Национальное гостеприимство

Валерий Иванов-Архангельский
К моему приятелю, который работал в информационно-вычислительном центре нашего завода, прикрепили командировочного из Баку. Тот приехал перенимать передовой опыт. Электроника тогда только-только внедрялась в производство. Шахрияр, так звали гостя, оказался опытным инженером, современным и цивильным человеком. Посетил консерваторию, Большой театр, кинофестиваль, который в это время проходил в Москве, накупил книг, пластинок. Словом, показал себя настоящим интеллигентом, если это слово здесь уместно. А уж каким чувством юмора обладал темпераментный южный гость!

Когда время командировки подошло к концу, за день до отъезда Володя пригласил  его к себе домой. Шахрияр приехал с бутылкой коньяка, коробкой конфет и огромным букетом роз. Всех обаял, очаровал. Всем, конечно же, очень понравился.  Посидели хорошо…

Проходит какое-то время и Володю тоже посылают в командировку. В Баку. Да, да, именно в тот институт, в котором работал недавний гость. С ответным, так сказать, визитом. Ну, нашего тоже хорошо встретили, и он тоже показал себя с лучшей стороны. 

А за день до отъезда Шахрияр пригласил его к себе. Двухэтажный особняк находился недалеко от центра. И, как оказалось, принадлежал  только шахриярову семейству. Вместе с садом. Представляете, какой заряд впечатлений получил на свою неподготовленную голову московский гость, который сам проживал на окраине столицы  в скромной «двушке»?

Из кухни выглянула жена хозяина, Зульфия. Молодая и симпатичная. Она приветливо поздоровалась, вспыхнула, принимая от гостя букет роз, и тут же, извинившись за свою занятость на кухне, исчезла. А хозяин представил ещё и троих детей. Потом повёл гостя по дому, не без гордости демонстрируя живописные интерьеры. Повсюду стояла дорогая мебель, на полу и стенах – ковры ослепительных расцветок, а вдоль стен – стеллажи с книгами.
 
Спустились в сад, который благоухал в весеннем цветении. Посидели в беседке, покурили, поговорили.

Наконец, прибежала дочь и сказала, что мама зовёт к столу.

Стол прогибался от обилия яств и бутылок. Сели. «Ну что ж, приступим!» - сказал Шахрияр и наполнил бокалы. Приступили.

А хозяйка всё носила и ставила на стол новые блюда. А сама присесть не спешила, как ни пытался уговорить её удивлённый и взволнованный гость.

-  Ладно, ладно, - только и отмахивалась она, смеясь. Успею… А вы кушайте, кушайте.

И снова исчезала. Мужички «кушали», провозглашали нескончаемые тосты и выпивали. Наконец, когда хозяйка появилась в очередной раз, гость, изловчившись, решительно притянул её за руку и с силой усадил рядом. Она подчинилась. Но когда он поднял рюмку, преисполненный желания озвучить тост в честь её здоровья, красоты и золотых рук, то тут же и осёкся. Он увидел как(!) хозяин посмотрел на жену. Очень строго, надо сказать, посмотрел. Выразительно. Она, ф-р-р (!) и испарилась. И больше за столом не появлялась.

Так то! Но это ещё не всё! Потом она всё-же пришла. К концу трапезы. Но пришла лишь затем, чтобы вместе с мужем провести гостя в отведённую для ночлега комнату. И взбить подушки. Гость был настолько обескуражен такими странностями семейных отношений, что не только не задавал никаких вопросов, а вообще помалкивал в тряпочку.
 
«Может, я не всё понимаю в этой жизни?» - вертелась в его нетрезвой голове фраза из недавно прочитанного романа.

Немного погодя, когда он почистил зубы, и собрался было уже ложиться спать, в дверь тихо постучали. «Боже! Неужели?» - мелькнуло в его голове.  Да, он не ошибся. То была  хозяйка. С тазиком тёплой воды, губкой и полотенцем.

Ноги помыть гостю!! А вы что подумали?

Вот что значит культура! И цивилизация! А что? Чай, не эскимосы какие!