарушевича около 1795-1796 гг (фрагменты Погодинского списка), «Повесть временных лет» с продолжением до 1117 г., а Киевская летопись XII века — летописание событий 1118—1198 г. Они-то и стоят камнем преткновения. Согласно концепции Б.А. Рыбакова, необычайно подробное описание событий 1146 —1154 года заимствованы из особой «Летописи Петра Бориславича». С познаниями и устремлениями академика Рыбакова мне давно всё ясно — он этого Петра и определил в Авторы «Слова о полку...». А кому ещё писать, как не киевлянину и прислужнику венгров? Поэтому, уж что-что, а поход Игоря Святославлича в 1185 году, киевской летописью описан очень подробно. Это описание считают особой повестью! Чуть ли не сам и написал, если не Мусин. Раньше мог только Карамзин и то, под диктовку И.П. Елагина (главный масон империи). Один умный человек, сказал: у нас всё есть, надо только хорошо поискать. А что искать? Вот! Это сказал академик Греков, наставник Рыбакова и многих: прежде чем искать, надо знать, что. И оно - есть! И я примерно знаю, но мне интересно понять, что искали другие. Нашли ли? Возможен вариант, когда знали сразу трое. И разное. Тогда — к Крылову. Когда четверо, то опять к нему это уже квартет. Историки такое не лечат, но они старательно сглаживают весеннее обострение...
На седьмомъ в;ц; Трояни връже Всеславъ жребiй о д;вицю себ; любу... На Немиз; снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоц; животъ кладутъ, в;ютъ душу отъ т;ла. Немиз; кровави брез; не бологомъ бяхуть пос;яни, пос;яни костьми Рускихъ сыновъ. Всеславъ Князь людемъ судяше, Княземъ грады рядяше... Были в;чи Трояни, минула л;та Ярославля — были плъци Олговы, Ольга Святьславличя. Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше, и стр;лы по земли с;яше. Ступаетъ въ златъ стремень въ град; Тьмуторокан; — тоже звонъ слыша давный великый Ярославь сынъ Всеволожь, а Владимiръ по вся утра уши закладаше въ Чернигов;; ... За обиду Олгову храбра и млада Князя съ тояже Каялы Святоплъкь повел;я отца своего междю Угорьскими иноходьцы... Тогда при Олз; Гориславличи с;яшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждь-Божа внука, въ Княжихъ крамолахъ в;ци челов;комь скратишась. Тогда по Руской земли р;тко ратаев; кикахуть: нъ часто врани граяхуть, трупiа себ; д;ляче; а галици свою р;чь говоряхуть, хотять полет;ти на уедiе.
То было въ ты рати, и въ ты плъкы; а сице и рати не слышано: съ заранiа до вечера, съ вечера до св;та летятъ стр;лы каленыя; гримлютъ сабли о шеломы; трещатъ копiа харалужныя, въ пол; незнаем; среди земли Половецкыи... Чръна земля подъ копыты, костьми была пос;яна, а кровiю польяна — тугою взыдоша по Руской земли.
О! стонати Руской земли, помянувше пръвую годину, и пръвыхъ Князей. Того стараго Владимiра не льз; б; пригвоздити къ горамъ Кiевскимъ: сего бо нын; сташа стязи Рюриковы, а друзiи Давидовы, — нъ рози нося имъ хоботы пашутъ, копiа поютъ на Дунаи...
Не тако ли, рече, р;ка Стугна худу струю им;я, пожръши чужи ручьи, и стругы ростре на к усту? — Уношу, Князю Ростиславу, затвори Дн;прь темн; берез;. Плачется мати Ростиславя по уноши Князи Ростислав; — уныша цв;ты жалобою, и древо стугою къ земли пр;клонило…
Ростислав утонул в Стугне, а брат Владимир (Мономах) не смог спасти его. Могло такое быть? Потому ли она, чужие ручьи пожирая, распростёрлась, разжирела к устью? Оборотная сторона медали, когда русский Автор описывает то же самое (что в киевской летописи), только находясь восточнее Днепра. Напрашивается фрагмент сократить и получаем: «среди земли Половецкыи — тугою взыдоша по Руской земли». Согласен, сложно и притянуто получается, но прошли десятилетия от деда до внука и смысл примерно такой: половецкая постепенно становилась русской, а потом и там шли войны. Половецкая забывалась под тугой вместе с половцами. Хана Шарукана «пленили на Снови» (ровно через год), а по расстоянию от Минска до реки Снов (приток Десны), порядка 400 вёрст. Что делает внук?
Тогда Игорь възр; на св;тлое солнце и вид; отъ него тьмою вся своя воя прикрыты, и рече Игорь къ дружин; своей: братiе и дружино! луцежъ бы потяту быти, неже полонену быти!.. С поэмой спорить невозможно. И тот язык, «от Ломоносова до Олега», он не позволил иезуитам уничтожить памятник. Жаль что мы его не понимаем, а вновь испечённые «словисты» и учителя, предпочитают брать звук на пробу, от Ломоносова и выше... Ниже не могут. Или нельзя?
Было бы не справедливо, не отметить познания наших историков. Их ценный вклад несётся не только в яйцах поперёд курицы, не только в понимании цвета волос половца, но и ареол его обитания просвечивают косвенным образом. А дело было так: разрозненные сведения, плюс картинки из ПВЛ, дают общую картину, когда после 1111 года на территории между Днепром и Волгой, подвид «кареглазых и золотоволосых» половцев - стал исчезать. Они ещё не превратились в огромную, «кипчаковскую массу», но охотиться становилось всё сложнее. Дескать, была битва на некой реке Салница, где героем событий оказался Владимир Мономах, и, после этого, теологи половцев стараются попросту не замечать. И историки стараются не замечать половцев, но им сложнее, ведь половцы вокруг и посередине. И всё бы ничего, если бы не «Слово» и не те же самые комментаторы. Они то видят зверя, то нет. Охота не задаётся. Они отредактировали ПВЛ, потом историю, потом взялись за поэму. А там половцы! Живучие оказались... Портреты забыли уничтожить. Их полно на миниатюрах. Их похоронили в одном месте в 1111 году, так они проявили себя в 1185, да так нагло, что прогнали крестоносцев со своей Земли. Напоминает солнечное затмение, когда тень стремительно несётся по большому Полю, и затенённые люди, тут же озолотились кабы вновь. Наверняка наблюдали за тенью от облака - фокус очень похож, только не все его видят одновременно. В чём их вина? Наверное, в том же, что и вина России сегодня — она слишком близко распростёрлась к границам НАТО.
В те времена, половцы были куда наглее — они занимали половину Земли, которую и величали Полем. Герой событий — Олег Гориславлич, дед Игоря. Он был молод, горяч, любил путешествовать по миру, суды рядил по окрестностям вселенной, но особенно вникал в тонкости Средиземноморской таможни. Мытничал горемыка, одним словом. Одна из точек на Босфоре доставляла массу хлопот. Игорь же, внук его, и сам Олег, представлены в поэме «Дажбожьими внуками». Это не должность, это по крови, от них княжеский род и пошёл, а пока они — ханы. Шапка Мономаху достанется в 1113, а Олег погибает в 1115 году. Придут варяги и всё на Руси - «наладится», и будет порядок, и почнут древо вести от Rюрика, которого нет в Византийском хронографе. Просто нет - не стоял на учёте. Казус. Там первый князь обозначен - русский Олег и раньше чем мы привыкли знать, а в киевской летописи (и ПВЛ) — вписан Rюрик. Тогда они придумали и Олегу кличку «варяг»? А что, толи родич какой и это его сблизило с самим конунгом. Они оба, варяги. Только Олег убил Дира с Аскольдом - первых управителей города Киева и тоже - варяг. Что это означает? Они тоже неизвестны историкам и это будет в другой статье. Здесь только намекну: путь «из варяг в греки» — не торговый. И может даже, не совсем в греки, потому что обратная дорога им не прописана. Но случилось то, что и случилось - Христос не сдержал обещания и торгашей из храма не изгнал... Почему некоторые и задаются вопросом: а как им обратно? Из греков. А никак. Часть немцев, чуди, кривичей, вси и словен осталось на территории Руси и Московии, а потомки в России.
Итак, в 1103 году «русские князья после Долобского съезда провели первый в истории поход на половцев в степи», какой «степи» не сообщается. Потом, «в 1107 году разгромили Боняка и Шарукана у Лубен на Суле, после чего известия о них не встречаются». Позвольте уточнить, известия о «русских князьях», не встречаются? А половцы основательно расположились на Днепре и Десне, или там они и были 40 лет назад? 400 лет назад. Почему спрашиваю, если после 1068 года (пленение Шарукана на реке Снов), через год произошла битва на реке Немиге (Минск). Олег отбыл свой царский «срок» на Родосе острове у греков, а затем разгромил крестоносцев и возвратил Тмутаракань. История внука Игоря, прямо точь в точь: «спасение с Кончаком в одной лодке» (1180), тут же смерть брата, а через пять лет он уже победителем едет в Киев из-за моря. Как же не вспомнить, то знаменитое пленение Шарукана на Снови, если я сам, можно сказать, принимал участие? Киев тоже рядом, наш Клинцовский район — это Земли лавры, отошедшие ей по грамоте когда-то давно (лавра владела 60% земель в крае). Грамота сгорела, поэтому не буду даже упоминать дату. Её «восстановили» в Москве, потом отняли в Петербурге, но точку беспределу по земельному вопросу положил Пётр — деревня Дурни стала Казённая Туросна, от слова казна. Однако прежнее название деревни - Дурни, пережило казёнщину и укрепилось в народе и на военных картах веком позже. Да и сегодня, несмотря на то, что уже давно эта деревня - часть города. А земли мало-бело и велико- Пётр объединил, изгнав шведов и поляков.
Я ещё не очень хорошо понимал, что я половец, но все берега рядом расположенных рек (Снов, Ипуть, Сож, Десна), протопал в поисках клёвых мест на предмет рыбалки. И тут мне за какую-то рыбу пишут вновь. Лодкой управлять начал ещё до школы, и тут за неё. И корыто было в хозяйстве. Одним словом, пить, курить и это дело начал одновременно. Но осознавать, что корыто с возрастом не молодеет, это пришло с возрастом, так же, как и управлять лодкой - без кия. Кий не князь - шест такой, зажмёшь между ног, конец в дно утопишь, и лодку не сносит, и руки свободны. Клёв был, будьте нате! А вот вина не пил, каюсь. Однако Минск тоже рядом - служил там в СА, но Немигу не видел - маленькую речку спрятали в трубу. На память осталась станция метро Нимига - это самый центр города. Напомню, что река Снов берёт начало в соседней Брянщине - истоком чуть западнее от Топали (Клинцовский район), приток Десны. Стародуб и Глухов, Почеп и Ляличи (Екатеринодар), Погар и Комаричи, Трубчевск и Севск — всё рядом. Если бы я родился и вырос в селе Верхнее Аблязово, то я бы рассказал о Шарукане из Саратова, и тоже был бы прав. Притянуть в эту историю жителей Саратовской губернии, тоже не составит труда. А тут, в самом эпицентре, и такой клёв пошёл, что не могу пока отвлечься! топонимика местности - один в один с описуемой.
Владения рода Гориславличей явно не замыкались Дунаем, Босфором и Левобережьем Днепра. Потому как «в 1109 году киевский воевода Дмитр Иворович беспрепятственно разорил половецкие кочевья вблизи Донца, находившиеся под властью сыновей Шарукана, Сырчана и Атрака». Летописцу поневоле приходилось об этом писать. Сравните топонимы и гидронимы Брянщины и Новосербии (Донецка с Луганском), таки встретите и тех же «печенегов» и «лужан», и формирование полками, и схожи по смыслу и значению названия: Дебрянск/Дебальцево. Только не очищайте до самого корня, достаточно одной буквы - уберите Д и опешите. Пешие, золотоволосые кочевники, кричавшие «Ура» и призывавшие в помощь Защитника Земледельца, Георгия. Он же Гоша, он же Юра, но не Rюрик. Да, «были плъци Олговы, Ольга Святьславличя. Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше». Вот как! Не любил дед крамолу, только и он молодым был в ту пору. «За обиду Олгову храбра и млада Князя съ тояже Каялы Святоплъкь повел;я отца своего междю Угорьскими иноходьцы». В общем, разговоров нам хватит надолго. «Тогда при Олз; Гориславличи с;яшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждь-Божа внука», по-киевски — половца. Соответственно, русские — бояре киевские из коня Трояня?
Стиль моего письма сложный и, как правило, состоит из набора разной и несвязанной чепухи, которая в конце собирается в целостную картинку. Её остаётся только немного додумать. Эта тема (о любви к брату и красивой шапке), она совсем не сложная, поэтому в 8 страниц вместе с анекдотами, думаю, вместимся. Аллегория вдоль смысла, смысл вдоль аллегории? Где искать и что - я знаю, но важно, чтоб не скучно провести время.
26 февраля 1111 года «русская армия, возглавляемая коалицией князей (Святополк с сыном Ярославом, Давыд с сыном, Владимир с сыновьями), в боевом порядке двинулась к городу Шарукань, сопровождаемая священниками с крестами, поющими песнопения». А как иначе свершаются крестовые походы? Некоторые исследователи робко говорят об этом, дескать, поход носил характер крестового в миру. Позвольте узнать, по отношению, к кому? К неизвестному городу, но какому? Хорошо, с кем/чем олицетворяется, град Шарукань? Должно быть, с ханом и его народом. Тогда, о каких кочевниках, каких юртах, речь?
— А нет-нет, — забеспокоились историки, — не о юртах сказано, а вежах!
— Белая Вежа на Донце, типа Саркел?
— Она, она! Ещё Гумилёв...
— А что, есть разница между юртой и вежей?
— Огромная! Это только в юртах вешают ковры на стены...
— А Беловежская Пуща, а Белый Дом (за океаном), а Дома Советов (белые), они - то же, вежи? Или они, юрты? Вообще, «вежа», это башня, так гласит перевод. Посему, усомнюсь и в толковании, что обладатель вежи — кочевник. Проверьте, вежа (белор, укр): башня, кула, torony, torre, м;нара, цамхаг, birc, ve;a, stolp. Проверка: ;;;;;; (греч), turrim (лат), Turm (немец). Что и требовалось. Можно обратить внимание, причём сходу - на звуки: башня-столп, тора-torre и до тюрьмы (немецкой), хотя испанский город Торревьеха - Старая башня - дословно, а бренди - Торрес. Например, олицетворение «багряные столпы», оно, что в поэме «Слово», что у Петрова-Водкина на картине. А внимательнее всмотреться в болгарское Чудо, то и «багрянородных» вспомнишь, и Палеологов. А звук «пиргощ/пиргос» или «пирхос» (;;;;;;), нет труда даже - увидеть в написании «Пирогощей», до которой «чрезъ море до Кiева Игорь ;детъ по Боричеву». Так? Переводится - башня, Turm, кула, но манора...
На латыни,turrim, напоминает звук «турим»— это «тур им», или «у Рим»? Опять поэма «Слово», современник событий: «Нъ се зло Княже, ми не пособiе, на ниче ся годины обратиша, се — у Римъ кричатъ, подъ саблями Половецкыми». Отвечает Игорь киевскому ставленнику, поясняя, как нехорошо получилось, когда брат рубит брата из-за идеологического плена. Один профессор (Перетц киевский), делает из Игоря «самовольщика», академик Рыбаков ищет град Римов, перекопав берега Днепра. А всё потому, что Мусин-Пушкин, некогда изобразил Игоря «удельным» полудурком, а Всеволода — быком буйным? Буй Тур и буйный бык, тоже неплохо для застолья! И.С. Тургенев, сравнив свою воловью фамилию, призадумался, как жить и быть дальше: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!». А.К. Толстой в имении Красный Рог написал сказку Колобок и историю России, в которой Рюрик разговаривает на немецком языке... А мы с Вами считаем время от ВОВ, а на самом деле крестовый поход не прекращался, ребята, помяните моё слово, немцы ещё себя проявят и танки с крестами увидим по телеку. А если, вежа русская с болгарского - на язык словенский - VEZHA, домысел?
Задашь вопросы, сам себе, напишешь «слововеду» и тихо. У него, на его амбарной полочке нет готового ответа. А если сослаться не на кого - тишь. Пыль. Тишина хуже вранья. С историком история такая же — там всё сгорело. Всё начисто - всё и на душе спокойно. И где город Шарукань - никто не знает, о нём даже не говорят. И не надо, продолжим, а то отвлеклись от темы. Зато усмотрели половцев, которых историки хоронили веком ранее. Как же так?
Местом, «где собралось русское войско, было Долобское озеро. Его путь проходил через реки Сула (5-й день), Хорол (6-й день), Псёл (7-й день), Голты, Ворскла (10-й день), после чего они вышли к берегам Северского Донца (23-й день). За это время я бы до Стамбула дошёл. Хоть от Дуная пешком, хоть от Днепра, это порядка 40 верст в день размеренным шагом. По воде и того быстрее, все реки текут туда. Салницкая битва — главное сражение в завершающей фазе большого похода южнорусских князей против половцев в марте 1111 года. В этом бою половецкое войско было наголову разбито русскими князьями во главе с великим князем киевским Святополком Изяславичем, черниговским князем Давыдом Святославичем и князем южного Переяславля Владимиром Мономахом. Ключевые слова, «южнорусских князей»? Примечательно, что горожане предложили победителям рыбу и вино. Это традиция. За рыбку и Темучин брата убил в 9 лет. После 1111 года половцы лишь единожды подступали к границам Руси, в год смерти Святополка (1113), но замирились с занявшим престол Владимиром. В 1116 году Ярополк Владимирович с киевскими полками и сын Давыда с черниговскими вновь вторглись в половецкие степи в верховья Донца и взяли три города. А, спустя несколько лет, Мономах отправил Ярополка за Дон против половцев, он не нашёл их там. Половец хитрый, он не сидит в разорённой юрте, по примете двойного попадания снаряда в воронку. А юрта, она конусом, что перевёрнутая воронка. Тем более, что впереди их ждёт исключительное историческое продолжение! Эти парни должны ассимилировать сами себя, а потом взяться за монголо-татар и стать русскими обратно. Помогали ли им женщины в этом деле? Но тут историки молчат. За три века должен был остаться жёлтый след ига - не на голове - на коже, ведь монголы жёлтой кожи. Так нет.
Интересную версию, «как же было на самом деле на реке Салница, рассказывает Дмитрий Панкратов. Всё как в интернете, только своими словами, и размышлениями очевидца о природе: «Владимир Мономах знал, что половцы очень не любили воевать зимой. И то сказать, кони в снегу вязнут, корма не добыть, в шатрах холодно и сыро. А март в те годы на Руси был сугубо зимним месяцем, потому что в Европе был в разгаре малый ледниковый период. Потому и поход князь организовал с учётом климата и природы своей родины. Против вязнущей в мокром снегу степной конницы он выставил непоколебимую пешую дружину и приготовился ждать». Прошу прощения у автора, я не специально, — тупо ткнул на любую первую попавшуюся статью, увидел красочное оформление и вот результат. Привёл фрагмент специально целиком: красиво сделано и про шатры половецкие грамотно, и с умом о погоде, и лошадей покормил. Малый ледниковый период в Европе был в разгаре — согласен с автором полностью — жгли половецкие города, где нет рыбы. «Потому и поход князь организовал с учётом климата и природы своей родины» — тут я ничего не понял. Где и чья Родина, куда пошли-поехали и какую резину обули? По Европе оно так бывает, а где-то и цепи заставляют показать. Вот только о шатрах нет ни слова: «что характеризует оседлый быт его обитателей (Шаруканя и других городов)». ПВЛ: «И вечером подъехали к городу, и в воскресенье вышли люди из города с поклонами к князьям русским и вынесли рыбу и вино. И провели там ночь. И на другой день, в среду, пошли к Сугрову и, приступив, зажгли его». Рыбы нет, до свидания!
Автор разместил свой текст рядом с картинкой из ПВЛ. Миниатюра из Радзивилловской летописи "Битва при Салнице". Посмотрите сами: пеших воев с учётом климата, их нет. На картинке одни конные гонят других: «он выставил непоколебимую пешую дружину и приготовился ждать». Дождались. Шлемы, оружие, круглые щиты, белые кони — буквально вся экипировка у сражающихся сторон, она одинаковая. Если присмотреться, то пешие на картинке всё же есть. Их трое: впереди отступающих спокойно идут - под красным знаменем. Наверное, это Святополк, Давыд и Владимир. И вот что интересно! Наступающие вышли из стен города. Как же так? С шатрами была явная шутка, это ясно. А с победой над Шаруканом? Кто к кому приходил, таки допустим, так оно и было, но где же взятие града? Если бы мне никто не комментировал события, то глядя на картину боевых действий, я бы увидел обратное. Смотрю ещё раз: да, из-за стен, с распахнутых ворот крепости, выходит конное войско и гонит другое конное войско. Чудо... Смотрю ещё раз, может то сугробы или айсберг? Нет, стены и ворота. Это очевидно — тех, кто к ним приближался, они завернули и погнали обратно. Защитники города, то бишь половцы, гонят нападавшие дружины, типа крестоносцев. Русских? (Боюсь даже спросить). Впереди, как и положено командирам, идут трое... Если бы шла атака, как учил Чапай, то командир всегда должен быть впереди и на лихом коне, а так, всё правильно. Видимо, Рыбаков плохо смотрел русские фильмы времён гражданской войны. Там тоже белые и красные, но кто где, иногда путаешься, а язык-то один! Этих русских, подчас очень сложно понять.
Справедливости ради, приведу комментарии других мастеров истории. Эту же миниатюру, Рыбаков описывает так: 1107 год, победа на Суле и Хороле. Ну что же, автор статьи разместил свой текст (или картинку ПВЛ), не совсем там и с разницей в 4 года. По мнению академика, впереди и пешие, это Боняк и Шарукан. «Эй, вы трое, оба ко мне!», так кричал армянин прапорщик на солдат, и мне это хорошо, почему-то запомнилось. Трое - оба ко мне! видимо, будучи солдатом в Ереване - я уже тогда знал, где эту фразу придётся применить. Рыбакову вообще нравился Мономах, и он его видел везде, особенно в «старом Владимере». Может, из-за шапки. Миниатюра из ПВЛ под 1094 годом показывает, как Мономах в большой жёлтого цвета короне, пешком идёт впереди конницы. Комментирует: Олег Святославич (Гориславлич) выгнал из Чернигова Владимира Мономаха и позволил своим союзникам — половцам грабить окрестности. Царь отсидел свой срок на Родосе и с кличкой Пленко Сурожанин, вернулся посмотреть. Корону он не получит, а в 1113 она достанется Мономаху, так учат нас историки. Однако фантазия художника обгоняет время, а детали он прописывает чётко — шапка в 1107 сверкает впереди отступающих крестоносцев. Половцы на картине одеты как русские, и кони белые, и всё как обычно. Видимо, с натурщиками был временный дефицит и можно бы поискать образ кочевника для Десны более достойный, но с фантазией у летописца проблем не было — нарисовал по памяти, аки вылитые. Золотоволосые красавцы въезжают в открытые крепостные ворота. Изгнанники уходят под красным стягом. Вообще, флаг выдаёт и сближает одновременно обе картины. Сними корону с этого или одень тому (из троицы),— сразу всё сходится, вплоть до мелких деталей одежды. По моему, личному восприятию — отступающие и есть, те самые «русские» в понятии киевского летописца, стремившегося сделать их героями, но не обращавшего внимания на зарисовки. Текст подменили, но этого оказалось мало. Владимиру, от 1107 года, ещё рано носить такую шапку, не утверждённую летописцем. Конфуз, однако, а всё почему? Ярославичи — «пособники дьявола», так гласит комментарий под миниатюрой 1068 года. Они пленили Всеслава Полоцкого, чем нарушили крестоцелование. Вот художник и изобразил дьявола, убегающего от «крестного знамения», когда Всеслав обращает палец к своему простоволосому лицу; а справа, тот же Всеслав, но в красной шапке и с мечом, просто княжит и пред ним простоволосый блондин в голубой мантии. Поход за шапкой был организован куда раньше, и в 1103 году, якобы самому Олегу Гориславличу, была оказана честь и предложено от Мономаха поохотиться на половца. Странно. Он им Чернигов на разграбление отдаёт, а ему предлагают побить их. Не согласился Олег. А дальше вы знаете: тропари, песни и жечь заснеженные юрты.
Такую же пародию сотворили с поэмой «Слово»: письмо предков о Любви и Победе превратили в разврат с «похоронкой». Rюрик с острогой = перевёрнутый герб Старой Ладоги, и Шурику всегда будет жаль ту птичку из комедии после третьего тоста... Вникаем!
6619 (1111)... «в пятницу же, на другой день, марта 24-го, собрались половцы, построили полки свои и пошли в бой... и пали они перед христианами...И так были побеждены иноплеменники». Сообщает киевская летопись.
1185 (спустя 74 года): «Побарая за христьяны на поганыя плъки, — Княземъ слава и дружи;н;! Аминь». Иноплеменники ожили и начистили зад киевским прислужникам? Автор поэмы «Слово», племянник Игоря, Святослав Рыльский не читал их летописей, а написал сам, как было дело, да и всё.
Вот такое сравнение двух сообщений. Я бы добавил, с учётом особенностей климата на Родине (она в то время — междуречье Дуная с Волгой). Летописи постоянно сужали окраины. Поэтому никто не понимает, где крайна, где окраина и, может ли окраина оказаться центром? Для этого надо выпустить два орла, и где они... Следующий раз расскажу. А летописцы с пособниками придумали благоприятный климат сражению и полнолуние с затмением. Потому и взяли много добычи. А град Шарукань, это и есть Стамбул, только он стал им, в 1930 году, а до этого был Константинополь. А раньше, во времена Олега — Царьград. Знаменитая Тмутаракань в поэме «Слово». Шар, шер, сэр и сир — просто царь. Царьград. Должность и место работы (Кремль), как рассказал участковому Иван Васильич. Но это случилось тогда, когда половцев окончательно зачистили с Балкан и частично, с Днепра. Осталась память — Хан, Хуан и Ваня, это всё русское. Вот почему, русские никогда - не примеривают сомбреро, но шапку.
Между делом, и между этими датами (исчезновение и появление половца из-за моря), сын Владимира Мономаха — Юрий Долгорукий — основал Москву, но это уже другая история и у каждого сына есть своя мама... Половцы исчезли, а Москва появилась. Чудо! (в переводе с болгарского, чудо — Великий). Чудо великое свершилось практически одновременно, когда Андрей Боголюбский оторвал регалии от места и перенёс за лес. Это было недопустимо, это совершено впервые за всю историю человечества, но так сделать пришлось, почему историографы и отмечают основным событием из всех деяний века: разрыв места и мощей. Произошло впервые. Что оставалось делать крестоносцам? Найти останки останков и перенести на запад, в Кёльн. Поклонение волхвов и прочие подробности дела, прилагаются. Так начинается история Барбароссы и строительство самого высокого на западе собора, площадь которого отметилась направленными вспышками любви совершенно недавно. Вот вам, уважаемый Читатель и тайна появления Залеских и большой нелюбви к ним, киевских ставленников. В 1147 году, Юрий Долгорукий, писал Святославу Ольговичу: «Прииде ко мне, брате, в Москов!». Это было первым упоминанием в Ипатьевской летописи будущей столицы России. Так принято считать, потому что уж очень созвучны названия, а разве летописец упомнит, что было триста лет назад? Куда звал брат брата? Вряд ли, а вот через 650 лет, память освежится и события для руссов восстановят по деталям и во всех подробностях, но иезуиты. Однако с тех пор, этот год принято считать официальным возрастом города Москва. Раньше её быть не могло, по определению. К чёрту на кулички! Раньше Киева оказались несколько городков, типа Чернигов, Стародуб, так Рыбаков нашёл (чего-то там в земле) и городу прибавили ещё пятьсот лет. Постарел наш «мати», аж до середины V века, можно сказать, до появления славян - родился Киев. Но вот незадача, а в то время, русских-то и не было! Одни скифы, сарматы и половцы. Редко какой свино-угр пронесётся, либо фино-урка собиратель. Суровые времена достались предкам. Видимо задел возраста не столь безобиден, но предсказуем для наследия: поперёд финно-урки выращивается, свидо-укр. Суровые времена достались и нам. Замечу, что академик в одиночку удревнил Киев в 1991 году - в год распада СССР. Однако и свидомые хватили лишнего, не рассчитав осознание, что непьющий в компании вызывает большее недоверие, что и явилось с глубокого похмелья, недавно...
С 1132 года, Юрий отстаивал на юге интересы свои и братьев, борясь за Переяславль (Дунайский), а погиб 15 мая 1157 в Киеве... А прозвище Долгорукий я уже переводил: Д + олъго + ру + кий. Зачем нам читать, Н.И. Костомарова или С.М. Соловьева? Когда есть летописи, с которых они и списали разгром степняков. Все историки - проплаченные и заинтересованные люди или идейные дети попов, ксендзов. Карл Маркс - внук двух раввинов, канцлер Германии - дочь пастора, а ещё бывшая комсомолка... Как не стыдно!
26 февраля 1111 года (2-е воскресение Великого Поста), было начало Страстной недели. 1054 год, известен годом развода церквей, большим расколом. Единая вера раскололась на православие и католичество. Ещё чем? Совпадение, но тем временем родился некто Владимир Мономах (26 мая 1053 — 19 мая 1125) — «князь смоленский» и герой событий. Страстная неделя — semana Santa, или setmana Santa. Может так совпало, но все события тех дней пришлись на Страстную неделю католиков. Вчера они праздновали пасху. Напомню ещё раз.
24 марта произошло первое ожесточённое сражение у Донца, а утром 27 марта в полнолуние на реке Сальнице началось второе, основное сражение. Половцы не выдержали и русские захватили большой плен и добычу. И при чём тут сомбреро? К слову. Салница? В вопросе локализации Сальницы единодушного мнения так и не выработано. Упоминается сие мудрёное слово в летописи по случайному совпадению (или как), но в связи с известным походом Владимира Мономаха в 1111 г., когда был убит дед Кончака — половецкий хан Шарукан. В.М. Татищев предполагает: «оная течет в Донец...»; Н.М. Карамзин: «Здесь названа Сальницей река Сал, впадающая в Дон...»; и другие исследователи указывали на Изюм, Оскол и реку Солона. Почему не Солоники? Собственно, вся творческая мысль с необыкновенной лёгкостью укладывается в водораздел бассейнов Днепра и Дона, по которому и проходил Муравский шлях. Помните, знаменитую, травушку-муравушку? Об чём речь! Гениально: «Кальмиус или один из его притоков в таком случае следует отождествлять с Каялой». (Звагельський В.Б. о локализации летописной Сальницы. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 7). Слов нет. Фундамент! Наука и история, эти понятия стараюсь не смешивать и рядом никогда не ставить. Доверчивые мы люди, половцы с русскими. Нам никто не локализовал Тмутаракань, Каялу, Сальницу, мы не знаем Шарукана и Кончака, и, не владея основными вехами, мы утверждаем детали вежами и шатрами. Нам не сообщают значения слов: русс, кий, варяг, Россия, Москва, и почему три герба (столица, область, страна), разные. Почему крест с месяцем? А где кроется дьявол? Известно, в деталях. На миниатюре в ПВЛ и с рожками. Я хоть посмотрел, как этот парень выглядит, только не понял, кто натурщик? Мы идём по шляху, куда ведёт мурава, но не знаем куда. Однако по запаху молока и в темноте, каждый запросто отыщет свою титьку без ошибки. Без особого труда и на ощупь. Как же так? Пока читать не научат по-русски, пока мы ещё при памяти... ребята, отождествлять с ханом Кончаком знаете кого надо? Мэра Санкт-Петербурга Собчака, а в переводе Кончачка - сука в смысле волчица "собчачка" одно и тоже. Это язык - ничего личного.
Ответ уже есть, чепухи хватило и можно собирать мозаику. Мы хорошо ориентируемся без компаса, по Солнцу и звёздам. Сейчас все сведения собираем и решаем, кому и что интересно. Дело было после новолуния, так? Так. А христианская пасха может быть раньше еврейской? Нет. Обязательно после, иначе не сойдётся притча. Христа казнили в пятницу, в субботу евреи не работают, поэтому он спасён и явился в воскресенье. Воскрес. Христианская пасха всегда после еврейской, после новолуния. Иначе невозможно затмение. И когда луна пересекает ваш взор к светилу дневному, тень может задержаться на считанные минуты, но этого времени будет достаточно, чтобы успеть подумать за всю свою жизнь и возрадоваться явившемуся светилу. Тень по Земле пробежит очень быстро и не в каждой точке эффект заметят, что породит массу волнений и споров. В этот момент открывается истина. А не распни иудеи Христа - было бы христианство? И кому слава...
Сальница, это Солнце. Половец, калька — язычник. Русь, она всегда невеста. И кто бы спорил с товарищем Фельдманом? Только и невеста не может быть сама по себе. Нет, ну когда есть ярко выраженный жених фраер, то да, тут история, что слеза, ни дать не взять! Чиста и невинна, и не её беда, что старше жениха вдесятеро. Женихи всегда ходят нарядными по весне попугаями, они меняют оперение и украшают голову перьями и даже родной брат Чингачгук, всегда шлёт весточку Чингисхану, не забывая справиться о здоровье молодой. Сальница, она может и речка, только Fe, если по фене (fe — вера, религия). Если кому-то интересно, может самостоятельно найти в интернете происхождение «офенистов» и появление их на Руси (в общем-то, недавно). Можно представить события на Сальнице, что на Поле, так: «солнечная земля», которая сражалась с тьмой. (Вся поэма «Слово» о том). Поэтому она женского рода (река-вера-вода), но она и Съоль, солнце женского рода. Давно это было. У немцев уже и девочка среднего рода (das M;dchen), а Русь всё по старинке норовит, да по обычаю... Если традиции кого-то не устраивают, то это вина не крестоносца,— ему помогли выучить новый язык, и он шёл объясняться со своим диким братом, с вполне ясной головой. Кто из них, иноплеменник? Ещё предположение - Шелонь (Солёная) река и город на ней. Вполне может быть, это место восточнее озера Ильмень, где Старая Русса. Почему Старая - понятно, была просто Русса, но появись Новая и вот...
Вот такая получилась история о солнце и половце, о дикаре с золотистым цветом волос, разговаривавшем без переводчика с нагрянувшими сватами. Вот и нахлынуло к Дню Дурака, к празднику Ивана нашего, читайте полностью «Половцу» - ссылка ниже. А заканчивается начало нашей истории о половце, а жаль. Зато смотрите: он исчез в одном месте, так построил столицу в другом. Нет, правильно сказал, что это только начало. Вся история наша, это рассказ, а лучше — роман за место под солнцем. Начинаем «путь из греков в варяги»? Нет, всё остаётся, только с доброй памятью о предках. Путь «из варяг в греки», он один в истории, обратного не предлагалось. Дорожную карту составляли много раз и в оба направления, и по Глонассу и Гуглу, и, всяко разно...
«Перебито было иноплеменников многое множество на реке Сальнице... возвратились русские князья восвояси к своим людям со славой, которая донеслась до всех дальних стран — до греков, до венгров, поляков и чехов, даже и до Рима дошла она, на славу Богу...». А до Москвы? Не было такого города. А до Мурома и Саратова? Не пишут... Слава прокатилась на запад. Где-то, тоже самое, я уже читал: «А поганаго Кобяка изъ луку моря отъ жел;зныхъ Великихъ плъковъ Половецкихъ, яко вихръ выторже! И, падеся Кобякъ въ град; Кiев;, въ гридниц; Святъславли. Ту Н;мци и Венедици, ту Греци и Морава поютъ славу Святъславлю! — кають Князя Игоря, иже погрузи жиръ во дн; Каялы, р;кы Половецкiя, Рускаго злата насыпаша». Господи, да это ж, «Слово о полку...»!
— Может быть, по-вашему, это и козыри, только, по-нашему, нет!
— Вишь, бесовское обморачиванье! — сказал дед и с досады хватил кулаком, что силы по столу. «Пропала и дедова шапка с грамотой, которою вчера на время поменялся дед...». Николай Васильевич дюже любил за шапку вспоминать. «Получив шапку, дед расхрабрился и потребовал коня своего, пригрозя перекрестить все бесовское собрание святым крестом». И вообще, у него черти ладные получались, и даже на Бабу Ягу как-то засмотрелся. Пожалел бабушку — ну, что она всё через трубу ходит? А, как что случись, так все бегут в Медвежье урочище, подлечиться...
А при чём тут Саратовская губерния, какое ещё, Верхнее Аблязово? — Так это же Радищев! — И тоже из Брянщины? — Да нет, его родной дед был полковником Стародубским. А ему путешествовать нравилось, помните, из Петербурга начинал. Эпитафию написал очень трогательную, приведу отрывок:
О! если то не ложно,
Что мы по смерти будем жить,-
Коль будем жить, то чувствовать нам должно;
Коль будем чувствовать, нельзя и не любить.
Надеждой сей себя питая...
И вы представляете, из-за этих строк не разрешили памятник супруге поставить, а он не хотел, что бы без оных.
— Это его личное дело? — Да нет! (Семён Василич, — Наша!!! Вот дам тебе под зад коленом. Голодранец...).
А мы за летописи толкуем, да учебники... Это наше дело? Да нет... И вроде живём, но почему не чувствуем, что должно?
— Половцы очень не любили воевать зимой, они вообще воевать не любили... Надеждой сей себя питая...
Половцами не рождаются, городские кочевники: «вынесли рыбу и вино». Надеждой сей себя питая...
— «Что мы по смерти будем жить»? Словно о них и Солнце...
Наивный вопрос, и наше знаменитое, надеждой:
— Да нет! Да нет? Да нет...
28.03. 2016 г.