От Бетанкура до Макаровки

Морской Профсоюзный Телеграф
ОТ БЕТАНКУРА ДО ГУМРФ ИМ. АДМ. С.О. МАКАРОВА
В Санкт-Петербурге на Обуховской площади, напротив здания экономического факультета Петербургского государственного университета путей сообщения, стоит не особо приметный памятник - один из тех, мимо которых ходишь каждый день, не обращая никакого внимания. А между тем памятник был открыт в торжественной обстановке в год трехсотлетия Санкт-Петербурга, а в церемонии открытия принял участие наследный принц Королевства Испании дон Фелипе Астурийский, будущий король Испании Филипп VI. Таким образом принц выразил почтение своему соотечественнику Августину Бетанкуру.
Как известно из истории, в российском государстве начиная со времен Петра I развитию науки, культуры и искусства стало уделяться особое внимание. И Петр же положил начало традиции приглашать в этой связи в Россию иностранных специалистов - голландцы, французы и немцы занимали различные государственные посты и, нельзя не признать, сыграли значительную роль в российской истории. Иностранцы жили и работали при дворе и Анны Иоановны, и Елизаветы Петровны, и Екатерины Великой. Со вступлением на престол Императора Александра I, который провозгласил, что "все при мне будет как при бабушке", то есть, Екатерине, традиция эта не прекратилась, что во многом объясняет, каким образом один из самых именитых инженеров и ученых того времени Августин Бетанкур был принят на русскую службу.
Полное имя «русского испанца», как его стали почтительно называть позже, Августин Хосе Педро Дель Кармен Доминго Де Канделария Де Бетанкур и Молина. Ученый родился в 1758 году на острове Тенерифе почти в королевской семье. Его далекий предок, нормандский дворянин и мореплаватель Жан де Бетанкур в 1402 году прибыл на остров Лансарот с целью завоевания удобного в геополитическом плане Канарского архипелага. Завоевание длилось три года и состоялось во многом благодаря поддержке кастильского короля, оказавшего эту услугу взамен на принесение вассальной присяги - таким образом острова стали феодальным владением Испании. Жан Бетанкур был провозглашен королем Канарских островов, но царствовал недолго - в 1405 году он отбыл обратно во Францию, оставив вместо себя управителем своего родственника Масио де Бетанкура. Спустя десятилетие Масио продал свои "права" и, соответственно, королевский титул, но место жительства не поменял, и род Бетанкуров продолжился, триста лет спустя подарив Европе выдающегося механика и строителя Августина де Бетанкура.
Еще до того, как оказаться в России, Бетанкур, окончивший  Королевскую академии изящных искусств в Мадриде и получивший блестящее образование в Париже и Лондоне, пользовался европейской известностью, считаясь ведущим специалистом в области систем судоходства, каналов и паровых машин. В Испании Бетанкур возглавлял Королевский кабинет машин в Мадриде, занимался организацией школы инженеров дорог, каналов и мостов,  Корпуса инженеров путей сообщения. Но, как это не редко бывает, политика вносит свои коррективы в жизнь далеких от нее людей. В испанскую жизнь вошел Наполеон, в Испании началась гражданская война, и Бетанкур переехал в Париж, что, впрочем, не помешало ему продолжать трудиться, писать научные работы и стать членом-корреспондентом Парижской Академии наук.
Любопытно при этом, что тесное знакомство связывало семью Бетанкура с семьей Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола, служившего в 1802-1805 годах российским посланником в Испании. Русский дипломат тогда был в восторге от организованной Бетанкуром школы и инженерного корпуса, и неоднократно представлял императору Александру I доклады на предмет организации подобной школы в России. Именно Муравьев-Апостол настоятельно рекомендовал Императору обратить внимание на одаренного иностранца с тем, чтобы его инженерный ум и организаторский талант послужили на благо России. В результате в сентябре 1808 года Бетанкур был представлен императору Александру I и в ноябре 1808-го, как искусный инженер, принят на российскую службу в чине генерал-майора с зачислением в свиту Его Императорского Величества. На российский манер Бетанкура стали звать Августин Августинович.
Нельзя сказать при этом, что в России до Бетанкура вообще не было путей сообщения. Этим делом в стране занимались Департамент водяных коммуникаций и Экспедиция устроения дорог в государстве. В 1801-1809гг. оба эти ведомства возглавлял граф Румянцев. В 1809г. он представил Императору Александру I "Предложения о надежных мерах для учреждения по всей России удобных сообщений на суше и на воде", где, помимо прочего, высказывалась мысль о необходимости учреждения в государстве специального высшего технического учебного заведения для подготовки инженеров, способных возглавить строительство дорог и мостов, а также речных и морских портов.
Звезды, таким образом, сошлись. Высочайше утвержденным Манифестом от 20 ноября 1809г. было организовано самостоятельное ведомство - Управление водяными и сухопутными сообщениями. Этим же Манифестом были учреждены Корпус инженеров путей сообщения и Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Корпус был создан для выполнения строительных и ремонтных работ по ведомству путей сообщения, Институт же - для подготовки инженерных кадров для этого Корпуса. Первым инспектором, а по-современному - ректором, Института Корпуса инженеров путей сообщения был назначен Августин Бетанкур.
Историки отмечают, что проект организации Института был составлен Бетанкуром, и признают, что его влияние в полной мере отразилось как на основных началах учреждения Института, так и в порядках, принятых в нем за руководство. По настоянию Бетанкура на русскую службу были приняты видные инженеры из-за границы. Интересно, что первыми воспитанниками этого учебного заведения стало всего тридцать человек: самому старшему было двадцать три года, а младшему - четырнадцать. Причем некоторые из них до поступления в Институт нигде не учились, занимаясь самообразованием дома. Торжественное открытие Института состоялось 1 ноября 1810 года, а 3 ноября начались занятия.
Несмотря на занятость в Институте, Августин Бетанкур продолжал работать как инженер. Например, в музее Петербургского государственного университета путей сообщения сохранился действующий макет механической ковшовой землечерпалки, над проектом которой Бетанкур работал в 1809-1812 годах. Её построили на Ижорском заводе для выполнения дноуглубительных работ в районе Кронштадта. От других европейских аналогов землечерпалку отличала куда впечатляющая  производительность - в пятьдесят раз большая, чем у заграничных машин.
Способности Августина Бетанкура послужили не только российской инженерии, но и искусству. Мы можем поблагодарить "русского испанца" за изящнейший фонтан "Девушка с кувшином" в Царском Селе, для которого он придумал и построил водоподводящую систему, за Александровскую колонну на Дворцовой площади и за Исаакиевский собор. И хотя два последних архитектурных шедевра принадлежат Огюсту Монферрану, и были возведены уже после смерти Бетанкура, проектированием и расчетами фундаментов для них занимался именно Августин Августинович.
Более того, императорским указом в 1818 году была создана Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг, задачей которой стало производство как ассигнационной бумаги, так и «всех прочих с государственным гербом». Проектирование и строительство предприятия было поручено Бетанкуру, который разработал план создания нового производства, объединившего изготовление бумаги и типографию, специальные механизмы и паровые машины, а также оригинальный способ нанесения на бумагу водяных знаков, чтобы защитить бумажные деньги от попыток подделки. За два года построили небольшой "город", на территории которого были размещены здание бумажной фабрики, типография, механическая, граверная, нумерационная и формная мастерские, правление, квартиры для чиновников, казармы для рабочих. Учреждение было передано в ведение Министерства Финансов. Сейчас этот комплекс на набережной Фонтанки, дом 144 принадлежит ФГУП "Гознак".
Бетанкур скончался в 1824 году и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге. В знак признательности своему покровителю, наставнику и учителю в области инженерных знаний Огюст Монферран спроектировал семиметровую колонну. Она была установлена на могиле Бетанкура, и благополучно стояла там до революции. При новой власти народ почему-то ринулся разорять и грабить старые кладбища, памятник Бетанкуру был сильно поврежден, но, слава Богу, не уничтожен. В связи с угрожающим состоянием территории кладбища, в 1979 году прах Бетанкура был перенесен в Некрополь Александро-Невской лавры, а колонна же долго хранилась в запасниках Государственного музея городской скульптуры, до тех пор, пока испанский король Хуан Карлос I не собрался с дружеским визитом в СССР. Наши вспомнили про Бетанкура, достали колонну и установили ее на могиле. Там она стоит по сей день.
И вот что интересно. Петербургский университет путей сообщения носит имя Александра I, и это справедливо, все-таки учредил его император. А вот Государственный университет водных коммуникаций, выделившийся путем многочисленных преобразований из императорского Института, очень даже мог бы носить имя талантливого инженера.
До 1918г. Институт инженеров путей сообщения выпускал широкого профиля, и только в 1919-м в институте было организовано три факультета для каждой из специализации - водной, сухопутной и воздушной. Еще через несколько лет на водном факультете возникли два отделения - речное и морское, а на сухопутном - три: автодорожное, железнодорожное и мостовое. 1 апреля 1930 года из водного факультета Ленинградского института инженеров путей сообщения образовался Ленинградский институт инженеров водного транспорта с тремя факультетами: гидротехническим, механическим и эксплуатационным. В 1955 году подготовка специалистов велась уже на пяти факультетах: гидротехническом, судомеханическом, механизации и оборудования портов, кораблестроительном и инженерно-экономическом. В 1959г. вуз объединился с Центрально научно-исследовательским институтом речного флота, в результате чего получился Ленинградский институт водного транспорта - ЛИВТ, а в 1993 году институт получил статус технического университета и стал называться Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций.
Между прочим, в самом ЛИВТе датой своего основания всегда считали 2 декабря 1809 года и уважительно относились к памяти первого ректора Августина Бетанкура. Но история вновь сделала поворот. После президентской реформы в области образования, знаменитый ЛИВТ и не менее легендарная "Макаровка" объединились, и теперь живут и работают под одним именем - Государственный Университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. А Бетанкур... Бетанкур скромно стоит на набережной Фонтанки.