Можно ли любить физический труд?

Евгений Терещенко
Мне кажется, у человека не может быть любви к физическому труду, самой потребности такого труда. У человека может быть потребность в движении, но ее легко удовлетворить, занимаясь гимнастикой, спортом, ходьбой и т.д., не прибегая к помощи топора или лопаты. Когда люди работают руками и испытывают при этом удовлетворение, причина его, на мой взгляд, заключается не в самом процессе труда, а в предвкушении и достижении позитивного результата.

Существуют, правда, творческие рабочие профессии, и я знавал слесарей, любивших мастерить «для души» какие-то механизмы, приборы. Но в их занятиях было мало движения, усилия, то есть, собственно физического труда. Это была какая-то кропотливая подгонка, подпилка, шлифовка деталей.
Наиболее неприятен для всех труд физически тяжелый, грязный, монотонный, однообразный. Кто из нас, добровольно, без крайней нужды, согласится выполнять такую работу? Чтобы загнать человека в шахту или заставить чистить туалеты, нужно поставить его в безвыходное положение безработицы и голода, либо принудить его к этой работе силой.

Отмечу еще, что грязный и тяжелый физический труд предрасполагает к грубым страстям: алкоголю, разврату, чревоугодию, азартным играм. Этот процесс хорошо описал Джек Лондон в романе «Мартин Иден», в котором главный герой, устроившись на работу, в прачечную, начал быстро тупеть и спиваться. Мне также многие годы приходилось наблюдать рабочих завода, на котором я работал, как они ежедневно принимали огненную воду, и до начала работы, и в обеденный перерыв. Но, нужно признать, хотя квасили они почти ежедневно, это не мешало им добросовестно и качественно выполнять свою работу.