Люди с доброй душой

Петр Панасейко
    
       

         Пятого мая 2016 года будет ровно двадцать пять лет, как я посетил первый и последний раз (так получилось) своё родное село Малиновка, что в Гуляйпольском районе Запорожской области. Покинул же я его навсегда вместе с родителями ещё раньше, 20 августа 1971 года. Скоро этому событию исполнится сорок пять лет.
       
        До 1991 года меня очень беспокоил вопрос:  «Кто ухаживает за могилой моей любимой бабушки Шинкаренко Евдокии Саввичны?». Приехав в село в мае того года, я, разумеется, первым делом пошёл на могилу бабушки. Дело в том, что автобусная остановка находилась и, насколько мне известно, находится и сегодня у сельского кладбища в центре села. Я, как говорится, не мог пройти мимо.
      
        Май на юге Украины отличается от  мая нашего Среднего Поволжья. Весна там наступает рано. Травка растёт очень быстро. Какое же было моё удивление, когда я увидел чисто убранную могилку моей бабушки.
       - Кто же это постарался? - стал я думать про себя,- кому мне говорить спасибо?
      
        Прошло минут двадцать. Вдруг я ощутил чью-то руку на моём плече. Повернув голову,  увидел перед собой пожилую женщину с тяпкой в руках. До этого  никого на кладбище по близости не было. Но секрет был прост: за кладбищем, в нескольких метрах от него, был огород. На нём она и  трудилась.
      - Давно я не видела, чтобы возле этой могилы кто-то сидел так долго, наверное, кто-то близкий? – спросила женщина.
       Я её не узнал. Во-первых, потому что уезжал тогда из Малиновки, окончив только седьмой класс, во-вторых, на этом месте было что- то другое. Кажется, общежитие. Узнала она меня.
      
        Это была Прасковья Решетняк.  А не узнать она меня не могла потому, что до переселения в Малиновку (тогда ещё Новосёловку)  жила на чудесном хуторе Южном, что в несколько километрах от села. Выполняя указание Никиты Сергеевича Хрущёва об укрупнении сёл, районные власти стёрли в буквальном смысле слова с земли тот утопающий в зелени хуторок в степи. Уже при мне на его месте колосилась пшеница. Жили Решетняки на хуторе рядом с моим дедушкой Ефимом Антоновичем. Были его соседями. Знали хорошо моего отца Алексея Ефимовича, родившегося и выросшего там. Их дружба продолжилась и в селе. Значит, знали и меня.
      
       Поговорив с Прасковьей, я нашёл ответ на свой вопрос. Оказалось, что все эти годы она ухаживает за могилой моей бабушки. Меня это вначале несколько удивило: ведь здесь была могила не матери отца, а его тёщи. А заботилась она как за могилой  самого дорогого человека. Для меня бабушка и была таким человеком. Как, впрочем, и для моего отца.
      
       Невдалеке, на огороде, сидел и внимательно наблюдал за нашей беседой её муж Григорий. Он несколько раз вставал, что-то делал, и я заметил его хромоту. Видимо, он был участником или финской войны, или Великой Отечественной. Сейчас я, конечно, виню себя, что не подошёл к нему и не расспросил его об этом. Кто тогда думал, что через полгода Советский Союз распадётся и я не смогу больше приехать на свою малую Родину?
      
        С того времени прошло 25 лет, а я всё слышу слова Прасковьи Решетняк:  «Не волнуйся, Петя, пока я жива, ни одной пылинки на могиле твоей бабушки не будет». Она сдержала своё слово. Её давно уже нет, но светлая память о ней живёт в моём благодарном сердце.
      
         Я очень рад, что в нашем с ней родном селе Малиновка живёт её внук Александр Решетняк. Увы, нет в живых сына Владимира, отца Александра, но зато живёт и свято чтит память прабабушки Прасковьи её правнучка Катя Решетняк. Которую я видел только на фотографии на сайте «Одноклассники», но мне теперь кажется, что я знаю её давно. Во первых, с 1 по 4 класс её учила моя одноклассница Надя Ткачун (Северин), характеризующая её как прилежную ученицу, во-вторых, она учится сейчас в 7 классе. А седьмой класс идёт со мной по жизни как талисман. Это был последний класс Малиновской (тогда восьмилетней) школы, который я успел окончить. Восьмой класс я уже заканчивал очень далеко от родного села.
       
        Когда я вернулся домой с поездки в родное село, то мой отец дня два подряд, наверное, рассказывал о Григории и Прасковье Решетняках. При этом он часто повторял одни и те же слова: «Это люди с доброй душой». Отец знал, что говорил: они вместе пережили немецкую оккупацию и трудное послевоенное время. Без взаимовыручки на хуторе выжить тогда было не возможно. Но они выжили. Благодаря чему живём и мы, их наследники. К сожалению, моего отца тоже уже десять лет нет в живых.

       02.04.2016 г.

На фото: Григорий и Прасковья Решетняк