Простые истины

Владимир Костылев
    Полемика со статьёй Т.Воеводиной "Трудовой буржуй" (ЛГ, № 13, 2016 г.)

                Простые истины.
Можно сколько угодно говорить об изменении денежно-кредитной политики, о необходимости импортозамещения и даже новой индустриализации,  ничего не изменится, пока не станут ясными простые истины. Главная из которых  заключается в особенностях становления капитализма в России.

Каждая буржуазная страна имеет свои особенности, свой генезис развития частной собственности. Это  национальные, культурные, природно-географические особенности. Тот путь, который проделала Россия к становлению новых общественных (частнособственнических) отношений, коренным образом отличается  от такового в других странах капитализма.  Отсюда  и все проблемы, которые вот уже более 25 лет сотрясают страну.

Переход к капитализму был совершён не в результате целенаправленной, продуманной политики под контролем политической силы, осознающей этот путь и формирующей цели и задачи общества  (как это делается в КНР), а в результате «стыдливо-грабительского» передела собственности в интересах совершенно определённого круга лиц.

Передел собственности происходил не с целью развития, модернизации, улучшения, а с целью быстрого обогащения. Все эти годы шёл процесс безудержного стремления к получению максимальной прибыли «здесь и сейчас» с последующим уводом денежных средств за рубеж. Всё это происходило на глазах народа и, в конечном счёте, стало очевидным, гласным и обсуждаемым. Что, в свою очередь, оказывает определяющее значение для формирования социально-психологической атмосферы в обществе, нежелание широких кругов трудящихся «горбатиться» на собственников, получивших свои предприятия неправедным путём. И вынужденных искать работу лишь для того, чтобы выжить. То есть, российский капитализм, в том виде, в котором он состоялся, не является легитимным в глазах людей, вдруг осознавших все проблемы перехода к капитализму. Отсюда апатия, озлобленность, неуверенность в завтрашнем дне. Что усугубляется авторитарной внутренней политикой, недоверием к демократическим процедурам, преследованием людей, пытающихся  реально противостоять произволу.
 
Структура промышленного производства в СССР не могла породить ничего иного, кроме как ГМК (государственно-монополистический капитализм), так как индустриальное развитие страны шло в интересах всего народнохозяйственного комплекса. Создавались мощные промышленные предприятия, единая энергосистема, с учётом социальных и других условий. Переход всей этой индустрии в руки частников не мог не привести к развалу экономических связей, к потере многих технических и прочих достижений, присущих крупному народнохозяйственному комплексу. Новые частнособственнические отношения, по сути дела, развалили промышленность страны.

Превратившись в олигархов, новые собственники стали действовать вполне по-капиталистически. Они стали беречь свои капиталы, искать им выгодные и надёжные сферы применения. А так как в России не самые лучшие условия для промышленного производства, капитал стал «убегать».

Вот уже 16 лет прошло с момента выхода в свет книги А.П.Паршева «Почему Россия не Америка». В ней убедительно доказано, что при включении России в мировое капиталистическое хозяйство, Россия окажется неконкурентноспособной. Более того, автор делает и такой вывод: «привлечь иностранные инвестиции в российское промышленно производство нельзя никак, никакими силами» (стр.23). А ведь наши новые собственники по сути являются теми же иностранными инвесторами. Вот почему вывод денег за рубеж есть главная и определяющая цель нашей буржуазии.

В СССР мощная промышленность была создана вопреки множеству препятствий. Это можно было сделать только в условиях социализма, путём максимального напряжения сил всего общества, под единым началом и контролем.  Повторить этот, не побоюсь этого слова, народный подвиг в условиях господства частной собственности, при политическом господстве  партии крупной буржуазии невозможно.

Сложившаяся структура распределения материальных благ всё более принимает олигархический характер. Из последних сообщений: «Газпромбанк… при росте убытков в три с лишним раза увеличил выплаты топ-менеджерам вдвое. За 2015 год ГПБ заплатит своим  директорам и членам правления 1,8 млрд. руб. Что в 1,9 раза больше, чем в 2014 г. В среднем на начальника пришлось 64 млн. рублей. (РБК от 31 марта 16 г.). Это только выплаты в конце года. Не считая зарплаты, медобслуживания и т.п. То есть, в стране кризис, а у нуворишей всё по-прежнему – благодать.

В инете множество таких фактов, касающихся наших новых собственников.  Они как раз и свидетельствуют о несправедливом распределении материальных благ, о катастрофическом социальном расслоении в обществе. О безудержной эксплуатации наёмных трудящихся.

Но Воеводина всеми силами пытается показать нам трудягу предпринимателя, собственника-миллиардера, своим самоотверженным трудом заработавшего свой капитал. Стоит лишь только захотеть! 

Воеводина заявляет: «Предприниматели – это люди, которые крутят колёса хозяйственного механизма,… как могут, ведут дела: торгуют, строят, выпускают различные нужные товары, пашут землю, растят хлеб и картошку.
Главная их функция – организация народного труда». И забывает при этом, что на самом деле их главная функция (как они её понимают, и как они действуют в соответствии со своим пониманием) это достижение прибыли любой ценой. Они меньше всего думают об организации народного труда и больше всего о себе любимых. И выбирают, соответственно, те сферы деятельности, где их усилия и возможности могут принести максимальную прибыль. Бизнес далеко не однороден. Мелкие предприниматели ещё могут хоть как-то называться трудягами. А все остальные? 

Хаотическое становление капитализма привело к созданию многочисленных коррупционных связей, преступных и фальшивых контор, разного рода «Рогов и копыт», ищущих только одного – нишу максимального обирания трудящихся. Я убеждён, что 99% всех этих частных предпринимателей в той или иной степени нарушают Закон (уходят от налогов, зарплата в конвертах, дают взятки и т.п.) и заботятся только о собственном благополучии. Жульничество в предпринимательской деятельности стало нормой. Урвать у государства, обокрасть его, подсунуть фальшивку под видом выполненных работ и т.п. – вот чем занимается большинство современных предпринимателей. Этими сведениями забиты все СМИ. Всё это не проходит мимо сознания работающих в этих конторах наёмных трудящихся.  Которые видят все эти предпринимательские загогулины и у них  складывается соответствующее отношение ко всему этому. В обществе накапливается социальное недовольство. 

По большому счёту, бизнес это вообще не профессия. Это склад ума, склад характера, наличие определённой харизмы. Наивному и честному человеку в бизнесе делать нечего, его очень быстро облапошат и «оберут как липку». Чтобы заниматься бизнесом одного желания мало. Надо обладать связями, денежными средствами, материальными активами. Но всего этого добиться сегодня уже практически невозможно, если вы не родились в соответствующей семье. Сегодня в большинстве предпринимательских сфер закончен передел собственности, «забиты тёплые места», «кто не успел, тот опоздал». Начать свой бизнес можно лишь «на подхвате» у «нужных» людей, но и они выжмут из тебя по максимуму. Недаром у Воеводиной «есть серьёзное сомнение, что наш предпринимательский класс, такой, как он есть, способен вынести на своих плечах новую индустриализацию». Сомнения закрались в её душу. Ну, да! Опыт всего описанного у неё большой! 

Так что, никакими трудягами наших предпринимателей назвать нельзя. Характер их труда сугубо буржуазный, не имеет никакого отношения к глобальной общественной пользе, направлен лишь на собственное обогащение любым возможным путём. Что, впрочем, известно уже более 150 лет.

Засомневавшись в предпринимательском сословии, Воеводина делает вывод: России нужен социализм, нужна внятная экономическая политика и народнохозяйственный план. Не первый раз она пишет об этом. 

Однако она не понимает, что в современных политических и экономических условиях это невозможно. Это было возможно  30 лет назад, когда страна сохраняла единое политическое и экономическое пространство, когда существовала единая политическая сила, способная осуществить это гигантское превращение социализма в общество с частной собственностью. Тогда ещё можно было удержать единство интересов и не дать разворовать страну. Сейчас, «поздно пить боржоми». Пока в стране не появится действительно авторитетная политическая сила, способная представлять интересы большинства трудящихся, до тех пор мы так и будем плестись от кризиса к кризису. Вплоть до самых непредсказуемых событий.