Крайний мирный день Отр. Пьяный поход

Евгений Колобов
6 августа 1945 г.

 С утра суета. Ждём начальство. Всё должно блестеть, внешний вид, само собой.
  У кого обувь в непотребном виде, посадить в броники за пулемёты, в общим, по пояс спрятать.
 Появились небольшие отряды конных пограничников. Появлялись и опять пропадали из видимости. Над головой, уже вторую неделю, постоянно летали  наши самолёты.
  Около одиннадцати часов наши позиции посетила группа верховых. Шпорт доложил генерал-лейтенанту и монгольскому высокому чину, с лампасами, мол бригада в полной боевой готовности, ждёт приказа. Генерал вручил командиру пакет под роспись.
 Начальники прошлись по позициям, как водится, позадавали дурацкие вопросы. Хватает ли воды, за сколько минут бригада перестроиться в походную колонну и так далее. Когда же, один из старшин пожаловался на отсутствие сапог, оказалось, что по снабжению, у нас своё начальство и тут же начал распекать Шпорта, в общем генерал помог, как всегда. Жизнь положить в их интересах, обязаны, а всё остальное, связывайтесь с Москвой.
 Только, высокое начальство, отправилось дальше по фронту, командир бригады собрал всех офицеров. Помахивая жёлтоватым пакетом с сургучными печатями
 - Вскрыть седьмого августа в 12-00. Всем ясно, что за приказ в пакете?
 Конечно всё было ясно. Начинается. Конец ожиданию.
 Командир продолжал:
 - Чтоб завтра, не бегать с мокрой задницей, подготовку начнём сегодня. Суету не создавать. Всё делать под сетями и не спешно. Пока местность позволяет пойдём как шли, в линию. Разведку в авангард. В двух бронетранспортерах по флангам. Дистанция километр. Всё. По подразделениям!
 Командиры со старшинами, определили, что грузить сегодня, что завтра. Солдаты потащили снарядные ящики, шанцевый инструмент крепили в положенных местах. Разбирались временные склады. Чистили оружие, бригадное и личное. Страха не было, но холодок в животе периодически появлялся. Если верить методичкам, то вооружение японской армии, застыло на уровне конца тридцатых годов. Для нас, вообще, достойных целей не было.
 Японские танки со смешными названиями Чи-Ха, Чи-Ни, вооружались короткоствольными мелкокалиберными пушками и не имели серьёзной брони. Спрятаться на почти ровной местности тоже не легко. Тревожно было от того, что пока подлянок разглядеть, мы, не могли. А их не могло не быть. Японцы воины отважные и хитрые.
 Лейтенант Синицин предложил маскировочные сети на марше крепить к кабине бронетранспортёра а другой конец к щиту пушки. Расчёт сидевший в бронике, всё видел, но находился в тени, плюс, кой-какая маскировка в движении, а при остановках, сеть разворачивалась и накрывала сцепку полностью. Командир разрешил попробовать.
 Прибыл офицер связи, со своей радиостанцией из авиадивизии, прикрывающей наше направление. Короче, всё постепенно принимало нормальный вид. Залили, всё, что положено, набили пулемётных лент. Облазили с Йёськой, все машины, броники.  Надовали указаний, по мелочи. Не потому, что неправильно, а чтоб не расслаблялись, мол начальство бдит и  заботится. Внутри, как часотка, скорее бы уже! Как говориться, ждать и догонять...
 Вечером собрались с офицерами на товарищеский ужин, выпили за крайний мирный день, но лёгкость мужского застолья не пришла. Шутки не смешили. Я вообще быстро опьянел и ушёл спать.
 7-го августа в 12-00 объёмистый пакет вскрыли. Шпорт зачитал Заявление Советского правительства, Приказ Верховного о создании новых дальневосточных фронтов и начале боевых действий с 8-го августа 1945 года. В пакете были и конкретные указания нашей бригаде. О вхождении в состав 2-го дальневосточного фронта. Кроме почасового графика движения и нескольких географических пунктов, куда бригада должна прибыть в определённое время, никакой конкретики не было. Прилагалась справка Разведуправления, где так же, неуверенно сообщалось, что Квантунская группировка располагает от 750 тысяч до 1,5 миллионов солдат. Вот это разброс! В два раза! Около 1000 танков и 1,5 тысяч самолётов. Где они сосредоточены? Как организованы, где рубежи обороны, всё что интересовало нас, было не понятно. Приказ о начале перехода границы, должен был прийти по радио. Опять ерунда, сколько ждать? От нуля часов? Или когда рассветёт? Решили отбой объявить после ужина, но спать возле техники.
 В 13-10 построили личный состав и зачитали приказы. Без спешки, подготовились к движению и после ужина "отбились". Разбудил лязг железа и рокот танковых моторов.
 Танковый полк пошёл вперёд. Рота 34-к, а остальные давно устаревшие, лёгкие БТ.
 Они всю войну здесь, на Востоке, простояли. Слева, при свете фар, тоже пошли.
 Нам приказ пришёл только с рассветом. Две зелёные ракеты, вперёд!