Мизантропия

Лара Козиорова
Мизантропия.
                Термин «мизантропия» происходит от соединения понятий «ненависть» и «человек» (греч.),  что  фактически означает  — сильное неприятие,  часто перерастающее в  ненависть к  человечеству. Мизантропия (если только мизантропия  не в соединении с паталогической формой диссоциального расстройства личности (она же – социопатия), основные признаки которой – нарушение общепринятых социальных норм,  также повышенная озлобленность и агрессивность с полной неспособностью выстроить взаимоотношения с людьми)  не является диагнозом.  Это определенное   восприятие личности, с акцентом внимания в сторону негативности. 
                Сама по себе, мизантропия может иметь разные формы проявления. Если мизантропия проявляется в сочетании с социопатией, то поведение личности будет девиантным (у подростков девиантность –  чаще всего  форма протеста,  искаженное выражение своей «независимости» и «оригинальности», у взрослых людей –  осознанная форма мизантропии). Такие люди активны, они социальны, но в своем поведении демонстрируют асоциальность, они ищут общества (хоть и ненавидят его), ищут себе подобных и самоутверждаются через агрессивно-деструктивные поступки (характерный пример – «сатанинские» сообщества с искажением в сторону демонопоклонничества).
                Бывает, наоборот, мизантропия соединяется с социофобией –  психическое расстройство личности, связанное со страхом и различными фобиями личности в проявлении себя в  социуме. В этом случае неприязнь к обществу усиливается не только наличием разных фобий, но  и всевозможных комплексов тоже, и человек демонстрирует полное отчуждение себя от «этого мира», замкнутость, аутичность. Где-то, глубоко внутри, такие люди очень хотят  общественного признания, внимания, успешности, в чем никогда и никому не признаются,  а от того, что что-то в жизни пошло не так, что-то не получилось,  сломалось, в результате чего надломилась их психика, они становятся погружены в свой мир, куда никого не пускают, демонстрируя своё  отчуждение от общества и, как следствие, неприязнь ко всему человеческому. Часто такому мировосприятию  способствуют ощущение собственной никчемности, никому не нужности и полной безысходности в жизни…
                Следующий вид – возгордившиеся мизантропы. Очень распространённая прослойка общества. Как правило, эта категория наслаждается своей мизантропией, ибо она их делает «не похожими на других». Это не социофобы и не социопаты. Фактически это все те, у кого очень сильно завышена  самооценка: «я – уникальность», «я – элита», «я воплощенное божество». На самом  же деле, вся их «уникальность» заключается в отсутствии всякой уникальности…  Возвышаясь над миром, такие люди испытывают абстрактную неприязнь к человеческому обществу («это всего лишь  стадо»),  но  не к отдельным его членам. Их отличает презрение и к стереотипам поведения, и к «правилам общества», они (по отношению к своей персоне) не прощают ошибок  и слабостей (при этом, себе прощается всё), они злопамятны, ненавидят «эту серую массу», естественно не причисляя себя к таковым.  Внешне они не ищут кампаний, друзей для общения, но, однако, при случае,  любят поучать других, утверждая собственный авторитет.  Любое мнение, отличаемое от их собственного, вызывают реакцию негодования.  Впрочем, у таких мизантропов всегда  есть узкий круг приближенных людей, скорее всего,  таких же единомышленников.  С ними и  поддерживаются обычные (во всех смыслах) отношения. Но другие люди попадают в этот избранный круг только по принципу либо тщательного отбора, производимого  самим мизантропом, либо по принципу  какой-либо собственной выгоды.  Ко  всем остальным не скрывается презрение.
                Мизантропы по своей сути.  У представителей этой категории зашкаливает процент внутренней негативности. Здесь мизантропия определяется не по философскому взгляду на жизнь, а по характерному отношению людей друг к другу.   Попадающие в эту категорию  не задумываются ни о философских понятиях, типа «я и общество», ни о  морально-этических нормах социума, ни о  принципах нравственности. Они вообще «не заморачиваются».  Это мизантропы по своим проявлениям в жизни: всевозможные «трамвайные хамы»; разного рода отморозки; также  все те, кого можно назвать законченным эгоистом; сюда же: простые завистники; духовно опустившиеся;  в негативном смысле – «умельцы», «дельцы» и карьеристы, итд. Спектр это вида мизантропов настолько широк, многочисленнен и разнообразен, что эти люди составляют подавляющее большинство населения земного шара.  Они могут работать  совершенно на любых должностях (от уборщиц до чиновников);  одни из них могут не иметь никакого образования,  у других же может быть  и два, и даже три высших, причем, и с красным дипломом…    Однако, прекрасная эрудиция, начитанность, наличие образований  вовсе не означают высокого интеллекта. Эти люди  могут быть совершенно различны по социальным статусам, по интересам, по  условиям жизнепроживания, но их отличает одна общность: «есть «я», и то, что надо «мне».  «Надо мне сделать себе карьеру и сместить с этой должности Иван Ивановича – я смещу», «надо мне добиться этой поставленной задачи – я костьми лягу, не побрезговав любыми средствами к достижению своей цели», «надо мне получить желаемое – извини, брат, но жизнь – борьба, и я это желаемое обязательно получу, возможно и за счет тебя».  Таким людям ничего не стоит ни пройтись по «головам» других, ни смести метлой кого-то маячившего надоедливой мухой с их пути, ни претворить в действие коварный заговор/план, ни, в конце концов, просто обхамить кого-то более слабого, незащищенного, самоутверждаясь за чужой счет. Вероятно, именно из этого  слоя общества  родилась поговорка «человек человеку – волк».               
                Мизантропы-идеалисты. Это категория вечно недовольных людей,  чаще всего из тех, кто сам ничего не может ни создать, ни предложить, зато всё, что они умеют делать – это осуждать и критиковать, и здесь два варианта: либо они это делают по-тихому, в кругу своей семьи, либо отчаянно нуждаясь в обществе и общении, они блещут активностью:  пытаются поучать, затем обижаются, что их никто не слушает и не слышит.., или пытаются создать своё «идеальное» общество-общину, где-нибудь подальше от мегаполисов, правда таких сразу обвинят в сектантстве.  И в этом, несомненно,  есть своя правда…  Некоторые из этой категории, будучи весьма посредственными личностями, стремятся заработать на духовности (потому больше себе найти применения нигде не могут), позиционируя себя наставником, учителем, проводником, итд. Последние в своей мизантропии никогда не признаются, ибо они  в  глазах других людей должны иметь безупречную репутацию. Однако, это всего лишь маска…  Поучая  других не осуждать, не гневаться, не гнаться за благостями жизни,  сами они сих правил далеко не придерживаются.., да и собственная персона у них всегда стоит на первом месте. Таким людям важно стопроцентное внимание, послушание, подчинение их авторитету. Разумеется, это одна из форм эгоцентризма, как показатель внутренней незрелости личности. К тому же, настоящий идейный человек не испытывает ни фрустрации, ни жажды власти, ни утверждения своего авторитета, ни корысти,  ни скрытой зависти, ибо просто он предпочитает одиночество, и не зависит от окружающих.
                Случайные мизантропы (временные симптомы мизантропии). Это те люди, которые стали мизантропами под влиянием какого-то внешнего (не собственного внутреннего) обстоятельства: возможно это шокирующий психику фильм, или книга, или идеология любимого автора (являющегося мизантропом),  в результате подражания своему кумиру,  либо мизантропия, как следствие от переживания за кого-то из близких людей, с кем случилась сильная неприятность, связанная с социумом.
                Кажущаяся мизантропия: это люди, просто любящие уединение,  часто ведущие аскетичный образ жизни, с философским взглядом на жизнь, но которые по своей сути, мизантропами не являются: они лишь похожи на таковых по внешним  признакам поведения.
Как выразился о себе Л.Н. Андреев (1902г), дававший интервью журналу «Мысль»: «Моя относительная нелюдимость, которая есть просто признак здорового ума, предпочитающего проводить время наедине с самим собою и книгами, чем тратить его на праздную и пустую болтовню, могла сойти за болезненную мизантропию».
                И, наконец, самый редкий вид мизантропов – люди с очень высоким интеллектом (гении мысли), богатым внутренним миром и особо тонкой чувствительностью.  Естественно, что такие люди, не вписывающиеся в «общепринятые стандарты» становятся своего рода изгоями в обществе, учитывая тот факт, что неординарных, или даже - выдающихся личностей,  не понимают, не принимают,  не любят, и в конечном итоге –  ненавидят. А так как, зачастую, такие люди  видят человеческую сущность насквозь,  не закрывая глаза на всё загнивающее, отрицательное, разрушительное, что может быть  в человеке, то само-собой разумеется, что они отвечают окружающим такой же взаимностью.  Эти люди могут как скрывать свою мизантропию, понимая, что взаимодействовать с обществом всё же придётся, так  и открыто, при стечении обстоятельств,  выражать своё отношение «ко всему человеческому», на что имеют полное право…  Они стали мизантропами не по своей внутренней сути, а от отчаяния за этот мир. Они испытывают боль от того, что люди настолько эгоистичны и равнодушны, грубы и агрессивны, невежественны и глупы, циничны по отношению друг к другу. В этом случае мизантропия  - это  не поведенческие реакции, а мироощущение,   которое никак не влияет на  собственные поступки. Презирая нездоровый/гипертрофированный эгоизм, человеческие слабости, разного рода пороки, мелкодушие, жесткость, трусость, и прочую характерную гнусность (продажность, подлость,  духовную деградацию, граничащую с полным оскотиниванием, и другие соответствующие проявления), сами они никогда не опустятся  до этого уровня. У мизантропов этой категории очень развито  чувство собственного достоинства.  А некоторые из них имеют очень благородные сердца. Они стали мизантропами, как бы это ни казалось на первый взгляд противоречием, от любви к людям (я ненавижу вас, потому что  люблю), а именно:  от неравнодушия,  сожаления, от ощущения душевной боли за слабого, незащищенного, от осознавания несправедливости, от глубинного переживания за мир, за Человечество, за  мать-природу, за эту планету.  Они не могут смириться с тем, что творит  по отношению друг к другу человечество. Немудрено, что общение с людьми, а тем более – тесное общение, приносит им куда больше разочарования, нежели радости, а учитывая тот факт, что жизнь построена на конкуренции, коей движет корысть и эгоизм человека, то и условия, и взаимодействия этого мира получаются очень жесткими, что совершенно неприемлимо для этой категории мизантропов.  Они также, как и любой другой человек,  ищут  понимания, дружбы, любви, однако убеждаются в том, что людьми движут куда более банальные мотивы.  Вполне оправдано то, что высокосознательные люди видели в обществе инкубатор глупости, тупости,  порочности, невежества… Этих людей невозможно обмануть: они видят ложь в отношениях, а потому, представители этой категории очень одиноки, от чего сильно страдают.  Их внутренний мир настолько глубок, что найти себе пару для них практически не представляется возможным.  Но именно они, благодаря своей душевной и духовной организации, могут сделать вклад в «человеческий дух».  Вовсе не обязательно, что бы представители этой категории являли себя духовными учителями (мания величия – не их случай), напротив, они предпочитают остаться в тени, в своём уединении, в творческой тишине…   У них критический взгляд и на собственную персону тоже: они прекрасно осознают свои слабости, или несовершенства, однако, не снимают с себя (как это делают все остальные) чувство вины и ответственности, прилагая все усилия, если такой случай все-таки произошёл, исправить   ситуацию  вовремя.  Своим примером они делают всех находящихся рядом сознательнее. И именно  на таких людях и держится мир…
                Мизантропия – не всегда ненависть, часто отношение к другим людям ограничивается лишь неприязнью. И это вполне обосновано, если на то есть свои причины.  Как мы видим из вышеприведенного анализа, мизантропов много. Но  какому бы виду мизантропов не принадлежал человек, общность есть одна: разумеется, что мизантропами не рождаются, а становятся из-за ряда способствующих этому факторов.  Все различия лишь в предрасположенности и индивидуальных характеристиках психики. 
Факторы, способствующие возникновению мизантропии:
- Затяжные депрессии,
- Пессимистичный взгляд на жизнь,
- Наличие стойких комплексов и фобий,
- Давящее чувство внутреннего одиночества,
- Чрезмерная гордость, уже переходящая в гордыню,
- Непонимание и неприятие ни себя, также и  других людей,
- Невозможность найти себя в обществе,
- Сильная эмоциональная чувствительность,
- Несложившаяся судьба,
- Негативный и болезненный (стрессовый) опыт взаимоотношений с людьми,
-Условия жесткой конкуренции,
- Наличие такого чувства, как зависть,
- Переживание полосы предательств, разочарований, последствия различных подлостей, обманов,  итд, особенно  со стороны близких людей,
-  завышенная самооценка, нередко переходящая в манию величия,
- Отдельным пунктом:
Высокий интеллект и особо тонкая душевная организация  (но это характерно лишь для последнего описанного вида мизантропов: неприязнь к человеческому из-за переживания за Человечество, пример – Ф. Ницще и многие другие гении мысли).
                Как это видно из длинного перечня, факторов, способствующих возникновению мизантропии много, и все они, в зависимости от набора индивидуальных характеристик человека, различны. Отсюда следует, что мизантропом может быть как самый обыкновенный неудачник, с набором собственных страхов, так и вполне обеспеченный, уверенный в себе и имеющий высокий статус в обществе, человек.
                Можно ли избавиться от мизантропии?  Так как мизантропия – есть индивидуальная предрасположенность восприятия, то полностью выйти из под власти этого диагноза практически невозможно: ведь для этого человеку нужно кардинально изменить свой взгляд на мир. Однако смягчить своё отношение к миру людей возможно. Для этого нужно понимать, что акцент восприятия на всём негативном и постоянные  отрицательные эмоции сильно влияют на состояние здоровья человека. Ненависть, неприязнь, озлобленность – далеко не лучшие энергетические паттерны, которые носит в себе человек, продуцируя их как на себя, так и во внешний мир. Целый ряд психосоматических расстройств, ведущих к различным заболеваниям,  может возникнуть, если не контролировать свой эмоциональный фон.
                Уменьшить степень мизантропии поможет понимание, что мир таков, каков он есть, люди несовершенны, а Земля – планета испытаний для человека (а иначе это была бы совсем другая планета, с другими взаимоотношениями), где каждый проявляет себя в силу стадии собственного уровня развития.  К тому же, бичуя изо дня в день  человечество кнутом слова,  мир от этого лучше не станет. Поэтому, тратить свою энергию и жизненные силы на негативность и внутренний яд – не мудро, куда более действенно будет заняться глубоким и самое главное – объективным, анализом собственной личности. Это поможет увидеть и себя самого в нелицеприятном свете:  то, что прощает сам себе человек, на какие свои проявления он закрывает глаза, но чего так непреемлет/ненавидит в других людях.  В результате такого самоанализа, когда в самом себе найдется  немало всего того, что  вызвало бы неприятие, отношение к другим  людям будет намного мягче.
                Что способствует внутренней гармонизации  и повышению настроения:
- Прогулки по лесу: быть ближе  к природе и в уединении от общества, побыть в ауре деревьев, послушать  щебет птиц… Также, если есть такая возможность – поездка на несколько дней,  туда, где бы вы могли побыть один на один с собой и с природой,
- Общение с животными (особенно с представителями кошачьих),
- Занятия спортом: лучше всего бегом трусцой, или спортивной (быстрой) ходьбой  в парковых зонах,
-  Любые виды творчества, но такого, что бы это приносило моральное удовлетворение,
- Любые формы медитации,
- Нормализовать питание,
- Перестать читать (или слушать) колонки новостей с устрашающими  реформами и кучей жутких событий,
- Не держать ненужных обид,
- Относиться ко всему с долей юмора,
- И даже во мрачном постараться увидеть крупинку светлого,
- Оптимистичнее смотреть на жизнь,  понимая, что она одна  и быстро проходит…
                В этом мире всё выстроено на взаимодействиях. Иногда круг общения мы не выбираем, он нам навязан социумом, например,  коллеги по работе, или люди в группах занятий по интересам. Но если нам что-то не нравится, мы вполне можем свести это общение к минимуму, отстранившись в личное уединение. Мы также вправе никого не посвящать в свои личные дела и не пускать в свой мир, предоставив туда вход только избранным, не оставшись при этом равнодушными или бесчувственными к чужому горю. А отслеживая собственные промахи, ошибки и слабости, мы можем  стать  более лояльными к слабостям других людей.  Решит ли это проблему мизантропии? Нет, полностью не решит, но, безусловно, повлияет на мировоззрение и значительно снизит степень неприязни и отторжения от «всего людского». А если на собственной душе станет легче, то и мир увидится куда в более радостных тонах, нежели прежде.