Разбор по Мф. 28, 16-20

Рыжов Александр Геннадьевич
16 Ученики пошли в Галилею; они должны были проделать большой путь, чтобы только взглянуть на Христа, но это того стоило. Они уже видели Его несколько раз в Иерусалиме и все же пошли в Галилею, чтобы увидеть Его и там (М.Генри). Мы можем иметь общение с Богом дома, но если Он говорит, что нам нужно приходить на богослужение, чтобы встретиться с Ним, то нужно слушаться. Наконец, это вопрос не только послушания, но и большого преимущества, приобретения. Послушание апостолов в этой ситуации - хороший этому пример.

17 усомнились - употреблено редкое греческое слово, означающее, видимо, что-то вроде "не знали, что и подумать" (НЖБ). Вероятно, некоторые из очевидцев усомнились по той причине, что это не соответствовало распространенным представлениям о конце времен, согласно которым все мертвые должны были воскреснуть одновременно и вместе с Мессией (Культ.-ист. комментарий). Это было то время, когда Он явился более нежели пятистам братии в одно время, 1 Кор. 15:6 (М.Генри). Такое же мнение высказывается в Толковой Библии Лопухина: упоминание об «иных» заставляет думать, что собравшихся было гораздо больше одиннадцати. К такому же заключению приводит и сообщение евангелиста, что эти «иные усомнились». После явлений в Иерусалиме и в Галилее от одиннадцати трудно было ожидать, чтобы они сомневались в истине воскресения и присутствии Христа среди них.
“Увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились” - сомнение мешает поклонению.

18 Потом Господь объяснил им, что Ему дана всякая власть на небе и на земле. В некоем смысле, конечно, Он всегда имел всю власть. Но здесь Он говорит о власти, которая дарована Ему как Главе нового творения. После Своей смерти и воскресения Он получил власть давать жизнь вечную всем, кого Бог дал Ему (Ин. 17,2). Он всегда имел власть, как Первенец из всего творения. Но теперь, когда Он совершил дело искупления, Он обрел власть как Первенец из умерших, "дабы иметь Ему во всем первенство" (Кол. 1:15,18) (МакДональд).
Я же понимаю этот текст на сегодня вот как. “Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано” (Кол.1:16). “Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной” (Еф.6:12). Над этими начальствами, властями, мироправителями Иисус тоже властен (вот она “всякая власть на небе и на земле”). Он отнял у них силу и власть. Но Его победа над ними пока что не стала явной одномоментно, она реализуется постепенно, в том числе через нашу жизнь и служение.

19 народы. По-гречески то же слово, что и "язычники". Благая Весть больше не обращена к одному лишь Израилю (ср. 10,5.6). Теперь исполнилось великое обетование, что в Аврааме благословятся все племена земные (Быт. 12,3) (НЖБ).
Попробуем представить, что мы не знаем, о чем пойдет речь дальше. Какого продолжения логично ожидать после слов “дана Мне всякая власть на небе и на земле”? Уверен, многие продолжили бы эту фразу примерно так: “Идите и господствуйте” или “Идите и властвуйте”. А Христос говорит “Идите и научите”. Фактически “Идите и служите”, ведь учитель служит своему ученику.
Учеников можно приобрести двумя путями: 1) крещением. Поскольку омовение или погружение в воду было ритуалом обращения (совершавшимся над язычниками, обращаемыми в иудаизм), крещение означает посвящение людей в веру; 2) проповедованием заповедей Иисуса, изложенных в Евангелии от Матфея. Многие евреи за пределами Палестины пытались обратить в иудаизм язычников. Но лишь немногие из обращенных становились учениками раввинов, так что мысль о превращении язычников в настоящих учеников — последователей Иисуса, у Которого они будут учиться и Которому будут служить, — выходит за рамки иудаистской традиции (Культ.-ист. комментарий).
В немецком переводе сказано “Сделайте их учениками”. Т.е. надо не только однократно научить новообращенного некоторому набору базовых истин, но ввести его в положение учащегося у Господа. Для этого и сам учитель должен постоянно быть учеником у Господа. Вот что об этом написано в Библии Лопухина: “Слово «научите» (maqhteusate) нельзя точно перевести. Если бы Христос хотел сказать «научите», то здесь был бы поставлен другой глагол — manqanw. Manqanw значит не «учить», а ставить людей в такое же положение и отношение ко Христу, в котором находились двенадцать, семьдесят и другие. Все они сделались учениками Христа без предварительного научения. Таким образом, смысл выражения тот, что ученики должны были, согласно заповеди Христа, отправляться к «народам» и приобретать среди них учеников (последователей) Христа”.

20 Я с вами. Иисус был назван "Еммануил" ("с нами Бог") при рождении (1,23) и обещает быть с нами до скончания века. Возложив на учеников служение учительства, Он обещал и Свое присутствие (НЖБ). Присутствие Иисуса в нашей жизни - суть Евангелия, его начало и конец. То, чем надо особенно дорожить и проверять, есть ли это в моей жизни.
Заметьте, что в этом Великом поручении четыре раза используется слово "все" в разных вариациях: всякая власть, все народы, соблюдать все, во все дни (МакДональд).
Баркли: “Одиннадцати скромным галилеянам могло показаться потрясающим и ошеломляющим, что они посланы для покорения всего мира. Когда они услышали это, у них, наверное, поникли сердца. Но после того как им было дано поручение, за этим сразу же последовало обещание. Они были посланы, - как и мы, - на выполнение величайшей в мире задачи, но с ними всегда был величайший в мире - Иисус Христос”.
И первые главы Деяний показывают, как Иисус помогает им в выполнении этого великого поручения. Апостолы и раньше выполняли поручения Иисуса, связанные с благовестием (Мф.10). Но то были масштабы галилейских деревень и городков. Сейчас же Иисус расширяет эти масштабы до пределов всего мира. Огромность этой задачи могла потрясти и испугать апостолов. Но первые же попытки исполнить это поручение были настолько успешны (8 тысяч уверовавших после первых двух проповедей), что это должно было вселить в них уверенность в осуществимости задачи.

Разбор прошел 01.04.2016. (Мы начали разбирать на этом разборе Евангелие от Матфея 13 января 2012 года, закончили 1 апреля 2016 года).