О несостоятельности побед Гл. 3

Сергей Станиловский
               
                О несостоятельности побед человека над природой


                III 

Сегодняшней власти, укрепившей себя достижениями современной науки, важно отлучить массы, над которыми она собралась править, от системы традиционных общечеловеческих ценностей, отвечающих Божественному миропорядку, ибо дезориентированными людьми, гораздо легче управлять.
Задачу упрощает, помимо достижений прогресса (и это второе средство, укрепления власти) разделенность управляемых людей в самих себе, когда их мысли и чувства, привыкшие к удовольствиям, направлены в разные стороны с требованиями долга, ибо приобщение к удобствам современной цивилизации делает человека слишком податливым к удовольствиям и соблазнам века сего, делает его волю более управляемой за счет привыкания к повседневным атрибутам сегодняшнего дня, делает его неспособным самому управлять своей волей, т.е. не совсем человеком. Это, в первую очередь, мир виртуальных образов, в которых жизнь подменяется иллюзией, уводя человека от традиционного выбора между добром и злом в искусственную шкалу ценностей. Жизнь в потоке вседозволенности, когда сняты практически все моральные запреты,  уводит его от понятия человека, которое он должен получить, согласно шкале традиционных ценностей.
Он знает, что должен помочь в первую очередь себе, но забывая, что помимо себя, нужно оказывать помощь и другим, он в какой-то момент оказывается наедине со своими проблемами. Вспоминается наиболее часто повторяемое в наше время: «Это твои проблемы!» Потому такого человека и нельзя назвать несчастным, что ему не о ком и не о чем печалиться, кроме себя, поэтому ему, по большому счету, и нечего терять.  У него больше нет таких понятий, как Родина, семья, он лишен теперь всех этих понятий лозунгами, вроде: «Полюби себя сам, и другие тебя полюбят» или «Берегите себя», что в переводе означает: «Следуйте в первую очередь своему инстинкту самосохранения». Но чем инстинкт самосохранения главнее других инстинктов? Скажем, инстинкта продолжения рода, т.е. сексуального влечения? Сексуальная революция 60-х много способствовала тому, чтобы раскрепостить именно этот инстинкт, который часто входит в противоречие с инстинктом самосохранения, ибо связь с незнакомым партнером часто чревата опасными, а подчас, неизлечимыми венерическими  болезнями.
 Инстинктов много и они часто противоречат друг другу, но при этом каждый велит человеку слушать в первую очередь только себя. Новая мораль требует высвободить инстинкты. Но как нам выяснить приоритеты? Какой инстинкт считать главным, а какие второстепенными?  По какому критерию определять их значимость или, напротив, второстепенность для человека? Таких критериев, к сожалению, нет. Если брать за основу их животворную силу (т.н. «основной инстинкт»), то непонятно, чем хуже все другие? Каждый инстинкт имеет свой голос и предъявляет свои права. Значит, ставить инстинкты в качестве жизненных ориентиров нельзя, т.к. они все имеют идентичную природу и заканчиваются одним и тем же – удовлетворением. Т.е. их диалектика состоит в пресыщении. Поскольку требования инстинктов часто бывают взаимоисключающи, человек каждый день своими поступками будет противоречить сам себе, и мы приходим к абсурду. Но если мы начнем искать приоритеты вне сферы инстинктов, тогда вся система новой морали («будь собой» или «если хочешь стать счастливым, просто будь им») распадается.  Мы выходим за границы своих единичных желаний и попадаем в оценочную шкалу, где есть высшие и вторичные ценности, согласно принципам Дао. Они сразу возвращают человека к цельной и последовательной системе принципов традиционной морали (тогда как современная мораль довольствуется лишь ее отдельными постулатами) со всем кругом обязательств и требований долга, понуждающих человека поступать именно определенным образом, а не так, как ему заблагорассудится, в соответствии с теми или иными импульсами. Импульсы, в разное время проявляющиеся в человеке, в Христианстве именуются бесами, имя которым, согласно Евангельской притче о гадаринском бесноватом, легион. И новая мораль, ставящая во главу угла инстинкт, способствует их размножению больше, чем все маги и волшебники средних веков, занимавшиеся астрологией и алхимией, вместе взятые.
Впрочем, мы только что выяснили, что для человека есть 2 системы ценностей: или он ставит в основу своего поведения инстинкт и это приводит его к абсурду, или он выходит за границы инстинктов, т.е. признает некие незыблемые, объективные ценности, которые не выводятся при помощи логики, но являются основой миропорядка, сами являясь предпосылками для всеобъемлющих философских выводов.
Наука, дающая современному обществу много свободного времени для досуга, стремится заполнить образовавшийся вакуум своей идеологией, чтобы досуг заполнялся стремлением к удовольствиям. Но эта весьма скользкая тропа, т.к. ведет человека неизменно к пресыщению и моральному опустошению. Это делает человека одиноким и дезориентированным в современной среде, заполненной масс медиа, что делает его, в свою очередь,  беззащитным перед пропагандой, а значит более внушаемым и, соответственно, более (если не полностью) управляемым. Так сказать, зомбированным (недаром, в Америке верят в реальных зомби, и по-настоящему боятся их). Зомбированный электорат, т.е. люди с выжженной удовольствиями душой, очень угоден нынешней власти. Человек, лишенный душевных исканий, поисками себя, чающий свершений, исполненный бунтарского духа, не нужен ей. Без всего этого человек легче выполняет все, что от него требуется. 
Жить в постоянных удовольствиях вообще противоестественно для человека, которому заповедано в Библии «в поте лица» добывать свой хлеб, но такая жизнь становится возможной, благодаря техническим достижениям современной науки, освобождающим для современного человека много свободного времени, больше, чем, скажем, 100 лет назад. Но удивительное дело! Именно отсутствие такого количества досуга делало для наших предков редкие праздники поводом для настоящего сердечного веселья, тогда как нынешнее еженощное вялое времяпрепровождение в ночных дискотеках и клубах, где единственный стимул для оживления, но не для сердечных чувств, а исключительно для взвинчивания нервов, - наркотики и алкоголь. Когда я работал летом в археологической экспедиции в Крыму, редкие часы отдыха в самые жаркие часы между работой и 1 выходной в неделю стимулировали нас проводить свободные (как правило, ночные) часы несравнимо более  насыщенно и интересно, чем возлежавшие весь день на пляже окружающие курортники. В этом мы и сами могли убедиться в другие разы, когда ездили просто отдыхать на море, 24 часа в сутки болтаясь без всякого дела!
Потребность аудитории в постоянных развлечениях, которая засасывает, как наркотик, и возбуждая некие нервные центры в мозгу, вызывает привыкание, - это и есть современная власть, когда одни люди продают или дают за деньги возможность пользоваться теми или иными техническими возможностями (например, интернетом, социальными сетями, телевидением, радио и т.д.), ставших давно для современной аудитории, как наркотик. Это не говоря уж о настоящих наркоманах, поглощающих натуральные и синтетические наркотики. Лишите их всех в одночасье всех этих «благ» цивилизации, т.е. всего того, к чему они так привыкли, что создает привычные повседневные удобства и комфорт, и людям без всего этого не захочется жить. Они либо выйдут на улицу для массовых протестов, либо, в невозможности повседневно вкушать радостей технического прогресса, совершат массовое самоубийство. Когда читаешь в газетах, как один подросток выбросился из окна, потому что родители запретили ему включать компьютер, а другой зарезал своих родителей, потому что они не давали ему играть в компьютерные игры, или как провели эксперимент среди детей-добровольцев, которые 24 часа должны были обходиться без средств современной электроники – компьютеров, гаджетов, телефонов,  ноутбуков, телевизоров и т.д. - и после 8 часов у части из них возникла мысль о самоубийстве, то понимаешь, что нынешняя власть над миром людей, владеющих современными технологиями, намного прочнее власти древних фараонов и императоров, которых всегда могли свергнуть или убить. Нынешних же властителей умов могут «съесть» только конкуренты, но первые все же могут обезопасить себя, сговорившись предварительно со вторыми о цене, в современном языке это называется картельный сговор.    


                * * *

   Цель современных соискателей на престол – власть над миром. И тут на первый план выходят даже не деньги, а новые технологии. Теперь не богач становится хозяином ситуации, а тот, кто имеет доступ к последней современной информации. Современная статистика показывает, что самые богатые люди теперь на земле не нефтепромышленники, их уверенно обходят те, кто строит свой бизнес на IT-технологиях.
Приведу такой пример. Американцы за все время своего хозяйствования на Аляске нашли на там около 12,5 миллионов унций (т.е. 390 тонн) золота. По данным 2008 года его суммарная стоимость составила 4,4 миллиардов долларов США (17,2 млрд. по стоимости по курсу на март 2014). А для сравнения,  прибыль Apple на  28 сентября в 2013 финансовом году составила 37 миллиардов долларов, т.е прибыль Apple только за 1 год почти в три раза превысила стоимость всего золота, намытого на Аляске всеми романтическими героями Джека Лондона за время  «Золотой лихорадки» и всего последующего периода ее освоения. Научные достижения уже стоят много дороже золота.
Именно наукоемкие технологии становится последним оружием власти. К сожалению, это очень грязное оружие. Современные производства связаны с невиданными еще 100 лет назад загрязнениями природы, которая приносится в жертву на алтарь научного прогресса.
 Попробуем разобраться в правилах этой игры. Цель, с которой примерно 500 лет назад затевалась тогдашняя наука (выросшая в современную) – власть над другими людьми через покорение сил природы, сегодня, кажется, близка, как никогда. Никогда еще власть науки над людьми не простиралась столь широко, но и не сопровождалась одновременно столь масштабными жертвами  со стороны окружающей человека среды обитания.
Итак,  даже из чисто внешних, визуальных наблюдений можно вывести прямую зависимость: чем больше развивается наука, чем глубже она проникает в тайны микромира и космоса, тем больше разрушает окружающий мир. К сожалению, практика показывает, что она не озабочена исправлением разрушительных последствий своей жизнедеятельности, она не собирается ничем компенсировать ущерб, нанесенной ею природе, она вся устремлена к новым горизонтам непознанного, последствия предыдущих ее ошибок, которые она совершила в прошлом, ее мало заботят. Быть может, это в ее природе - открывать, разрушая? Проникать в секреты природы, уничтожая саму природу, их скрывающую? В этом случае она - сродни греческой Медузе Горгоне, которая только и могла видеть, убивая все живое, обращая его в камень. Если такова действительно природа современной науки, а в этом нас убеждает все ускоряющиеся темпы научного прогресса, и растущие одновременно с ними масштабы природных разрушений, то ее ждет судьба этой героини Греческого Эпоса, существование которой, как показывает сегодняшняя реальность, отнюдь не вымысел: ей отрубят голову. Или если она заглянет в глаза самому человеку, тогда и человек исчезнет (окаменеет)? А она может сделать это, посредством развития евгеники.  нейронного программирования или клонирования эмбрионов человека (а это происходит уже сегодня, как я писал выше). Такое клонирование дает возможность, пользуясь «лазерными ножницами», получать человека, не таким, каким он должен быть создан по Божьему образу и подобию, а таким, как будет нужно ей, с нужными свойствами и особенностями. Тогда и можно будет говорить об исчезновении человека, ибо тогда можно будет тиражировать единые общераспространенные архетипы людей, лишенных индивидуальности, ибо их процесс появления на свет будет контролируем от начала и до конца.
Античный философ Георгий из Леонтин очень хорошо сказал про сегодняшнюю науку, можно сказать, заглянув в будущее на несколько тысячелетий вперед. Вот его слова: «Те, кто пренебрегает философией, занимаясь частными науками, похожи на женихов Пенелопы, которые, добиваясь ее, совокупляются с ее служанками». Т.е. другими словам, вместо того, чтобы добиваться истинного знания, разменивают свои дарования на сиюминутные задачи, которые ничего, кроме вреда человечеству не несут. Это приложимо ко всей современной фундаментальной и прикладной науке, которая опирается не на философию, т.е. не на нравственный закон, не на поиск истины, а на свои микроскопические «научные» интересы, выше которых современные ученые своими тараканьими мозгами подняться не могут. Деятельность ученых оплачивается крупным бизнесом и это всех устраивает. Всех, кроме нас с вами. Другими словами, нынешние жрецы науки ищут не Истины, но удовлетворения своего честолюбия, делая заложником собственных амбиций все человечество. Этим и объясняются страшные плоды современной науки, - тем, что сегодняшними учеными движет не поиск истины, сообразующий правильным образом индивидуальный строй мыслей и чувств, а честолюбивое желание, зародившееся в эпоху Возрождения, обрести власть над миром, поставив себе на службу силы природы.
Словом, нельзя вечно идти по сегодняшнему пути научного   прогресса, ибо в предельном случае он приводит к исчезновению человека и самого человечества, коль скоро оно - не «массы масс», как учили нас классики Марксизма-Ленинизма, а собрание индивидуальных личностей, где каждая из них уникальна своей неповторимостью и непохожестью на других. Тут нет однозначной грани, где человечеству стоит остановиться перед плотной шторой, завешивающей самые сокровенные тайны бытия. Конечно, оно захочет отдернуть ее, но не стоит забывать, что  человечество потому и существует, что в природе есть некие процессы, независящие от человека и происходящие без его ведома, вмешиваться куда без последствий для себя человек не может (например, рождение нового живого существа – необязательно человека, вообще, зарождение любой жизни на земле, ведь ни одной живой клетки до сих пор человеком не создано искусственно), и если наука подойдет вплотную к этим тайнам жизни, чтобы увидеть их насквозь, а как мы только что выяснили, познание тайн бытия для нее – это разрушение  этих тайн, то Вселенная тогда должна необратимо измениться. А с ней и сам человек, ибо наукой будет повреждена самая их суть. Конечно, можно будет сказать, что наука преодолеет и этот барьер, как брала до этого предыдущие рубежи непознанного. Но я говорю про такой предел, а он, видимо не за горами, когда сам принцип познавать непознанное, платя разумную (давно уже неразумную) плату за добытые сведения, ведущие к все большему покорению человеком сил природы, исчерпает себя, ибо платой за эту власть  станет сам человек. Мир и существует, благодаря своим тайнам, мы видим окружающие предметы, благодаря тому, что они непрозрачны, и мы не видим что внутри них. Если бы человек видел все вокруг себя насквозь, он перестал бы все это видеть, другими словами, он попросту бы ослеп, как в известном романе Герберта Уэллса «Человек-невидимка»: человек, лишенный плоти был бы слеп, т.к. лучи задерживает кристаллик глаза, а если он невидим, т.е. прозрачен, (какими хочет сделать тайны бытия современная наука), свет проходил бы сквозь него, не задерживаясь, и человек - невидимка не видел бы ничего.
«Может ли существовать другая наука, которая постоянно помнит, что непосредственный предмет ее занятий — не мир как он есть, а некоторая абстракция, и постоянно поправляет этот перекос? Собственно, я и сам толком не знаю. Говорят, что надо присмотреться к натурфилософии Гете; что даже у Штейнера есть что-то такое, чего не хватает ученым. Не знаю. Наука, о которой я сейчас пишу, не дерзнет обращаться даже с овощами или минералами, как обращаются теперь с человеком. Объясняя, она не будет уничтожать. Говоря о частях, она будет помнить о целом. Предмет изучения, по слову Мартина Бубера, будет для нее не «это», а «ты». Она будет рассматривать инстинкт в свете дао, а не сводить дао к неведомым инстинктам. Словом, она не будет платить за знание ни чужой, ни своей жизнью. Быть может, я мечтаю о немыслимом». (К. С. Льюис, «Человек обменяется»).