Воспоминания моего отца

Надежда Анатольевна Селютина
Селютин Анатолий Александрович (1930 -2018)

ВОСПОМИНАНИЕ №1 Начало
Мне 86 лет.
Мама - Анна Ивановна Селезнёва, потом стала Анна Ивановна Селютина. Александр Архипович Селютин - мой отец. Архип Константинович - мой дед. Клавдия Архиповна, Николай Архипович, Дуся - Евдокия Архиповна - мои тёти и дядя. Бабушка - Марфа Александровна Селютина, родом из Сибири.

Родился: село Кундрань Убинского района Новосибирской области. Сибиряк. Коренной сибиряк. Попал в Россию (центр России), когда исполнилось 2 месяца. Родился в мае 1930 года. Летом родители и поехали. Родители поехали искать "лучшую жизнь". Там раскулачивали всех, боялись,что отнимут.Дед с отцом торговали в продовольственной лавке. Тяжело. Как устроиться... Очень рискованное дело уезжать из Сибири. Были молодые, вот и поехали.

Центр Сибири. Развивалась промышленность, сельское хозяйство. Там жили и продолжают жить люди. Сейчас трудно объяснить, почему сдвинулось всё. И поехали люди искать новую жизнь. Ехали искать, где лучше. А так бы жили в Сибири и по сей день.

Приехали в город Курск. Жили на железной дороге. Меня несли на руках, когда мы приехали в Курск. Вторая родилась сестра Лида. Уже в Курске. Потом родился Виктор. Село Износково. Славик родился в Понырях. Затем Костя и Володя.

Всю жизнь держали хозяйство, корова, гуси, свиньи...

Корову перегоняли 5 дней.  Нам с братом было по 10 и 12 лет. Подростки. Ночевали, где придётся. Из Понырей через Курск... Смело шли. Нас могли и побить, и корову отобрать. Но без коровы жить было невозможно. Если появились в сундучке новые штанишки... О, это было богатство! Только по праздникам надевали.
 
Трудная жизнь сложилась. Нашей матери было тяжело. Как кормить, как организовать, как собрать всех детей! Переезжали с места на место несколько лет подряд. По Курской области. Потом война! Победа. Родились две младшие сестры:Нина и Светлана. Уже позже в Тульской области родилась ещё одна младшая сестра Валюша.

Во время Курской битвы мы с матерью и братьями с сестрой спустились в подвал. Вдруг наверху всё как загремело, заохало, засвистело, шли бои. Несколько дней не вылезали из подвала, пока не наступила тишина.

Началась наша жизнь с тяжести, переходы, переезды, очень напряжённая жизнь. Не успел я родиться, а меня уже "потащили" В ЭТУ СКВОЗНУЮ ЖИЗНЬ.
Вся жизнь прошла в трудах.
 
Позже наступило спокойствие, построили дом. Но это был бесконечный труд на протяжении всей жизни.

ВОСПОМИНАНИЕ №2 Профессия

Учился я много.
Сначала окончил Курский техникум Советской торговли, товаровед продовольственных товаров. Послали по направлению в посёлок Красногвардейский Тульской области.
Затем меня послали на Высшие Курсы руководящих работников Советской торговли в город Львов.
Заочный финансово-торговый  институт  я окончил уже в более зрелом возрасте.
Начало 50-х годов.

Экзамены - ездил,сдавал экзамены. Каждый год. Так я получил высшее образование. Назначили начальником ОРСа. Грамотный, хороший. Все хорошо относились. Полтонны рыбы, полтонны селёдки, всё давали, нагрузишь машину, я договаривался, загружал машину товарами. Числился я товароведом. Каждый день 3 тонны чего-нибудь. Там загрузишься, там созваниваешься, муки, соли... Меня знали на всех базах... печенье, конфеты, сахар, соль, мука, крупа.

Всё, чем торговали в магазинах, завозил я.

Лавровый лист...

Я был старший товаровед. Я ездил по всем поставщикам. Утром приходил на наряд, давал указания, кто куда и зачем едет. На каждом заводе, на каждой фабрике в городе Тула...Было время, получал сам, организовывал. Колбасу - на одну, на вторую шахту, на каждой шахте - у нас магазинчик, пусть 10 кг, мы везём туда. Каждую неделю ездили...

Товар возили каждый день. Весь товар я искал... я товаровед.

- Леш, поехали(водителю)! За рыбой, селёдкой, макаронами, кондитерскими. На одну базу приедешь, нет товара. приезжай завтра, говорят. поехал на макаронную фабрику, потом на наряд - ты поедешь за селёдкой. Где-то побольше населения, где-то поменьше - то поменьше товара.

Когда я стал начальником, моя задача - организовывать работу других. Агент едет за макаронами, я хожу по другим местам. Моё дело - найти товар и распределить по магазинам и продать. Киреевск, Липки (города в Тульской области)

Назначали начальником торгового отдела, начальником Болоховского ОРСа(ОТДЕЛ РАБОЧЕГО СНАБЖЕНИЯ - ОРС), директором хлебозавода. Не согласился. Были готовы Приказы о назначении. Сиди, руководи начальником.

Практическая работа привлекала больше, поехал, договорился, наряд дал, знал всех поставщиков, все фабрики, все хорошие люди...

Кондитерская фабрика"Ясная Поляна", макаронная фабрика в Заречье(Тула), пряники на хлебозаводах, на въезде в Тулу кондитерская фабрика, бакалейный склад около "Фабрики-кухни". Туда свозились все товары со всей Тулы. Склады "Бакалейные" в Заречье.

Так шла работа на протяжении 40 лет. Трудился на одном месте всю жизнь.


ВОСПОМИНАНИЕ №3 Война

Во время войны жили в селе Поныри Курской области.Все мужчины ушли на фронт. Остались женщины и дети. Подростки и председатель колхозы без ноги, пахали пашню. Однажды тёмным вечером председатель заметил движущий по полю трактор. Он побежал и стал кричать,думая, что трактор движется произвольно. Но трактор остановился и из кабины выпрыгнул юный тракторист. Это был я. Мне тогда было всего лишь 13 лет. А трактор был тяжёлый, горячий и обжигал дыхание ветром мотора.

Председатель долго уговаривал маму отправить меня в город на курсы механиков-водителей. Но мать сказала, дождёмся отца с фронта, пусть сам решает.

Отец вернулся и отправил меня учиться на товароведа, он и сам с 18 лет владел торговой лавкой и торговал селёдкой. Так вождение каким-либо видом транспорта осталось мечтой. Права так и не получил, и своей машины никогда не имел. Всегда пешком передвигался. По работе, конечно, была машина, но с водителем.


Воспоминание 4 Тульская земля

Как мы переехали в Тульскую область. Я окончил техникум в Курске и с другом решили поехать в город Тулу по распределению. Нам казалось большой город, будем работать в управлении торговли. Когда прибыли на место, то сидели перед кабинетом и ждали, вдруг начальник говорит, вот машина идёт в Красногвардейский посёлок, пусть захватит молодого специалиста.

Так мы приехали в посёлок Красногвардейский Дедиловского района, где я проработал товароведом четыре года в отделе рабочего снабжения "Красногвардейскуголь", не было дорог, стояли бараки и небольшое общежитие, где я и заночевал, проплакав всю ночь.

На утро, в высоких керзовых сапогах, пошёл в контору и стал оформлять накладные на товар.

Шёл 1950 год. Недавно закончилась война, на руководящих постах были бывшие фронтовики, по ночам мы караулили и охраняли завозимый товар и обустраивали новые советские продовольственные магазины.

Вскоре приехали мой отец с моей старшей сестрой Лидой навестить меня. Отец, фронтовик,подружился с фронтовиками и решил здесь обосноваться,бурно развивалась угольная отрасль,начинали работать продовольственные базы снабжения. Он продал свой дом в Понырях и перевез семью в Тульскую область, где мы и прожили всю жизнь.


2016 год
Киреевск Тульская область