О религиозном понимании свободы

Евгений Терещенко
«Повиновение Богу – есть свобода».
Сенека.

«Ты имеешь право только выполнять свой долг, а плоды твоих действий не принадлежат тебе».
Бхагавад Гита.

Обычно под свободой понимается возможность выбора своих действий, независимость от других людей, от своих привычек и страстей и т.д. Но есть еще одно понимание свободы, присущее религиозным людям, независимо от их конфессиональной принадлежности, далеким от философии и теологии. Оно парадоксально, на первый взгляд, так как состоит, как бы, в отказе от личной свободы, в подчинении своей воли воле Бога.

Трудись, молись, постись, соблюдай заповеди, прославляй Бога в псалмах или мантрах, не гонись за удовольствиями, довольствуйся тем, что само идет в руки, не думай о завтрашнем дне – так живут многие простые верующие люди.
В одной баптистской книжечке я прочел интересную формулировку такого подхода к жизни: «Возложив все заботы на Бога, вы обнаружите, что беспокоиться вам больше не о чем».

Конечно же, из этой цитаты не следует, что человек должен быть пассивным, бездеятельным в своей жизни. Нет, он должен проявлять активность: трудиться, что-то предпринимать, но он не должен полагаться на себя, на свои силы, способности и умение. Он должен осознавать, при всей своей активности, что РЕЗУЛЬТАТ его действий зависит не от него. Такой подход к жизни дает удивительное спокойствие и внутреннюю свободу верующим и полагающимся на Бога людям. Знаю это по себе, по тем немногим, к сожалению, часам и дням своей жизни, когда я жил таким образом.

Некоторые из читающих эти строки могут возразить: что же это за свобода, если человек добровольно ставит себя в зависимость от какой-то непонятной Высшей силы? Да, ставит, но, удивительным образом, это «рабство» от Бога может дать человеку такую невиданную свободу от мира и силу, которую неверующему человеку трудно представить. А.Солженицын свидетельствует в «Архипелаге», что только истинно верующие люди: православные, сектанты, толстовцы, сохраняли в лагерях свои души в чистоте, не сгибались, не унижались, не опускались, не задумываясь, шли на смерть. Гораздо более ненадежными и уязвимыми были неверующие арестанты. Они сохраняли устойчивость лишь тогда, когда давление на них было достаточно выносимым.

В заключение, приведу еще одно высказывание на рассматриваемую тему, принадлежащее Павлу Флоренскому: «Я научился благодушию, когда твердо узнал, что жизнь каждого из нас ведется Благою Волею, так что не следует беспокоиться ни о чем, помимо задач сегодняшнего дня».
Замечательная формулировка! Жизнь в настоящем – это важнейший фактор свободы, который проще всего обрести, «вручив» свое будущее Богу.