Экономика, методы управления

Николай Честнов
А. Обзор методов восстановления и развития экономики.

Рыночный механизм - тоже метод, как основа для применения других методов.
Политика дешёвых (дорогих) денег или метод цены денег.
Политика дешёвых (дорогих) кредитов или метод цены кредитов.
Метод печати денег с опережением (отставанием) под развитие производства как составляющая метода политики дешёвых (дорогих) денег.
Метод управления налогами.
И, пожалуй, можно остановиться, на сегодняшний день.


Почти все методы управления экономикой, используемые после октябрьского переворота 1917 года, кроме попыток НЭП, можно отнести к субъективным методам управления. Налоговую систему условно можно назвать объективным фактором, но и этот рычаг управления использовался неэффективно, ввиду противостояния других объективных факторов. Объективные методы до сих пор не использовались ввиду низменных интересов олигархов.

Главный объективный метод управления – рыночный механизм в экономике, объективно сформированный развитием цивилизации. Именно с его помощью до первой мировой войны Россия вышла на передовые позиции в развитии. После «ликвидации» частной собственности, а точнее, после её монополизации в руках партийной верхушки пришедшей к власти коммунистической партии рыночная экономика существовала в уродливой форме, но она всё же была, вопреки ложным убеждениям в её отсутствии. НЭПом пытались вытащить экономический спад, до замены экономики на командную («тюремную») с абсолютной монополией.

Далее объективными методами управления почти не пользовались, кроме налоговой системы, да и то неэффективно.

Рыночный механизм – это база развития. А далее – вступает в силу межгосударственная конкуренция, которая определяет приоритеты развития между государствами.

На сегодняшний день исторически доказана эффективность совместного использования методов цены денег и цены кредитов (у цены кредитов устоялось вульгарное название – ставки) в межгосударственной экономической конкуренции, которые объективно существуют и субъективно не усваиваются  нашей научной средой. Не разрешили усвоить?!

Рассмотрим эти методы более подробно, чтобы понять, насколько эффективно они работают:

1. Вначале о цене денег.

Определения политики дорогих и дешёвых денег боятся давать населению, потому что возникают неприятные вопросы. А американцы в своих учебниках для наших ВУЗов их совсем исказили, потому что они касаются методов межгосударственной конкуренции.

Даю свои определения, как мне кажется, доступные для понимания.

ПОЛИТИКА ДОРОГИХ ДЕНЕГ – это политика, при которой иностранные инвестиции, доходы от экспорта ресурсов и прочие источники создают избыток иностранной валюты в стране, что её удешевляет, при этом отечественные деньги в дефиците и поэтому дорогие.

Рентабельность предприятий в этих условиях нижайшая, а иногда и отрицательная, производство сокращается, развивается только сборочное производство высокотехнологичных импортных деталей. А это, сами понимаете, развивает технологии за границей, а не у нас.

Почему рентабельность нижайшая? Потому что курс валют при этом такой, что при переводе себестоимости на инвалюту она оказывается слишком высокой и не конкурирует с импортной продукцией. Подробнее – рублей мало, они в дефиците, поэтому дорогие, инвалюты много, в избытке, поэтому дешёвая. Себестоимость (стоимость производства вплоть до прилавка), полученная в рублях в переводе на инвалюту, становится больше аналогичной импортной продукции ввиду локального снижения цены инвалюты в нашей стране ввиду её изобилия. И от продажи нашей продукции от прибыли почти ничего не остаётся, потому что дороже импорта её не выставишь, и это даже при условии транспортировок из за рубежа. Что такое локальное снижение цены инвалюты (или удорожание рубля)? Это заниженный курс инвалюты. Вот почему валютный коридор просто рубил наше производство. А СМИ всегда врали о «недооценке рубля» - ахинея, извините.
К сожаленью, у С.Ю. Глазьева просматривалось стремление удержания курса инвалют в рамках. Но это разрушает весь остальной эффект предлагаемой им модели развития экономики. Это ещё более усугубляет обстоятельства с прибылью, усиливает политику дорогих денег. И дешёвые кредиты не вытягивают ситуацию в рентабельное русло, образно говоря. И даже усиливается при этом интерес перевода рублёвых инвестиций в инвалюту и в офшоры. Не верю, что С.Ю. Глазьев не понимает этот вопрос, думаю, что боится пойти против чьих то интересов, содержание которых – инвалютные накопления в банках России.

 А ещё в условиях экспорта ресурсов ресурсы на внутреннем рынке  в дефиците и стоят дорого, а это ещё более удорожает себестоимость продукции.

Запрет на расчёты инвалютой не ослабляет влияние накопленной массы инвалюты в банках, а всего лишь, подменяя рублём рубль частично (на 70-80%) подкрепляется (обеспечен) инвалютой. То есть по состоянию на 2015 год у нас в стране примерно на 70-80% рубль обеспечен долларом и евро, потому что примерно 70-80% ВВП имеет ресурсный источник прямо или косвенно (производством товаров подкреплено только около 20%). То есть, рассчитываясь рублём, мы на самом деле только на четверть рассчитываемся реальным рублём, подразумевая на три четверти скрытую инвалюту.

В нашем случае политика дорогих денег обеспечена экспортом ресурсов за инвалюту, в результате накопления инвалюты в банках России.

ПОЛИТИКА ДЕШЁВЫХ ДЕНЕГ – это политика дефицита инвалюты, когда мало и иностранных инвестиций, сокращён экспорт ресурсов до минимума, что делает инвалюту дорогой, а отечественные деньги на её фоне дешёвые. А печать новых рублей под производство ещё более удешевляет рубли, увеличивая интерес в наращивании производства, которое компенсирует инфляцию, стремящуюся появиться после печати новых рублей.
 
В этой среде и производство рентабельно, потому что в инвалютном эквиваленте себестоимость продукции значительно снижается, а курсы валют препятствуют импорту аналогичной продукции. Прожиточный минимум в переводе на инвалюту ниже, то есть дешевле без потерь в качестве жизни при условии сдерживания инфляции своих денег. За счёт роста отечественного производства.

Инфляция - это не курс, а изменения уровня цен на отечественные товары. Цены на импорт не могут быть характеристикой инфляции, они - отражение курсов валют.

Основное повышение рентабельности достигается соотношением валют при дефиците инвалюты, потому что в переводе на инвалюту себестоимость значительно ниже, чем при политике дорогих денег.
 
Рентабельность производства дополнительно повышается удешевлением ресурсов ввиду снижения их экспорта.

Образовавшаяся таким образом зона дешёвого производства притягивает инвестиции в производство, и при этом важно создавать условия, чтобы эти инвестиции были большей частью в рублях. Для этого важно вовремя печатать рубли, обеспеченные этим производством, которые разными путями торговли всё равно будут попадать в руки западных инвесторов.

Непрерывность инвестиций (печать новых денег) необходима, чтобы рост производства не затормозился, потому что возобновление производства связано с дополнительными потерями. При этом не особо стоит бояться инфляции, потому что она будет покрываться новой продукцией, снижением цен от перепроизводства. И даже, если печатать деньги с опережением роста производства, то появившаяся лёгкая инфляция даже понизит стоимость кредитов(отдавать потребуется то же, но при росте цен на реализуемую продукцию), и ещё более увеличит рост производства.

В любых процессах есть этап насыщения, поэтому во всём надо знать меру.

2. Второй метод – цена кредитов.

Многие экономисты к характеристике дешёвых (дорогих) денег причисляют и низкие или отрицательные (высокие) процентные ставки кредитов, или инвестиций. Думаю, что это некорректно. Это отдельная самостоятельная характеристика. По аналогии, низкие или высокие ставки кредитования правомернее назвать дешёвыми или дорогими кредитами. Между ценой кредитов и ценой денег большая разница, это как рука и нога, но обе эти характеристики участвуют в рентабельности как бы объединённые множества.

Например, дешёвые деньги снижают себестоимость продукции повышая рентабельность и конкурентоспособность в перерасчёте на инвалюту, глобально по всему внутреннему продукту примерно одинаково по сравнению с внешним конкурентом, а дешёвые кредиты делают тоже, но по разному, в зависимости с какой продукцией конкуренция: по отношению к внешнему конкуренту, если ставки ниже зарубежных, и к внутреннему, если удалось получить кредиты с более низкой ставкой. То есть, дешёвые деньги - более глобальный и объективный показатель, чем дешёвые кредиты, потому что повышает конкурентноспособность всему внутреннему производству равномерно, а низкие ставки добавляют к конкурентноспособности, но ими можно регулировать приоритеты внутреннего рынка.

Но для реализации метода цены кредитов государство должно контролировать Центральный Банк, но не формально, как по состоянию на 2016 год, когда ЦБ до сих пор выполняет инструкции МВФ, а реально, со способностью выдавать дешёвые кредиты вплоть до отрицательных ставок, опираясь на бюджетное подкрепление. Отрицательные ставки, в конечном итоге, вернутся налоговыми сборами от возросшего в связи с этим производства товаров.

Рассматривая методы цены денег и цены кредитов как регуляторы рентабельности рыночной экономики, невольно задумываешься о власти денег. После этих рассмотрений она более очевидна.

Не важно, какие деньги мы видим в наличности, а важно, какие активы иностранных и отечественных денег в банках и оперативной части рынка. Ещё Карл Маркс говорил, что деньги – это такой же товар, как и все потребительские товары. К этому можно добавить, что деньги (а впрочем, как и любой товар) представляют интересы своего государства. То есть, если в активах банка 50% американских долларов (сравнивается по биржевому курсу), то это означает,  что банк на 50% представляет интересы США. Долевая принадлежность банков к какой либо стране определяется долевым представительством денег этой страны.
Другими словами, деньги тянут за собой товар к реализации, который был произведен именно под эти деньги. А купив товар за доллары, мы восстанавливаем власть доллара над этим товаром. Даже если мы расплатились рублём, который на три четверти подкреплён долларом, мы на три четверти устанавливаем власть доллара над этим товаром.
 
То есть, банк – это своего рода международное акционерное общество. И если мы хотим, чтобы банки работали на нашу страну, они должны иметь максимальную долю активов отечественных рублей, думаю, не меньше 80%. Всякими условными переводами инвалюты в рубли активность инвалюты в банках изменить нельзя, она только «условно» скроется.

За властью денег незаметно приходит политическая власть. Так что суверенитет у нас условный.

Думаю, что суть текста понятна многим, обладающим аналитическим мышлением. Это надо знать многим, не только экономистам, всем, кто хочет влиять на политику рационально.

Запредельная масса иностранной валюты в банках подтверждает политику дорогих денег, так как рубль на этом фоне в дефиците. Дефицит – это всегда дорого.
Власть иностранных денег в наших банках разрушает нашу экономику как конкурирующую, укрепляя свою.

Доля инвалюты не может сейчас быть ниже по причине широкомасштабного экспорта ресурсов.

Господа политики, очевидно, что вы развиваете чужую экономику, что вы служите олигархам, вклады которых не только в иностранной валюте, но и часто не в нашей стране, или в офшорах.

Почему на вырученные от экспорта ресурсов деньги нельзя построить высокотехнологичную экономику? Никто не продаст самое новое, а новее можно разработать только самому, нужны только условия.

Повышение рентабельности:

Свободный курс рубля и прекращение поддержки его Центробанком (прекращение вливания в рынок инвалютных резервов) – правильная, но недостаточная мера для повышения рентабельности производства до уровня конкурентноспособности с импортом. Даже совсем не та мера!

Для повышения рентабельности производства необходимо ещё уменьшить инвалютный сектор в банках России и на валютном рынке. То есть, получить политику дешёвых денег.


Стратегических пути всего два:

Первый путь – заставить иностранных партнёров закупать энергоресурсы в рублях. В этом случае они перейдут на рублёвый оборот в остальной части рынка, чтобы добыть рубли на покупку энергоресурсов. Я до сих пор не могу понять, почему мы себя так унижали, ведя торговлю с Западом в их валюте, ведь они в энергоресурсах более всего были заинтересованы. Хотя чего понимать – продажность власти или власть олигархов.

Второй путь – сократить экспорт энергоресурсов.

Первый путь не удешевляет энергоресурсы на внутреннем рынке, что снижает эффект от политики дешёвых денег.

Второй путь – сокращение экспорта энергоресурсов – кроме поддержки политики дешёвых денег ведёт к снижению себестоимости производства, значительно удешевляя энергоресурсы на внутреннем рынке.

Идеальный путь – комбинирование двух путей – рублёвый товарооборот и сокращение экспорта энергоресурсов.

Эти два пути применимы в условиях межгосударственных экономических взаимоотношений.

А чтобы производство вообще смогло вначале поднять голову, необходимы дешёвые кредиты, которые способен обеспечить только контролируемый государством банк.

А чтобы инвестиции (кредиты) не ушли в офшоры на закупку инвалюты, нужен жёсткий контроль целевого использования.

При соблюдении всех вышеизложенных условий даже в случае полной экономической изоляции, экономика внутри страны также может развиваться быстрее мировых темпов.

Почему?

Ответ прост.

Во первых, в стране есть весь спектр ресурсов, который необходим для независимого существования.

Во вторых, конкуренция внутри страны может быть более чистой, более свободной от варварских методов уничтожения конкурентов и войн, но при условии соблюдения законности, гарантом которой должны являться высококвалифицированные и добропорядочные кадры нашей власти. Пока это не так, но традиции в этом направлении уже создаются, вот только кадры безграмотны в стратегических вопросах, в частности в тех, которые рассмотрены в этой статье.



Рассмотрим чуть подробнее сам механизм наращивания массы отечественных денег для создания среды дешёвых денег в процессе товарно-денежного производства, с целью роста производства, в условиях, когда масса иностранной валюты уже сокращена до минимума (Этот механизм почему то назвали монетизацией, подразумевая печать новых денег и распределение их в товарно-денежном обороте):

1. Вначале печатают деньги, подконтрольно инвестируют в производство, и по прогнозам прироста производства допечатывают деньги для вливания в бюджетную сферу, для потенциальных потребителей нового товара, называемого приростом ВВП. 

2. Деньги вовремя получают рабочие, производящие товар (из инвестиций в производство), служащие госпредприятий, пенсионеры и т.д. (из бюджета). В результате товар не застаивается, потому что у народа есть деньги на его покупку, и инфляция отсутствует, потому что всё пропорционально.

3. Продажи дополнительно произведенного товара от инвестирования новых денег образуют прибыль, которая вновь идёт в зарплату рабочим на производство нового товара (на наращивание производства), и в налог, в бюджетную сферу. То есть, цикл замкнулся, причём с наращиванием от прибыли, и остаётся немного допечатывать деньги в бюджетную сферу, чтобы цикл не остановился с падением покупательной способности.

 Такой цикл образно можно назвать циркуляцией денежной крови в механизме производства полезного товара.

 В этом цикле инфляция всегда съедается ростом производства, который в свою очередь нужно подпитывать денежной кровью как со стороны производителя, так и со стороны потребителя.

 Инфляции не будет, если денежные вливания, или «монетизация», подконтрольно идут снова в производство, и не разворовываются. Растущее производство всегда поглощает инфляцию.

 А если деньги разворовываются, и выпадают из цикла «товар-деньги-товар», то возникает инфляция ввиду снижения объёмов производства и растущего спроса от украденных денег.

 Инфляция или дефляция могут наступить также при нарушении пропорциональности вливания денег между производством и бюджетом. Так, если перекос произошёл в пользу производства, то возникает дефляция, потому что увеличение объёмов производства упирается в недостаточный спрос на товар в связи с дефицитом денег у населения. Если же больше, чем требуется, вновь напечатанных денег влить в бюджетную сферу, то возникнет инфляция по причине избытка денег у населения, и дефицита произведенных товаров. При инфляции производство выживает проще, чем при дефляции, потому что при дефляции приостанавливается производственный цикл, упёршись в отсутствие спроса, и вероятность банкротства резко возрастает.

В условиях национализированного Центрального Банка России возможна не только "монетизация", но и инвестирование, а правильнее - кредитование производств по нулевой или отрицательной (для поддержания приоритетной отрасли) цене кредита. Цена кредита отразится в повышении массы произведенного товара, да так, что с налогами в бюджет вернётся больше, чем процентами по кредиту.


Б. Условия, обеспечивающие процесс восстановления и развития экономики.

Прежде всего, это нормализация механизма рыночной экономики. А чтобы нормализовать, необходимо вначале взять под государственный контроль стратегические узлы, с национализацией либо полной, либо до обеспечения контрольного пакета акций за государством, с узакониванием этого вплоть до Конституции.

То, что ресурсы или ископаемые по конституции возможно приватизировать – это недопустимо. Землю – да, да и то в пределах обеспечения личных интересов граждан или бизнеса, без права продажи нерезидентам, а ископаемые – путь в никуда, в безконтрольное опустошение страны.

Базовые предприятия оборонного комплекса просто обязаны быть национализированы, а предприятия обеспечивающие могут быть разделены на контрольный пакет акций государства и пакеты акций частных предпринимателей, а ещё лучше по принципу народного предприятия, что сейчас экспериментирует КПРФ.

Должен быть восстановлен полный государственный контроль над Центральным Банком, который в настоящее время пока полностью выполняет инструкции МВФ – печатает рубли под количество заработанных на экспорте ископаемых долларов и евро, точнее, только тех денег, которые остаются через НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и составляют объедки от доходов олигархов. Людей вводят в заблуждения, утверждая, что этот налог максимальный. Откуда тогда пухнут счета нефтяных олигархов в офшорах, Швейцарии и прочих местах? В итоге – МВФ пока диктует финансовую политику России – главный ключ развития экономики.

Наличие накоплений в офшорах и прочих иностранных банках должно быть уголовно наказуемо.

Итого:
Ископаемые (ресурсы), оборонный промышленный комплекс и система денежного обращения должны быть под достаточным государственным контролем, обеспечивающем полный суверенитет России.

Остальной частный производственный, сельскохозяйственный, торговый и обслуживающий бизнес должен функционировать по известным цивилизованным правилам конкуренции, создавая здоровую систему рыночных отношений. Здесь участие государства должно быть только в рамках обеспечения этой здоровой конкуренции и управления приоритетами развития с помощью налогов и ценой кредитов.
В этой среде народные предприятия, являющиеся по форме акционерными с равномерным распределением пакетов акций (КПРФ ничего нового не предложила), смогут также повысить свою эффективность, и, может быть, стать основной формой частного бизнеса, когда каждый представитель предприятия имеет свою частную долю, свои акции, в соответствии с квалификацией, стажем и прочими справедливыми параметрами.

Только в этих условиях возможно максимально-эффективно проводить политику дешёвых денег и дешёвых кредитов.

Апрель 2016