Вперёд! Отр Пьяный поход

Евгений Колобов
Нам приказ пришёл только с рассветом. Две зелёные ракеты, вперёд!
 Упросил Чапаева разрешить ехать в авангардном бронетранспортёре с разведчиками.
 - Почему зама не пошлёшь?
 - Штабник, он, я солдатским глазом посмотреть хочу.
 - Может так лучше будет. Езжай. Рацию не выключать!
 Как будто я сам не знаю (про себя).
 Первый этап, сто восемьдесят километров. Точка берег реки. Остановка с ночёвкой. Река прикроет тыл, а если учесть изгиб в право, то и фланг.
 Летим с максимальной скоростью. Веситаев смотрит вперёд вправо, я вперёд влево, каждые полчаса нас подменяют опытные разведчики. Сзади окрик (по рации):
 - Не увлекайтесь, держите дистанцию.
 Гладкая степь, никого и ничего. Тишина. Справа на пределе видимости пыль.
 Тревожно.
 Пыль двигается параллельно. Наши.
 Сопка впереди. Объехали вокруг, послал пятёрку разведчиков на вершину, никого.
 Что за ерунда! Воевать кто-нибудь с нами будет! Я пострелять не сильно стремлюсь, но полное отсутствие противника сильно напрягает. До обозначенной точки добрались за пол дня, можно ещё столько же проскочить до темноты, но Шпорт приказал действовать по утвержденному графику. Стали, начали окапываться.
 Мне делать нечего, решил сходить на речку, может искупаюсь.
 Зашёл за Веситаевым.
 - Старшина, сопроводи.
 - Пойдём, братишка, искупаемся.
 Берег с нашей стороны пологий с редким камышом, противоположный, сплошные камыши. Зашёл в воду по щиколотку, наклонился умыться. Метрах в трёх передо мной всплеск, будто камешек кто-то бросил, оглянулся на Иссу, не он. Опять всплеск, уже в метре. Прыжок в камыши - стреляют.
 - Ложись!
 Как выдра, по илистому дну, весь мокрый, между камышин выполз на берег.
 - По моему из пистолета, с другой стороны стреляют.
 - Сейчас возьмём!
  Исса зигзагом побежал к стоянке. Через несколько минут два бронетранспортера рванулись, один ниже по течению, другой выше.
 Ё - моё, искупался!
  Через полчаса, бронники вернулись, из одного выбросили японского офицера.
 Большие пальцы рук связаны сзади, остальными пальцами держит распоротые сзади, до паха галифе, обычный способ транспортировать языков, наших разведчиков. (Со спущенными штанами далеко не уйдёшь). На одном боку пустая кобура, внушительных размеров, на другом пустые ножны, от меча.
 - Принимай, командир.
 Лютый япошка! Все патроны расстрелял, с саблей на бронек кидался.
 - Как взяли?
 - Немного толкнули.
 - Чем?
 - Бронеком.
 - Ходить-то, может?
 - Сейчас поглядим.
 Разведчик пнул пленного, стволом автомата показал "Встать". Тот на удивление проворно поднялся. Гортанным  языком чего-то отрывисто коротко произнёс.
 Представился что ли?
 Потянулся народ, посмотреть на первого японца. Пришлось власть употребить.
 Разведчик передал мне оружие пленного. Здоровенный пистолет типа Маузер или Люггер и двуручный меч.
 - Развяжите  его.
 Метрах в двадцати остановились Шпорт с Чапаевым.
 Махнул Веситаеву:
 - За мной.
 Пошёл докладывать командирам.
 После подробного доклада моего и Веситаева, спросил
 - Допросите?
 - Много чести!  Сам побеседуй, потом доложишь.
  - Есть.
 Наконец - то переводчик проверит на практике свои знания, а то истомился молодец. Монгольского не знает, китайского тоже, а те немногие с кем мы общались не говорили по-японски.
 Устроились на снарядных ящиках, под растянутой сетью. Майор - особист, переводчик и я.
 Японец встал представился.
 Ша, чего то у него спросил, после длинной фразы, Звегильский, радостно перевёл
 - Заместитель командира четвёртого чугая, 69-го сентая майор такой-то.
 - Чего он там заместитель, решил уточнить особист.
 - В том то и дело, что это авиационные подразделения, вроде эскадрильи и полка. Здесь он после ранения, вроде военного советника при армии императора ПУ-И, государства Манчжоу-Го.
 - Чего тут делал?
 - Решил сам посмотреть. Не поверил докладам разведчиков.
 - Значит разведчики всё таки, были!
 - Зачем стрелял?
 - Когда самурай видит противника, он атакует!
 - Спрятавшись в камышах?
 - Военные хитрости ни кто не отменял.
 - Аркаша, переведи, когда через водную поверхность стреляешь, на таком расстоянии нужно превышение брать на фигуру. Хотя, вряд ли, это ему пригодиться.
 Подошёл начальник разведки бригады, потихоньку пристроился у бронетранспортёра. Я же, рассматривал трофейное оружие. Меч с длинной шершавой ручкой, заточен  не как шашка, а по всей длине. Острый, ёлки-палки!
 Пистолет тоже удивил. Такая конструкция никогда не попадалась. Предельно оптимальная простота. Японец с удивлением наблюдал, как я разобрал, собрал, снова разобрал и снова собрал его личное оружие, из кобуры он, достал запасную обойму и протянул мне. Калибр 8,8. Значит их патронами из наших пистолетов стрелять можно, длинна позволяла, а нашими 9 миллиметровыми, из японских, проблематично.
 Ничего интересного советник не сказал, ссылался, что здесь недавно. Где японские войска, он не знает. Китайские части Манчжоу-Го ненадёжны. Километров в 15-ти аэродром. Два чугая устаревших японских истребителей КИ-27 с китайскими пилотами. Эту информацию тут же отправили в штаб авиадивизии и штаб фронта.
 Ещё пленный сообщил, что зря доблестная Красная армия нарушила мирный договор и здесь, на полях покорённого Китая, нас ожидает сокрушительное поражение.
 Особист и разведчик спрятали исписанные протоколы допроса в полевые сумки, козырнули и покинули нас.
 - Куда ты его денешь? - уходя спросил особист.
 - Вам хотел передать.
 - Невозможно. Охранять не кому и не где. Вы уж, у себя пока подержите.
 - Ну, лейтенант Ша, ты теперь с этим япошкой наговоришься.
 - Чего это?
 - Девать его не куда. Охранять не кому, ну до утра Сашку, тебе дам.
 - Дахно! До утра, с лейтенантом пленного охраняете.
 Аркаша забеспокоился.
 - Товарищ капитан, это ж головорез. Сюда в одиночку не побоялся, с мечом на бронетранспортёр бросался. Давайте свяжем его.
 - Пленных связывать не положено.
 - Придушит он меня и сбежит!
 - Аркадий, Вы советский офицер! Спать ночью не будешь.
 Пленный закурил папироску, закинул ногу на ногу, демонстрирую обалденные кожаные сапоги на толстой подошве. Высочайшее качество, цвет спелой вишни.
 Никогда таких не видел. Непонятно из чьей кожи их сделали. И размер, вроде, подходящий.
 Глядя мне в глаза, пленный что-то сказал.
 - Он говорит, что у него был ещё малый меч - тенто, солдат, который его задержал, мне его не отдал, - а ещё - Перевожу дословно.
 - Требует его вернуть, так как он офицер и без меча, ему ни как нельзя.
 - Если бы он сдался добровольно, мы бы ему оба оставили. Спроси из чего его сапоги и какая марка его пистолета.
 Ша с пленным "квакали" пару минут.
 - Чего так долго?
 - Уточнял про сапоги. Меня таким словам не учили. Ну насколько я понял, из шкуры буйвола, это вроде коровы.
 - Знаю, про индейцев книжки читал. Бизоны, буйволы, мустанги.
 - Марка пистолета "Намбу". Японская конструкция.
 - Посидите здесь, пойду попробую эту Намбу, а то у меня зуд прям какой-то начался.
 С приятным звоном, обойма встала на место. Затворная рама оттянулась легче чем у ТТ.
 - Сними с него кобуру и ножны. Я скоро.
 Возле речки попробовал пистолет по консервным банкам. Хорошая машинка. Мягкая отдача, точный бой. Не смотря на неказистый вид, отлично сбалансирован. Решено - оставляю себе. Патронами как-нибудь разживусь.
 Вернувшись, нашёл пленного без кобуры, ножен и сапог. Дивные сапоги стояли возле моего ящика, в смысле там, где я сидел.
 - Майор, предлагает Вам померить, - перевёл почему-то Дахно.
 - Намба, гут, - вдруг по-немецки обратился я, к пленному.
 - Ша перевёл.
 Тот только слегка наклонил голову.
 Мои глаза отказывались отрываться от замечательных сапог. Примерить, что ли? Обязательно! Может и не подойдут.
 Ещё как подошли! Колодка такая удобная, жёсткие голенища, помыть, начистить, можно вместо картины на выставке показывать!
 Майор залопотал:
 - Примите в подарок от императорской армии.
 Нехорошо, как-то сказал и улыбочка какая-то презрительная.Сидит тут с голой задницей и лыбится.Передадим его когда-нибудь, он на первом же допросе меня сдаст. Какой человек будет допрашивать, как всё обернётся... Дахно, даром что в регулярной армии недавно, стоя у майора за спиной, глядя мне в глаза провёл стволом автомата по горизонтали, а я кивнул.
 Мгновенно, Дахно, скинул свои перетянутые проволокой кирзачи, натянул мои, сунул в руки, майору свои обноски - ветераны.
 - А это тебе, от Советской армии. Можно не одевать, нам не далеко.
 Через минуту, короткая автоматная очередь и довольно притаптывающий, моими сапогами, Сашка, докладывал
 - При попытке к бегству, лейтенанта свалил, гадюка, и бежать.
 - Аркаша, понял?
 - Да сто лет он мне не вс...., что б, я ночами из-за него не спал! Тоже мне ещё первый японец!
 - Ну, значит договорились. Пойдём, особисту доложим.
 - Вы чекисту саблю японскую отдайте!
 - Это меч, называется катана. Все офицеры носят, даже в танки и самолёты с собой берут.
 - Спасибо, Аркаша, вот пусть особист, эту катану носит.
 Такие дела. Человека загубили, а вроде, всем легче стало.
 Однако, снился мне этот майор, всю жизнь. Народу за две войны я побил не мало, а снился, японский майор с сапогами.
 Пока шли в особый отдел над головой пролетели две шестёрки фронтовых бомбардировщиков Пе-2.
 Быстро среагировали. Пол часа как наш летун передал своим об аэродроме. Вскоре по степи долетел далёкий рокот. Хана двум чугаям. (Знать бы что это). А вот и наши соколы возвращаются. Все двенадцать, без потерь!
 Особисты, на сообщение о пленном прореагировали спокойно.
 - Захоронили?
 - Так он через речку переправлялся, там и плавает.
 - А сапоги, на берегу оставил?- майор ткнул пальцем мне в ноги.
 - Точно, видать утонуть боялся.
 - Ну и хрен с ним! Хитрый япошка был.