Школа 440 Приморского р-она в моей жизни

Николаев
               
                Воспоминания к её 100-летию в 2017 году.      

  Всю жизнь я проживаю в городе на Неве,  в Лахте на ул.Старая дом 22 (ранее, дом 16).
      Это  один из дачных,  двухэтажных  бревенчатых  домов, когда-то принадлежавших хозяевам-финнам.
         Дом был  старый и насквозь продуваемый ветрами с  Финского залива,  который был виден  из веранды моего дома. Сейчас весь берег, с 2003 года, застроен домами.
          В этом доме я появился зимой  в 1947 году, из роддома, что был рядом с кинотеатром "Звезда",  в котором до 1935 года, была церковь. С 1991 года в здание кинотеатра вернулась церковь св. Апостола Петра, а  вместо роддома  расположился хоспис.
          В нашем доме проживало ещё семь семей, и все были бывшие блокадники. Поэтому, я с детства часто  слышал рассказы соседей, о голодных и  тяжёлых днях блокады.
      
 К  сожалению, мама, почти ничего не рассказывала о годах своей юности. Знаю только, что родилась в г.Полоцке. Родители умерли рано, и она  жила с бабушкой. до 13 лет. После смерти бабушки, мама, осталась сиротой. Зарабатывала на хлеб, тем, что нянчила чужих детей. В 17 лет вышла замуж, и вместе с мужем приехали в г.Ленинград, где оба поступили в педагогический институт им. Герцена.
   В 1941 году, мать эвакуировалась за Урал, а отец ушёл на фронт. В конце войны матери пришла повестка, о том, что «Ваш муж, считается, без вести пропавший».
   В 1945 году, вернувшись из эвакуации, мать устраивается учителем немецкого языка в нашу школу. Тогда директором школы был Сараев П.А.  Мать рассказывала, что предоставили ей жильё с сыновьями -  Николаем и Виталиком, на ул.Советской д.2, где сейчас располагается клуб.
   Помещение клуба было огромное, поэтому его невозможно было нормально протопить, чтобы согреться, хотя там  стояли две  круглые печки. Затем, маме предоставили жильё на ул. Старой д.16. В этом доме, в 1947 году, я родился.
   Мама устроила меня в ясли. Это  небольшое деревянное здание и сейчас сохранилось ближе к углу ул. Юнтоловской и ул.Советской, где сейчас детский сад.
   Учительская зарплата была маленькой, а послевоенное время было тяжелое, поэтому приходится удивляться, как мама, одна(!) смогла «поднять на ноги» троих сыновей.
  Ей часто приходилось задерживаться в школе – то партийные дела (она была членом КПСС), то занятия с отстающими учениками, то, частенько, посещение учащихся и их родителей, на дому. Мы, её сыновья, привыкли с ранних лет обслуживать себя сами, помогая своей матери во всём. Пищу готовили на керосинке. Сами ходили в магазин за продуктами, готовили дрова на зиму. Весной копали огород под картошку, и делали грядки под марковку, свёклу и огурцы. Иногда, маме, помогали друзья  старшего брата – Игорь Воронин, Юрка Казак, которые учились у неё. Она была у них, классным руководителем.  То огород помогут вскопать, то дрова поколят, то воды принесут.
   Мать приходила с работы усталая, но, ей часто приходилось проверять тетради учеников, дома. Она прикрывала настольную лампу газетой, чтобы её свет не мешал нам засыпать.
   В 1950 году, всех учащихся перевели в деревянное здание расположенное напротив, а в  каменном здании расположился детский сад №24.
   В 1951 году, построили каменную школу на ул.Хвойная д.35. В период, когда мама работала в школе, директора и завучи часто менялись.
   В октябре 1956 года, мать уволили из школы, т.к. она якобы не имела диплома о высшем образовании, и на её место взяли молодую учительницу немецкого языка.
  Все ученики, которые учились у моей матери, и которых я встречал, всегда, очень хорошо отзывались о ней.
       Мои старшие братья: - Николай, ушёл в Армию в 1952 году. Отслужив в Армии, он сразу,  с 1956 г. поступил в вечернюю школу № 188(440) и  устроился работать проводником на железной дороге.
         Мне нравилось наблюдать, как Николай готовился к урокам. Он  ходил взад-вперёд по комнате  и  в такт шагам произносил  вслух какое-либо правило по русскому языку, или строки из басни, или стихотворения. Я, тоже, невольно заучивал  эти задания. 
        Старший брат-Николай, был нам за отца. Приучал нас к спорту,  заставляя делать  утреннюю зарядку и занимался с нами борьбой. Зимой бегал с нами, на лыжах и коньках. Старательно приучал нас с братом к чтению книг. Он был интересным рассказчиком,  и  хорошо срисовывал из книг картинки самолётов и животных. Поэтому, глядя на него, я тоже научился рисовать.
       Окончив  вечернюю школу, Николай, проработал всю жизнь в НИИ   "Поиск" и получил там же, профессию слесаря-инструментальщика. Был выбран парторгом цеха.
   Награждён  двумя орденами,  в том  числе -  Трудового Красного знамени. Был женат. Имеет дочь.  Умер в 1989 г.
      
       Брат, Виталик - поступил в первый класс, к учителю Серовой М.И. в 1951 году в   деревянную школу № 440.               
        Надо сказать, что только, первых классов у нас было тогда - четыре, и в каждом было по 43-45  человек. Тогда, наша школа работала в две смены.  Учеников в школе было, более 1250 человек.
        Мария Ивановна запомнилась Виталику, как строгая, но справедливая учительница. Я видел её позже, когда стал постарше.
   В третьем классе его учила другая (не помнит!).
       Четвёртый класс Виталик заканчивал во вновь построенной каменной школе на ул.Хвойной д.35,  у Екимовой Марии Петровны. В 1959 году, он  ушёл из школы, решив поступить в  СУ № 74. Получив профессию слесаря-сантехника он проработал сначала мастером в ПТУ - девять лет, а затем - сантехником на разных предприятиях нашего города, всю свою жизнь  до выхода  на пенсию. Имеет двух сыновей.
        Всегда гордился обоими братьями, которые много сделали, чтобы я вырос достойным  человеком.
        Брат Виталик, в детстве много возился со мной - читал, и бывало, часто сочинял сказки, вечерами, на ходу,  чтобы я быстрей засыпал. Зимой катал на санках и лыжах. Сам делал для нас игрушки из дерева, или бумаги.
      Летом, начиная с первого класса, он брал меня, с  собой, собирать редиску  в совхоз "Оборона". Там, за пучок редиски нам платили по копейке. За  смену мы, с братом, навязывали до 150 пучков редиски.
      Иногда стояли в очереди за фуражом для животных, за взрослых, пока они были заняты, зарабатывая  по рублю. На 1рубль я мог купить - 0,5кг. сах.песка -45 коп., слив.масла-100гр. -35 коп., 1 батон - 13 коп. и 0,5кг. хлеба - 7 коп.(!!!)
         Магазин "Фураж" располагался  на Колхозной ул., где, сейчас, площадка для баскетбола.
  Виталик хорошо знал город, уже  с  третьего класса(!),  и часто, когда стал  ездить за мной в интернат,   показывал  мне город.

      Мать читала много книг,  а затем  пересказывала нам интересные сюжеты из них. Работая в  школе, она  надолго подружилась с учителем химии - Чежеговой А.А. Они стали близкими  подругами, и Александра Александровна часто бывала  у нас дома.
       Я, с мамой, много раз ходил к ней в гости,  в двухэтажный дом -  на ул.Садовая 45, где она  жила со своим взрослым племянником. Для меня,  маленького мальчишки, это были, те встречи, которые  оказывали влияние на моё духовное развитие и кругозор.
   Они говорили о книгах, спектаклях, читали друг другу стихи и разговаривали на школьные темы. Всегда обменивались не только новостями, но и книгами.
       Когда Чежегова А.А. получила квартиру в городе, и уехала из посёлка, то они обменивались открытками по почте. Хотя маме, в школе, давали билеты в каникулы, на праздничную ёлку в «Дом учителя», но А.А.Чежегова всегда приносила для нас с братом дополнительные приглашения.  Поэтому, мы с Виталиком, ходили на ёлки по нескольку раз за каникулы.
         Когда мама ушла из школы, то их дружба продолжалась до тех пор, пока одна из них  не умерла.
       Два раза, к маме, в гости заходил учитель математики - Санкин Михаил Владимирович.  Но, не очень его помню. Он запомнился тем, что мог виртуозно играть на любом музыкальном инструменте.

      В 1954 году я поступил  в 1 класс, в деревянную школу №440, к Литвиненко(Слесарева) Александре Федотовне, которая жила в той половине деревянной школы, где жили все учителя. До моего класса она работала  старшей пионервожатой в нашей школе.
   Даже спустя многие годы, помню, как она выглядела - высокая, стройная, в  строгом чёрном платье с белоснежным полукруглым воротничком, и необыкновенно ласковым взглядом, которым она оглядывала нас.
       Её уроки были удивительно интересны. До сих пор помню уроки чистописания, рисования,  труда, которые она проводила. Хорошо умела рисовать.  У неё был каллиграфический почерк, и  характеристика написанная её рукой, на меня, ученика 4а класса, для поступления в школу-интернат, лежит до сих пор у меня, как образец высшего мастерства.
       В то время писали на уроках сначала карандашом, а затем перьевыми ручками из чернильниц  "непроливаек". Помню, как я расстроился, когда Александра Федотовна, сказала, что -  некоторым ученикам рано давать перьевую ручку. Среди них оказался я.
   Не забыть, как после уроков она заставила меня переписывать мою первую пробу пера. За что благодарен ей, до сих пор, т.к.у меня  на её уроках выработался хороший почерк.
       Помню её урок географии, когда она сказала, что если температура на планете поднимется  хоть на полградуса, то начнут таять льды Арктики.
      Пионером меня приняли в 3 классе(23.02.57г.),  и сразу же, моя учительница, попросила меня провести урок о М.В. Ломоносове, для первоклашек. Я перечитал много книжек про М.В.Ломоносова, чтобы лучше подготовиться к встрече с первоклашками.
   Никогда не забуду, с каким трепетом держал книгу "Мифы Древней Греции", которую  дала мне  учительница  почитать в третьем классе, домой.
       Помню, когда мы всем  классом  организовывали  сборы макулатуры и металлолома. Каждое пионерское звено, хотело собрать, как можно больше.
 
   Весной, по дороге в школу, мы, мальчишки не пропускали ни одной канавы, в которых водились  тритоны, плавала лягушачья икра, светло-зелёного цвета. Каждая икринка, размером с виноградину. Летом появлялись лягушата, и  вечерами слышалось кваканье, по всему посёлку.
      Кстати, в школу было ходить небезопасно из-за многочисленных собачьих стай, которые  бегали в поисках пищи. Мы, с Лидой Тулейкиной (из параллельного класса), часто прятались от них, в каком-нибудь доме.
      Повзрослев, я много раз встречался  и разговаривал,  со своей первой учительницей, когда она вела своих учеников на прогулку.
         В 1984 году я решил навестить её, и поехал к ней на ул.Вавилова.  Дверь открыла  маленькая, сухонькая, седая старушка.  Я узнал её,  но  Александра  Федотовна не сразу узнала меня, т.к. была больна и плохо чувствовала себя после инсульта. Когда узнала, то обняла и расплакалась.   Затем  подошёл с работы её муж – Василий. Мы  все вместе сели  за стол  и углубились  в светлые воспоминания. Через несколько месяцев она скончалась.
       В этом же доме жили Сараевы – Павел Александрович,  и его жена – Серафима Александровна, поэтому я зашёл и к ним. Но,  к большому сожалению,  "Пал Саныч", недавно умер, и  Серафима Александровна жила одна. Она подарила мне поделку, которую сделал "Пал Саныч" своими руками, и подписала её – «На добрую память  Толе, от учителей Сараевых П.А. и С.А.  16 мая 1984 года».  Их, дочь Татьяна, вышла замуж и проживала по другому адресу.
       
   Помню учителя пения  - Лядову Нину Андреевну. Она была старенькая, но в её внешности было столько величественности, которая невольно вызывала уважение, даже у нас мальчишек.
         Я слышал, от взрослых, что она была из знаменитых "смолянок".
    Учитель физ-ры Евгений Петрович ... запомнился тем, что показывал нам упражнение  "Крест" на кольцах, и ходьбу на руках по брусьям.
       Помню старое здание вокзала и узкоколейку, по которой мотовоз тащил  от двух до трёх платформ. Она тянулась вдоль Вокзальной улицы и поворачивала на Конно- Лахтинский  проспект. Мы с другом, Витькой Афониным, который учился в параллельном классе,  постоянно цеплялись за эти платформы, пустые после разгрузки торфа, и катались,  когда шли из школы, пока нас не прогоняли.
        В 1957 году,  я,  упросив  маму, поступил в школу интернат №11 (ул.Седова д.55) г.Ленинграда. Где  проучился четыре года, причём, два раза, в четвёртом классе - но это уже другая история.
        В 1961 году я вновь вернулся в нашу школу в 6 класс.
  Невозможно забыть уроки литературы, когда их вёл Сараев Павел Александрович.  Он был инвалид детства. Ходил на костылях и не мог носить, на урок,  с собой книг. Это был потрясающий чтец, сумевший привить  многим из нас, любовь к литературе.
      Он практически знал наизусть  многие произведения.
      Несколько раз я ездил с ним на рыбалку, на его машине-инвалидке, и несколько раз, был у него дома, даже, когда закончил школу.  Заходил, надеясь застать его дочь Татьяну,   в которую тогда был тайно влюблён. Она училась со мной в начальных классах.
       Вновь стал учиться у своей любимой А.Ф.Литвиненко, которая стала вести у меня, в 6-7 классах, уроки рисования.  К тому времени, я уже хорошо рисовал, и Александра Федотовна, на уроке, часто  мне говорила – «Рисуй, что хочешь, только не мешай мне!»
    В шестом классе я  подружился  с  одноклассником  Валькой  Тимофеевым, и благодарен ему, за то, что он научил меня радиоделу.  Я  сам смог собрать,  впервые, свой  транзисторный приёмник,  который ловил три станции.  Затем собрал супергетеродинный приёмник и ламповый  трёхваттный  усилитель.
      Когда у меня Чежегова А.А. вела химию, то даже дома я устраивал химические опыты.  Для этого она дала мне несколько пробирок.
      
   На следующий год, в 7 классе,  я твёрдо решил, что  пойду работать и помогать  матери, перейдя в вечернюю школу. 
      С 1962 г. поступив на фабрику по ремонту обуви №4, в качестве ученика-сапожника, стал работать  в комбинате бытового обслуживания, который был построен около платформы Ольгино.
      Сейчас в этом здании, располагается - магазин "Ливиз" и почта.
   Заканчивал 8 класс в  нашей вечерней школе №188, где опять встретился с учителем  математики Михаилом Тимофеевичем Серовым. Он был похож на пирата, тем, что носил белую повязку на левом глазу.  Великолепно преподавал математику!
   Строгий был учитель, и на его уроках было слышно, "как летела муха"!  Запросто мог дать  по лбу линейкой, нерадивому ученику, зато математику усваивали все!
   Однажды я пожаловался маме, что "МТС" ударил меня по лбу линейкой. На что мама ответила - "Он же не просто, подошёл и треснул тебя. Не балуйся и сиди тихо!"

   Закончив 8 класс, я поступил  в Ленинградский механический техникум №1, и поработав на разных
   предприятиях,   в 1971 г. устроился на з-д "Арсенал" им. Фрунзе, инженером-технологом, где и закончил  Северо- Западный заочный политехнический институт(СЗЗПИ).
    В 1971 году я женился.  Первенец (дочь) умирает, а в 1974 году, родился сын, Максим.  В 1980 году,  он поступает в первый класс к Котовой А.В. и заканчивает его  с похвальной грамотой.     Про таких учителей, как Алла Валентиновна Котова, говорят  -"От Бога!".
     В пятый класс, Максим поступает к Бодровой Ирине Георгиевне.  Наступил самый интересный период в моей жизни связанный со школой. 
      Ирина Георгиевна всегда  приглашала меня на различные мероприятия, которые проводила  со своим классом.  Мы начали  ходить с ней в походы  на велосипедах, по Карельскому перешейку, с учениками её класса.  Хотя учились они, всего лишь, в четвёртом.
      Продолжались походы  до выпуска из школы. Про эти  дни можно написать отдельную книгу, т.к.  нами пройдено за  это время более девятьсот километров дорог.
     Ирина Георгиевна, всегда подходила с выдумкой к проведению, какого-либо мероприятия – будь, то, Новый год, или встреча  с бывшими выпускниками, либо 8 марта.
   Я  старался запечатлеть каждое событие на фото.
   Каждому её  выпускнику  мы оформили  индивидуальный альбом в 1989 году,  и  я  вставил,  в него, свои   стихи.
        Много раз, со своим  классом  И.Г. Бодрова, выезжала в другие города нашей страны.

         В 1987 году я решил перейти работать в школу №440 учителем труда и рисования. Учащихся, тогда было, чуть более 360 человек. 
       Директором школы был Слюсаренко Александр Андреевич, который одновременно вёл уроки  химии. Сначала завучем школы  была Ирина Алексеевна Сумарокова, а затем с 1990 года - Фёдоров Виктор Александрович, который стал вести уроки истории, вместо Петра Львовича Зильбермана, который очень интересно вёл свои уроки.
     Приятно было увидеть ещё работающую, в группе продлённого дня,  Марию Петровну Екимову, которая, когда-то, учила брата-Виталика в начальных классах.
      К сожалению, моя  любимая Александра Федотовна  Литвиненко ушла на пенсию, перед моим поступлением в школу, и мне не посчастливилось поработать вместе с ней.
   Спасибо Александру Андреевичу Слюсаренко, за то, что он смог отстоять школу, в 1990-х  годах, от перевода её в пос. Лисий нос, чтобы объединить  школу №440 со школой №438,  из-за их малокомплектности.
       Учителем физики стала Шейкина Наталья Леонидовна, после  уволившейся Ольги Валентиновны Нестеровой.
   К Наталье Леонидовне, я часто захаживал в "лаборантскую" выпить чашечку кофе, после всех уроков, и помогал ей в ремонте наглядных пособий и различных приборов.
      Строгая была, ответственная к своей работе  и  очень требовательна к одежде девочек.  Не позволяла приходить  в класс -  в брюках и  дорогих украшениях.
       Учителем труда до меня работал Кошкин Г. И., который не очень заботился о пополнении  мастерских, каким-либо инструментом. Из всех станков, лишь один работал исправно. Из-за отсутствия инструмента, первое время,  трудно было проводить уроки труда.
      Я закончил двухгодичные курсы повышения квалификации при ГПИ им.Герцена. без отрыва  от работы в школе.
   Стал вести уроки черчения в 7 и 8 классах, а затем и уроки ОБЖ в старших классах.
       Мастерские для проведения уроков труда в школе, были прекрасные. Два огромных  смежных класса, где в одном располагались верстаки для столярных работ и станок по обработке древесины.  В другом классе - 20 слесарных верстаков с тисками, восемь  токарных станков и  четыре сверлильных,  две муфельные печи, а при мне установили два  фрезерных станка.
        Между мастерскими, оставив проход, сделал себе конторку, где хранил  наглядные пособия и инструмент.
   Первые  три года,   я трудился в мастерских  до позднего вечера, приводя их в порядок.

      Шефы школы, из объединения "Автотехобслуживания", и их директор Морозов М.И.  много помогли мне,  в  приобретении инструмента  и  ремонте станков.
         Ребята стали участвовать в районных соревнованиях по труду и черчению, часто завоёвывая первые места среди школ нашего района. Хорошо запомнились некоторые ученики  - Яковкин Алёша, Федоненко Алёша,  Закиров Саша, Давыденко Саша, Лесогор Сергей, Абраменко Илья.   Очень ответственные ребята. У  них руки были просто - "золотые"!
     Точили подсвечники на токарных станках, делали шкатулки,  совки из жести, и многое другое.
       В муфельных печах, учил ребят, термообработке, и как делать украшения на тарелках,  а так же, простейшие изразцы. Некоторые ребята таскали тарелки из школьной столовой,  а  я получал замечания от шеф-повара.
      Учил ребят пользоваться стеклорезом, за что однажды получил выговор от директора  А.А.Слюсаренко, т.к. этого не было в учебной программе.
       Очень часто в школьные мастерские забегали девочки и просили поработать на станках. И я разрешал им  иногда просверлить отверстия  на сверлильном  станке, или разрешал построгать рубанком, а они, угощали меня винегретом,  приготовленным ими на уроках домоведения.

       Участвовали в пионерской игре "Зарница". Однажды, когда с ребятами поехал на "Зарницу", так они, балуясь, выставили свои деревянные автоматы, которые сделали на уроках труда, в окно  автобуса.
   Наш автобус остановили милиционеры на посту ГАИ, находившийся при выезде из Лахты,  и  сделали нам внушение.
       В первые годы  моей работы,  мальчики часто работали на станках, но затем классы стали слабее  и менее организованные, поэтому я не стал рисковать, боясь, что они могут  навредить своему здоровью.  Занимаясь общественно-полезным трудом, летом, водил старшие классы в совхоз "Оборона",  где мои ученики, работали в теплицах. С пятыми классами работали на школьном участке,  где у нас было  засажено несколько грядок, морковкой и другой зеленью. Затем совхоз  ликвидировали и стало гораздо трудней привлекать учеников к труду.

      В течении работы в школе вёл уроки рисования, фото- кружок и кружок "Умелые руки".
      Из фото-кружка помню двух сестёр  Мазиных - Наташу и Лену. Ответственные и увлечённые были девочки.
   Уроки физкультуры с 1994 года, вместо Романовой Л.П. стала вести,  новая учительница, Васильева Татьяна Викторовна. Она приобрела новый  спортивный ивентарь. На школьном стадионе, под её руководством проводились   соревнования по футболу между посёлками Ольгино и Лисий Нос.  Зимой, ученики ходили  на лыжах . Она вела баскетбольный кружок с девочками. Привлекала  в кружок,  и учителей. Особенно, из учеников, мне запомнилась Маша Воскобойникова. Небольшого роста, но прыгала, как резиновый мячик довольно высоко.

   В 2000 году я вернулся на  свой завод "Арсенал", чтобы подзаработать к пенсии. Проработав  три года, вернулся в школу, где за это время сменился директор и завуч. Ушли учителя, которые были способны отстаивать своё мнение на педсоветах. Исчез тёплый дух школы, который был, т.к. старые учителя ушли, а новое руководство не смогло удержать старые традиции школы. Исчез, как дубовый паркет, который мыли ученики вместе с учителями в конце учебного года, и который заменили на холодные бетонные плиты. Школа из воспитательного учреждения превратилась в обычную сферу услуг.

   В 2004 году, в первый класс поступил мой внук-Костя. Его классным руководителем стала Михайлова Наталья Николаевна, которая училась когда-то  у меня, а затем в начале 90-х   годов стала старшей пионервожатой. С кончиной пионерской организации в школе, стала  педагогом-организатором.
   К сожалению, к 2006 году, количество учащихся по сравнению, с тем, когда я был учеником, сократилось  до 180 человек.   
   В 2006 году я досрочно ушёл из школы на заслуженный отдых.
             К сожалению, после моего  ухода,  столярные  мастерские  с дубовыми столярными верстаками,  и слесарный класс со станочным оборудованием, и муфельными  печами, были ликвидированы.  В этих помещениях  расположилась библиотека.
      
                Пруслин А.Н. декабрь 2016г.