Пенёк, ну и денёк!

Анатолий Алексеевич Никитин
Идти нельзя, оставаться нет смысла!


Центральная Сибирь.
Чтобы правильно рубили просеки, у нас были ребята маркшейдеры. Именно они и задавали направление профилей. Делалось это следующим образом. В нужной точке ставили прибор на треногу. Затем по линии будущей вырубки, устанавливалась вертикально вешка сантиметров пять в диаметре, желательно без веточек. Как правило, делали её из берёзы или лиственницы высотой метра два, не меньше. Следующая вешка через уже десятки метров. Примерно так по всему выбранному направлению. Вот и вся идея! В конце, ребята приветливо машут ручкой и прибор переносится на другой профиль.
Всё, с этого момента только ты и больше никто, обязан контролировать правильность направления движения. Если в так называемом створе видимость закрывает дерево. То его надо убрать, или срубить. Устранение проблемы теперь, полностью в твоих крепких руках. Пока не завалишь дерево, каким бы толстым и крепким оно не было, дальше идти нельзя! Есть правда умный вариант обхода препятствия, но при мне с этим никто не связывался. А теория говорила, в конечном счете, выйдет это для твоего здоровья значительно дороже. Лучше уж тупо рубить! Бывало, чтобы уронить мощную в поперечнике лиственницу и целого дня не хватало. Но работать надо, дело-то государственное! Самое сложное, если на пути встречалось лиственница после низового пожара. Я его называл ласково-железное дерево! Стучишь по нему секирой с полного размаха, а оно только гудит! Лишь малюсенькие щепочки в стороны отлетают. Сильно раздражало полное бессилие ускорить каким либо образом процесс. Хоть взрывай его! Или костёр из него делай! Бензопил тогда не было, одна лишь мачете.
На профиле с утра и до вечера ты один, одинёшенек. Не с кем словом перекинуться, да и помощи в случае чего ждать не от кого. Вокруг одни медведи. Связи никакой, сосед твой совсем не близко! Длина профиля пять километров! Должен отметить, это не малый путь по тайге. Рельеф здесь весьма разнообразен. То марь, то дерево в обхват! Кусты, бурелом, бугры и спуски! Одно слово траппы!
Сбиться с выбранного пути легко. Из приборов только компас и то в лучшем случае. Карты лишь у руководителей. Большой дефицит всего! Как в сорок первом, одна винтовка на троих!
Кстати, компаса у меня тогда не было. Свой личный замечательный, я благополучно раздавил в процессе поездки сюда, в Сибирь. Поэтому главная привязка, предыдущая тропинка по которой идёшь, которую знаешь! Где она закончилась, там и начинается полная неизвестность!

Как-то вечером на базе, совершенно случайно увидел как ребята, став в плотный кружок анализируют карту местности. Много желающих скопилось. Было у меня тогда всего минут пять, или около того чтобы запомнить хоть что-то. Хотя бы основные моменты. При всём при этом, присутствовало чрезмерное количество отвлекающих факторов. И вечерние комары, самые мягкие из них. В итоге, в голове остались лишь одни обрывки.
Мы благополучно закончили работу на предыдущем месте и переходили на новый участок. Теперь до самой работы в одну сторону нужно шагать до десяти километров. Менять базу в данный момент не представлялось никакой возможности. Да и чего говорить, прижились мы тут. Всё на месте. Вода есть, озеро рядом. Палатки стоят как надо, быт устроен. Не было смысла что-то менять. Тропинки вокруг базы веером выбиты в разные стороны. Каждый знает куда какая ведёт и таблички вешать не надо. Один минус очевиден. На новое место шагать слишком далеко! Да и заблудиться можно. Но кто тогда на это обращал внимание! Прошло время, мы стали чувствовать себя проще, уверенней в этом дремучем таёжном лесу. И как-то вечером у костра, услышал я вскользь, что если идти напрямик, можно срезать неплохой крюк! Несколько километров. Главное в сторону не уйти! Намотав это дело на ус, не сказав никому про свои планы, уверенный в себе сделал следующее.

Назавтра, взяв мачете, две полные алюминиевые фляжки с водой, нескольких сухарей, кепку мою любимую, часы «Командирские» и отправился в путь по новому маршруту. Сегодня решил рискнуть, идти напрямую! Главное вперёд и никуда не сворачивать!
Солнце становилось жарче, пот заливал глаза и очки. Птички громко и звонко щебетали, сочность природы била своей зеленью наотмашь. Сибирское лето в самом экваторе! Привал. Присел на минутку отдохнуть на каком-то очередном пригорке, прислонившись спиной к дереву, чуть вытянул ноги.
Тут неведомо откуда выбежал зверёк с длинными ушами размером с хорошую кошку. Это был не заяц и не кролик, странный какой-то зверёк! Ни на одного из тех кого видел или знал раньше, не был похож! Какой-то сурикат в центре Сибири. Был он под горкой, чуть ниже меня, с любопытством смотрел крупными глазищами снизу вверх. По всему чувствовалось, я первый человек которого он видел в своей жизни так близко.
Агрессии от меня не исходило, поэтому посидев чуток и понаблюдав, зверь подошёл почти вплотную. Затем сел напротив, как иногда сидят собаки. При этом хвост свой длинный уложил рядом как кнут. Чуть прихлопывая о землю самым кончиком. И смотрит на меня не моргая своими глазищами. Минуту смотрит, другую. До него легко можно  дотронуться рукой, я притих. Редко когда есть такая возможность, видеть дикого зверька в естественной среде и так близко.
Какой же хорошенький, сама непосредственность! Он с интересом изучал меня, все эмоции были на лице. Мимика сильно смахивала своими ужимками на людскую, лишь только отвлекали длинные уши. Умора, да и только! Я держался из последних сил, стараясь не делать резких движений. Медленно, очень медленно достал драгоценный, считанный сухарик из левого нагрудного кармана и мягко бросил ему пальцами меньше метра от себя. Он подошел словно домашняя кошка, взял зубами сухарик и снова сел.  Придерживая лапами, начал грызть прямо передо мной. Лишь искоса поглядывая то одним, то другим глазом. Это было выше моих сил, я не вытерпел и захохотал! Катался но земле минут пять без остановки.
Увы! Ему это не понравилось. Махнув на прощание своим длинным хвостом, зверёк растворился в лесу. Был слышен лишь лёгкий хруст. Понимая, что в кустах может быть и более крупный зверь я вновь сосредоточился.

Иду однажды через дремучий лес, попался плотный кустарник. С каждым шагом вперёд понимаю, встреча с Михаилом Потаповичем неизбежна! Буквально всё говорит об этом. То тут, то там следы его активного пребывания. На деревьях глубокие царапины, вокруг свежие кучи с резким запахом. Продираюсь, секира наготове, ружья мы не носили их не было на каждого. Чувствую вот, вот! Кустарник как назло стоит стеной, не ясно с какой стороны ждать беды. Внезапно впереди страшный грохот, будто бомба взорвалась! Треск перед самым лицом! В нескольких сантиметрах разлетаются веточки. Я уже морально готов вступить в бой с лохматым! Мачете в размахе, зверское выражение лица.
Тут вижу-впереди поднимается огромный глухарь теряя перья, сбивая ветки и листву. Чуть не хлопает меня крыльями по лицу. Если бы захотел, смог бы поймать его руками, но ноги мои в этот момент не двигались, тело скованно внезапным шумным появлением птицы. (Похоже на действие шумовой гранаты). Слизнув солёный пот с губ, утерев со лба испарину продолжил путь, тогда бог миловал.

Сейчас иду наперерез, без тропинки прямо к месту. После красивого лиственничного леса начался участок болотистой мари.  Пришлось немало по ней по блуждать. Она меня всего вымотала! Ходить в болотниках по этой жидкой, мохнатой чавкающей, цветной каше из которой торчат во все стороны мёртвые островерхие сухие елки- палки, суровое занятие! Здоровья для этого требуется не мало! Идёшь, будто кто за ноги держит. Выбравшись на сушу, увидел неподалёку привлёкший меня симпатичный одиноко стоящий пенёк.
Он выделялся на странном, словно мытое золото желтом песке. Устало с удовольствием присел, завернул излишек болотных сапог. Чуток перекурил и пошел дальше, на ходу подхватив мачете. Через полчаса или чуть дольше, вновь приметил этот же самый пень. Подойдя ближе, отчётливо увидел свои следы недавно оставленные здесь. Сообразив, что было выбрано не то направление, произвел поправку. Теперь пойду куда следует! Строго через полчаса, с глубокой грустью снова стоял у пенька! Ну и дела! Мистика какая-то! Как же так получается! Почему словно магнитом я к нему притягиваюсь?
Сердце забилось часто и как-то нехорошо. Вспотел. Появилось острое осознание того, что могу вообще не выйти отсюда. Два раза ещё могу понять, но чтобы три! Это уже система!

С другой стороны сидеть на пеньке, ничего не предпринимать глупо. Что же делать? Какой будет умный выход из этой ситуации? Идти нельзя, оставаться нет смысла!
Внизу живота будто что оборвалось, холодок вновь пробежал по спине. Я и раньше знал, у человека одна нога длиннее другой. По ровной поверхности с закрытыми глазами человек будет всегда ходить по кругу. Но здесь передо мной лес, глаза широко открыты! Я хожу по кругу будто кто за верёвочку водит, неплохо знать кто? Самое страшное в этой ситуации не то, что опять собьюсь. Самое ужасное, выйти в четвёртый раз к пеньку на котором сижу!
Я начал его тихо ненавидеть. Казалось, он надо мной издевается! Опасаясь принять быстрое решение, решил никуда не спешить. Необходимо всё обдумать, проанализировать. Единственный способ не видеть пенёк, сесть на него! Уже сижу.
Внутри всё раз балансировалось, пообщаться не с кем, разве что с самим собой. От моей ещё несколько часов назад железобетонной уверенности не осталось и следа. Мысли накатываясь волнами, одна за другой и все не веселы. Вот уж повезло, так повезло! Центр Сибири! Один в тайге, сижу на пеньке!
Успокойся, успокойся, говорил себе мысленно. Бывал и не в таких переделках. Но сердце только бухало! В этот раз как-то особенно гулко. Воздуху стало не хватать. Сидел раскинув ноги, очень медленно глубоко дышал. Окончательное приму решение, когда осознаю глубину проблемы. До этого момента с пенька не встану! Шагу не ступлю!
Думай голова, думай! Шапку куплю! Быстро понял, что меняется сама задача. Сегодня для меня главное не выйти на профиль, а добраться к своим! Выкарабкаться из сложившейся ситуации живым и здоровым. Выйти на базу, или просто к людям. Всё остальное в данный момент, не играет никакой роли. Приняв эту мысль за основу, на удивление быстро успокоился. Отлично! Порадовался за себя. Нужно менять ситуацию в свою пользу! Достал сухарь, немного погрыз. Обильно запил водичкой из фляжки. Верчу головой, анализирую что да как. Вдруг мозги включились и чётко заработали. Итак, что имеем у себя?
Есть часы, секира, немного сухарей, немного воды, тара. Спичек нет. Я не курю, костры жечь вне базы до этой минуты необходимости не было. Стоит такая страшная жара. Сейчас тепло, середина лета, жить вполне можно! Водичку без сомнения найду и легко очищу для питья. С едой тоже чего-нибудь придумаю. Есть ягоды, птички. Надо сегодняшний день полностью потратить на поиски тропинки. Если не удастся её найти, тогда и буду думать о поисках рек вдоль которых находятся жилища, селятся люди. Конечно я поймаю рыбу, лишь бы она была! Есть немало для этого способов.

Главные это тропы! Одну из которых я буду сейчас искать.
Тропы у нас делаются так. Первым идёт в нужном направлении самый сильный и опытный рубщик, расчищая валежник и кусты, грамотно выбирая путь. Идущий за ним активно рубит кустарник, следом расширяют проход. Попутно стараются идти след в след! Притаптывая выпирающие ветки и веточки. Народу в таких случаях стараются взять максимум, чем больше, тем лучше. Если пройдёт такой вот грамотный отряд, тропинка видна даже со стороны! Хоть вокруг сплошная тайга. А когда люди несколько раз пройдут туда-сюда, то тем более!
Особенно хорошо видны свежие белые срезы кустарника сделанные мачете под углом. Но на них лучше не падать ладонью или лицом, чревато для здоровья! Высыхая, они становятся словно пики, немало резиновых сапог на них продырявилось. Иногда тропинками пользуются звери.
Таким образом, сегодня надо кровь из носа найти эту потерявшуюся тропинку!

Осознав задачу, разобравшись в своих ресурсах, правой ногой выровнял мелкий жёлтый песок. Взял валявшийся под рукой прутик и морща лоб, попытался нарисовать по памяти карту местности максимально крупно. Выпадали целые куски, но общий вид вырисовывался. Понял, что если всё будет нормально со здоровьем, имею шанс выбраться к людям. Жаль, спичек нет, но что-нибудь с огнём придумаю. К примеру, попробую очками. Есть ещё пара интересных способов. На ночь шалашик сделать с помощью мачете, минутное дело.
Был случай, когда мужик полез на дерево чтобы сориентироваться, тоже заплутал! Тайга вокруг! К несчастью, свалился с дерева, ногу поранив при падении мачете. Но тем не менее, хватило сил добраться до базы! Отлежался, зализали ему раны, сейчас пашет лучше прежнего. Но тогда до базы было гораздо ближе.

На моей рукотворной песочной карте, нарисованной прутиком стали появляться реки и ручьи. Вот здесь будет наша база, здесь мы рубили профиля, тут должны идти старые тропинки. Прутик аккуратно вырисовывал детали. Теперь рисую место, куда должен был прийти я. Так, здесь я рассчитывал сократить. Прочертив линию тропы прикинул, где конкретно мог оказаться в действительности. Осталось лишь наложить эту нарисованную мною карту на местность. Определил стороны света с помощью часов. Время двенадцать дня. Жара под сорок самое пекло, но я глубоко в теме. Не обращаю внимания на отвлекающие факторы. Решаю жизненно важную задачу.
- Итак, на солнце юг, назад север. Хорошо. Направо запад, слева получается восток. Снова стал понимать, что в действительности происходит вокруг меня, своё действительное место на этой рисованной карте. Сидел на пеньке и как умный дядя махал руками туда-сюда. Так мне легче было отвлечься от нехороших мыслей. И основное. Теперь смотрим куда надо идти, в какую именно сторону!

Вот это да! Странно!
Выходило, что надо идти не туда куда стремился, а наоборот. Двигаться надо в противоположную сторону. Где находится марь, из которой выполз несколько часов назад. Она меня и закрутила! Не поверив в расчёты, ничуть не дрогнув стёр левой ногой нарисованное. Начал создавать заново с чистого листа. Не прошло пяти минут, как новенький рукотворный план лежал у моих ног, красивее первого! Совпало до мелочей, меня это весьма окрылило. Посидел, запомнил теперь уже свою карту. Засёк время, сейчас-то я точно знаю куда мне идти! Где должна быть тропинка!
Раскатал сапоги, смело пошел на марь. Держал боковым зрением солнце, старался идти ровно не ускоряясь. Без нервов, чтобы не сбить дыхание. Прохожу марь, кусты, высокий очень чистый и красивый лес. Часто встречаются старые гари. Очень неприятно, жалко смотреть на всё это. Огонь как правило проходит низом, повреждая корни деревьев. На вид дерево здоровое, но лишь толкнёшь его легонько и прыгай в сторону. Ствол на лету разламывается на куски, с шумом падает вниз. Чуть зазевался, прилетит точно в голову.
Или взять железное дерево! Стоит оно десятилетиями, пока порывы яростного ветра не вырвут раненые корни вместе с землёй.

Держа в памяти карту, шёл строго по линии. Где-то там впереди, должно быть пересечение с тропой! Нужно верить и идти прямо! Готов по этой линии идти сегодня хоть целый день! Фляжка воды ещё есть.
Помню, как-то попал на профиль ни ручейка тебе, ни болотца. А мари как назло, все пересохли! Нашел лишь несколько глубоких следов лося от копыт, так вот и сидел как кошка над мышиной норкой. Черпал крышкой от алюминиевой фляжки болотную водичку вместе с травинками мха. Потом цедил через футболку. Пока процедишь, заполнишь фляжку, масса времени уходит! Но это жизнь! Это вода! Хоть и пахнет тиной! Но куда человеку в такое пекло без неё!
Как в сказке, напиться водички из копытца. Жить захочешь и не такую выпьешь. Я пил.
Выбираюсь на проселок, за ним пышный кустарник и снова лес. Песок здесь странный на вид. Не такой как везде, мелкий и жёлтый как латунь. Вокруг много красивых лиственниц. Эх, люблю я их! Особенно трогать иголки. Обхватишь ладонью, проведёшь вдоль веточки и будто силы прибывают.

Ровно через сорок минут ходьбы от пенька, в сухом и чистом лесу, слишком уж обыденно увидел я долгожданную тропу! Второй раз за день на меня нахлынули высокие эмоции. Теперь они были резко положительными. Припав к тропе, лежал на ней какое-то время, привыкал.
Это ведь не просто тропа! Это тонкая пропадающая нить, связывающая с домом, родными, самой жизнью. Час назад я мог оказаться здесь лишь в своих мечтах, но смог успокоиться, подключил голову и вот я здесь! Молодец! Теперь всё нормально.
Силы быстро возвращались, адреналин сделал своё дело. На происшедшее смотрелось как бы со стороны. Так уж устроен человек, чуть погодя возник вопрос. Куда идти? На базу, или на работу? Направо на базу. Налево, к ребятам на рубку деревьев. Время ещё целый вагон! Пошёл налево. Полчаса неспешной ходьбы и вот услышал очаровательный разрозненный стук секир по стволу! В горле приятно перехватило. Рассказать им об этом, или нет?
Ничего говорить я не стал, а вот сравнить мою мысленную карту с действительной очень желал.
День этот у нас, к счастью оказался больше хозяйственным, поэтому часа через четыре все направились домой, на базу. К тому времени я совсем пришёл в себя, захотелось бросить вызов самому себе. Сказал, что идите без меня, сам решил пройти за тропу с другой стороны. Изучить.
Подождав пока все пройдут мимо, перешёл тропинку и углубившись в лес, двинул параллельно ей на базу. С пригорка было отлично видно, как ребята гуськом обходят небольшое озерко. Очень похоже, как в «А зори здесь, тихие».

Резко ухожу влево. До вечера ещё достаточно времени. Хочется изучить новые территории, такой вот у меня сегодня настрой. Впереди довольно высокий лохматый холм словно из сказки нарисованный. Обходить не стал, начал взбираться силы были, молодость великое дело! Сюрприз! Оказалось, наверху была древняя стоянка якутов, точнее их мастерская. Вершина холма была будто срезана ножом, ровная как футбольное поле, а снизу и не подумаешь. То тут, то там лежали старые якутские сани. Музей под открытым небом! В основном, были с дефектами.
На одних санях левый полоз сломан, на других правый. И так почти на каждых. Копились они здесь по-видимому долгие годы. Удивила толщина доски, не больше сантиметра! Просто поразительно, как такие тонкие выдерживают столь высокие нагрузки! Цветом все были белые, словно обглоданная кость. Промытые дождями, облизанные снегами и многие годы нещадно жаленные морозами и солнцем. Мне рассказывал тамошний охотник, что они до шестидесяти градусов минус ходят на охоту! Везёт же людям!
Присел на симпатичные сани. Приятно, очень удобно, комфортно на них сидеть! Осознавать глубокую историю вокруг, полежать на них. Жаль что с собой взять нельзя. Показалось, при всей своей немалой длине, были очень лёгкие! Можно сказать невесомые! Встал и с удивлением поднял сани буквально несколькими пальцами. Вот это да! Сколько же они весят? Я в полном восторге от Якутских мастеров! Снимаю шляпу!

Удивило колоссальное количество брусники вокруг. Крупные, сочные бордовые ягоды были повсюду. Будто здесь настоящая плантация. Все они просились чтобы я их срочно скушал! Разом можно было набрать ягод на целую зиму!
Сани утопали в брусничнике! Плотные, чуть лоснящиеся зелёные листики покрывали всю видимую площадь. Это было удивительно! Там внизу, всё наоборот! Очень редко встречались единичные кустики, а здесь ягода сплошняком! Используя момент начал запасаться витаминами впрок, но увы, скоро наступило насыщение и сильное окисление. С собой ягоды брать не стал, да и класть некуда. Обошёл напоследок вершину. Постарался запомнить место спустившись с противоположной стороны холма и пошел себе дальше.
Но этот день, был не так прост. Он желал выплеснуть на меня новую гроздь своих сокровенных таёжных тайн. Прикидывая, что солнце не стоит на месте, всё время пытался контролировать дорогу на базу. Вот впереди сухой сосновый лес, я сходу начал его пересекать. Но тут, какое-то светлое широкое пятно средь деревьев меня сильно привлекло. Внезапно передо мной открылась жёлтая выцветшая поляна. Направился туда.
С удивлением увидел в центре покосившуюся, когда-то очень добротную избу. От леса до избы было метров пятьдесят, семьдесят. Она стояла строго по центру поляны словно оазис! Трава высокая, местами доходила по грудь. Я не агроном, но похоже что это пшеница.
На вид изба казалась очень странной. Вообще было удивительно в такой глуши видеть её. Лес как циркулем был отрезан от поляны, будто кто машинкой волосы на голове выстриг. Посмотрим, посмотрим! Такой уж день! Я сегодня был исследователем!

Дом на вид крепкий, чуть покосившийся вправо словно нарисованный из детской книжки. От него так и веяло глубокой стариной. Столетиями! Сейчас такие не делают. Подошел к крыльцу.
Время потихоньку начало давить на меня, надо идти вперёд. Странный день, одни сюрпризы на каждом шагу! При такой информативности, неизвестно ещё когда доберусь до базы. Но любопытство брало своё. Это был очередной музей. Ни прибавить, ни убавить! Справа от крыльца валялись в невысокой траве два лотка для промывки золота. Дверь плотно зажата, но одна широкая доска слева от крыльца лопнула и  чуть повёрнута пропеллером. В это отверстие я и проник внутрь. Сразу же оторопел от увиденного.
Время словно застыло, остановилось и запахи тоже. Будто кто позвал людей, они вышли куда-то и скоро должны вернуться в дом. Но почему-то задержались. Вся утварь в доме лежала на своих законных местах.
Сразу бросилась в глаза длинная, как на парад вешалка слева от входа. На ней свисали очень нарядные, в массе своей как я понимаю, парчовые и какие-то ещё  дорогие накидки и пальто. Богатые старинные платья. Различные женские фасоны. Такие я видел только в Кунсткамере, в Ленинграде. Ткани и формы зачастую для меня были неожиданными. Глубокой историей веяло буквально от всего. Из каждого угла, от каждой вещи. Будто в машине времени я перенёсся на несколько столетий назад. Здесь Русский дух, здесь Русью пахнет!

Подошел ближе к одежде, решил её потрогать. Абсолютно был уверен, что как только дотронусь, они рассыпятся в прах. Не тут-то было! Вытянув левую ближнюю руку, я сначала как бы погладил сверху вниз насыщенное синее платье. Цвет вещей в основном тёмный, не яркий. Но очень качественный. Очень дорогой! За столетия не выцветший!
Преобладал матово чёрный, темно-коричневый, бордовый, синий, темно-фиолетовый, малиновый. Невзирая на преклонный возраст, на ощупь они были нежные словно женские волосы. Как мягкий норковый воротник! Будто их сделали только вчера! Феноменально! Качество вещей высшее!

Никакой моли за эти сотни лет не было и в помине! Ни какого признака плесени, наличия влаги. Воздух в избе сух, чист и очень приятен. К сожалению, не знаю из какого дерева срублен дом. Скорее кедр. Полы в почти у самого входа в одном месте расщепились. Доски шли веером и внизу проглядывалась земля. Но вторая половина дома пострадала значительно меньше.
Потолок цел, никаких дыр в нём я не заметил. Умели же люди строить на века!
Вот справа стоит печь. Рядом всякие ухваты, чугуны, чайники. Этого добра с большим достатком. Полный набор! Я бы сказал, даже слишком! Явный перебор! Вещей здесь на несколько домов. Не хватало одного! Дородной русской хозяйки в разноцветном вышитом платье и белом платке завязанном сзади на голове.
В левом от входа углу ближе к окну, стоял какой-то подозрительный массивный сундук с красивыми коваными запорами. Прямо как из средних веков. Размеры его и качество впечатляли! На вид он был будто из дворца. Конечно, я хотел что-нибудь прихватить отсюда, ребятам показать! Но тут раздался странный хруст, непонятно откуда исходящий, мне немедленно пришлось ретироваться на улицу. Был у меня такой отрицательный опыт. Работая под землёй в шахте, слышал я похожий звук перед падением кровли с крайне печальными последствиями.
Неприятности мне были здесь ни к чему. Дом старый, древний. Мог рухнуть в любой момент, сложиться словно карточный домик. Как внутрь, так и наружу. Вступив на его территорию, я мог невольно сбить равновесие царившее здесь десятилетия, или того хуже-столетия.

Выскочив обратно через щель на улицу огляделся. Вытащил смятый лист газеты из внутреннего кармана. Туалетной бумаги тогда ещё не было. Расстелил её на ровном месте. Перевернул лоток, постучав палкой что валялась рядом с обратной стороны лотка и выбил мелкие песчинки на бумагу. Следом повторил такую же операцию с другим лотком. При ближайшем рассмотрении, деревянные лотки были стёрты как внутри, так и снаружи. Да! Несомненно здесь жили золотоискатели! Не зря такую избу отгрохали! Полный достаток чувствуется во всём! Потом надо будет сделать анализы проб.  Может чего там и есть? Уж слишком место подходящее, да и поле пшеницы здесь неспроста. Уже в самый последний момент увидел какие-то странные завитки прямо под навесом у стены. Подошел ближе, оказался затвор от какого-то древнего ружья. Был виден лишь 17... Дальше, не разборчиво. Взял его с собой, теперь будет чем подтвердить свои слова.
Поразила меня полная тишина здесь, даже птички не чирикали. Почему так?
Обойдя вокруг избы так удивившей меня, пошел вслед за солнцем. Нужно срочно шагать на базу! Был уверен, что завтра или послезавтра вернусь сюда с ребятами. Со страховкой зайдём в дом и тщательно всё исследуем. На сегодня эмоций достаточно! Можно сказать, даже через край. Кроме прочего, у меня на базе был "ФЭД" с полной плёнкой ГДРовских слайдов. Надо снять для истории такую красоту.

Оставшийся путь до базы пролетел незаметно и особо не запомнился ничем. Как и предполагал, вышел на тропу справа. По ней с большей скоростью вернулся к палаткам, там меня уже ждали. Приятно урчал на костре чайник, был слышен смех здоровых людей. Искренне был рад окончанию сегодняшнего чрезвычайно насыщенного событиями, очень непростого дня. Устал физически и эмоционально. Теперь я хорошо понимал окружающую нас территорию! Искупавшись в озере и плотно покушав, показал народу свою находку. Рассказал в подробностях про найденную избу. Мужчинам понравился затвор, каждый долго его щупал, вертел в руках.
Женщины есть женщины. Их было у нас на базе две. Одна в возрасте, другая студентка, всё спрашивали какие именно видел наряды. Какой материал на ощупь, какие пуговицы, цвет, фасоны. Какая кухня, посуда. Не скрою, мне был приятен их интерес. Что помнил, всё рассказал, ничего не утаил. На следующий день в новую экспедицию нас собралось уже четыре человека.
Прихватили с собой рюкзаки, фотоаппарат. Не всё так просто в этом мире. Прочесав, как мне казалось нужный район вдоль и поперёк, мы ничего не нашли! Похожий лес есть, поляны нет! Хорошо спряталась избушка. На века!!!

Через два дня, уже втроём потратив вдвое больше времени, вновь не нашли эту заколдованную избу. Вскоре у народа полностью пропало желание лишний раз топтать в тайгу впустую. Работа выматывала, отбирала все силы без остатка. А ещё через неделю всё закончилось. Был срочный сбор пожитков и поездка в сумерках по кустам и марям в тумане на рычащей танкетке.
Не забуду огромное малиновое заходящее солнце цепляющееся за кусты! Оно не хотело  отпускать. Я уезжал отсюда другим, наполненный до краёв щедротами таёжной Сибири.

Остались эмоции, воспоминания! Иногда всплывающие в памяти у костра за рюмкой чая, в кругу друзей.

Что это было?
Кто водил меня по кругу? Почему избушка не пожелала показаться ребятам? Может быть для разгадки время ещё не пришло?




P.S. Подобные рассказы:


-Молоток!!!

-Разговор у костра.

-Смертельный шурф.

-Клаустрофобия.

-Молниеносное спасение.

-Танковый трос.

-Милый пёсик, или тоскливый февраль.

-Пальозеро.

-Мишка