Рождество. Тайны постоялого двора

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!


                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




          Беспокойная судьба уготована новорожденному: с первых же дней у его странной колыбели мелькают
          жутковатые тени, возникающие из ночной тьмы и растворяющиеся во мраке. Огромные пастухи с грубыми
          голосами, загадочные колдуны из далекой страны… Они ведут за собой раздор и смерть.



         «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им
           Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я
           возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом
           Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
           И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в
           вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи
           сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И,
           поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том,
           что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
           А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога
           за все то, что слышали и видели, как им сказано было». (Лк 2 8-20)


Ночною порой Бог шлет сонм ангелов к пастухам с благой вестью о рождении Спасителя. Той же ночью пастухи отыскивают в городе Вифлееме ясли с младенцем и передают благую весть всем, оказавшимся по соседству. Но готовы ли их слушатели принять эту весть, и кто они?

Если это Мария, то она узнала о предстоящем гораздо раньше, еще в Назарете. Туда эту радость ей принес сам Ангел Господень, а не какие-то безвестные пастухи. Поэтому их свидетельство не имеет для нее особой цены.
Если новость предназначалась Иосифу, то и его, согласно Евангелию от Матфея, оповестил ангел еще до рождения Иисуса Христа. Следовательно, взволнованные пастухи направлялись не к нему.

Предположим, помимо святого семейства в хлеву ночевали другие люди и нашествие пастухов было организовано ради них. Тогда посланцам Господа не стоило рассчитывать на теплый прием: невесть откуда взявшиеся среди ночи пастухи будили спящих людей и плели сказки о чудесах, приключившихся с ними в поле. Пастухи – не пророки, с какой стати пришлый люд (местные-то в хлеву не ночуют) должен выслушивать незнакомцев, тем паче - верить им? Не перебрали ли пастухи сикера? Да и пастухи ли они на самом-то деле, может это - бродяги или разбойники?

В общем, Бог выбирает такой замысловатый и непродуктивный способ оповещения народа Израиля о великом событии, что оно проходит мимо внимания израильтян – народ не стекается в Вифлеем, чтобы поклониться новорожденному Мессии, восторженные толпы не окружают его в Иерусалиме, святое семейство безо всякой помпы возвращается в Назарет... Масштабное ночное дефиле ангелов и пастухов не имеет почти никакого эффекта, хотя позднее чужие и вполне земные вестники – волхвы – легко возбуждают весь Иерусалим.

Куда проще было бы прилюдно провозгласить: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” – как поступил Бог в Заиорданьи при крещении Иисуса (Мф 3 17) и на горе Фавор в присутствии двух мужей и трех апостолов (Мф 17 5, Мк 9 7, Лк 9 35). Можно было направить ангельское воинство не в безлюдное поле, а прямо в Вифлеем, да не темной ночью, а ясным днем. Не приходится сомневаться, что любой из этих вариантов произвел бы на присутствующих сильнейшее впечатление, был причислен к знамениям и впоследствии канонизирован.

Увы, обладая бесчисленными мощными средствами воздействия на людей, Бог в данном случае выбирает самое слабое из них. Конечно, пути Господни неисповедимы, но сквозь этот мистический сюжет вновь просвечивают дела сугубо земные. Трудно отделаться от мысли, что Бог не участвовал в этом нелепом мероприятии, а
======================================================
пастухи и те, кто их в действительности посылал,
преследовали не декларированные, а какие-то иные цели
======================================================

В подтверждение этого тезиса представим себе положение пастухов, на которых внезапно возложили такую значительную и малопонятную миссию. Они должны бросить стадо, за которое несут ответственность, и шарить ночью по сараям, разыскивая во тьме спеленутого младенца (?!), запрятанного в сено. Скольких хозяев подняли они при этом с постелей, сколько подозрений и угроз обрушилось на их головы!

К тому же несчастные пастухи так толком и не уразумели, о чем собственно возвестил им Господь. Не случайно после манифестации небесного воинства озадаченные погонщики заявляют: “Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось”. Они приходят в город и находят... ребенка. Что же необычного в этом зрелище и выполняет ли оно роль упомянутого знамения («знака»)? Пастухи видят, что новорожденный лежит в мало подходящем для него месте – в хлеву*(это зрелище могло бы вызвать сочувствие, но вряд ли - удивление, а тем более - священный трепет). Они вспоминают, что именно на пеленки и ясли им заранее указал ангел. Раз это предсказание сбылось, рассуждают пастухи, значит… в яслях действительно лежит долгожданный Спаситель.

Такая незамысловатая логика нуждается в комментарии. Предположим, черствым душам скотоводов недостаточно целого сонма ангелов, чтобы уверовать в слова Господа о Спасителе, и они в самом деле нуждаются в неком дополнительном «знаке» (хотя и ангел предстал, и воинство явилось, и слава Господня осияла, и убоялись страхом великим – куда же больше?)**. Тогда недоверчивые скотоводы запросили бы знамения на месте, в поле и только после него, окончательно уверовав, тронулись бы в путь. На деле все обстоит наоборот: сначала им предлагают поверить, и лишь затем - получить уже ненужное подтверждение.

-----------------------------------------------------
      *Пастухи уверены, что нашли указанного им младенца, только потому, что он лежит в яслях. А вдруг они
        ошиблись, так как в переполненном Вифлееме и другие семьи с малыми детьми укрылись в хлеву?
   **Если после всего случившегося они все еще не верят, то ангел господень должен немедленно покарать их:
        Захария лишился языка за меньшее!
-----------------------------------------------------

Предположим иное: простодушные пастухи поражены блеском небесного воинства и послушно отправляются в Вифлеем за знамением для остального человечества. Однако, сам по себе младенец в яслях не демонстрирует человечеству ровным счетом ничего сверхъестественного, поскольку он мог оказаться там из-за множества совершенно естественных причин. Скажем, некий интриган тайком подложил новорожденного в хлев и затем во всеуслышание объявил, что в хлеву лежит необыкновенный ребенок. Заинтригованные люди заглядывают в хлев и находят там младенца. Становится ли сей подкидыш «необыкновенным» только оттого, что его действительно обнаружили в хлеву?* 

Вероятно, Господь не придавал яслям особого значения и упомянул их только для того, чтобы облегчить пастухам поиски незнакомого ребенка в ночном городе. В таком случае его подсказка явно не соответствует возможностям Создателя и масштабу события. Подумать только, у Бога родился Сын; чтобы известить об этом пастухов он отрядил целое небесное воинство, а в качестве ориентира выбрал неведомый сарай и пеленки! Даже чужеземных волхвов Бог обеспечивает путеводной звездой, отчего же он так скупится по отношению к своим уполномоченным - иудейским пастухам?**

В этой истории удивляет не только алогичность Господа, но и исполнительность его адептов: самые набожные люди не отправились бы ночью на поиски ребенка по таким невразумительным приметам, а вифлеемские пастухи пошли и даже торопились! Их поведение выглядит совершенно неправдоподобно, но все изменяется, стоит лишь предположить, что в действительности
======================================================
пастухи ничего не искали, а точно знали, куда направляются.
======================================================

Быть может, скотоводы завернули в свой хлев по делу, увидали там людей и рассказали о чудесном параде звезд на ночном небе? Или случайно обратили внимание на плач ребенка и заглянули в сарай?*** … Любые обыденные объяснения кажутся правдоподобнее канонической версии, ибо внушительная акция, включающая в себя и явление Ангела Господня, и пение многочисленного воинства небесного, и ночной визит пастухов в Вифлеем, не имела решительно никакого резонанса.

Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно проследить за реакцией иудеев на рождение Спасителя. Всего через 7 дней после визита пастухов младенца подвергают обрезанию, для чего по иудейским законам требовалось присутствие по крайней мере 10 верующих иудеев (миньян), иначе обряд считался недействительным. Легко представить себе волнение гостей, созерцающих новорожденного Мессию, о котором неделю назад раструбили по всей округе пастухи. Вспомним, как подробно описывает евангелист Лука сцену обрезания Иоанна. Тут и удивление присутствующих, и прорицание Захарии, и толки соседей, и распространение слухов по всей нагорной стране Иудейской...
«И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал» (Лк 1 65-67)

Если такое волнение вызвает колыбель будущего великого ПРОРОКА, то какое же впечатление должен был производить новорожденный СПАСИТЕЛЬ? Тем не менее, гости Иосифа и Марии не взволновались, раз евангелисты не посвящают этому ни единой строки.

После берит мила святое семейство безо всякого ажиотажа проводит в Вифлееме целый месяц и затем посещает Иерусалим, также не вызвав у столичных жителей никакого интереса (только свидетельства престарелого Симеона и пророчицы Анны вновь привлекают к Иисусу внимание окружающих).

Посетив храм, Мария и Иосиф возвращаются с сыном в Галилею. Ни уход семьи из Вифлеема, ни ее приход в родной Назарет не будоражит местных жителей.

Так в чем же заключался истинный смысл визита пастухов в Вифлеем? Неужели вся эта впечатляющая демонстрация небесных сил и славы Господней задумана Богом только для того, чтобы побудить нескольких пастухов сходить на поклон к его новорожденному сыну?!

Трогательная пастушеская пастораль изобилует такими несуразностями, которые никак не позволяют принять ее на веру целиком. Если эти пастухи все же приходили в Вифлеем, то во имя совсем иных целей, разгадать которые еще предстоит.

Впрочем, достоверность всей этой истории вызывает сомнения: слишком многое в ней напоминает путешествие волхвов. В обоих эпизодах фигурируют невесть откуда взявшиеся незнакомые люди, которые приходят ночью в дом/хлев/пещеру , занятую Марией и младенцем Христом, чтобы поклониться Спасителю. Вифлеемская звезда волхвов, появившаяся на фоне необычно яркого созвездия Рыб или звездопада, могла у пастухов трансформироваться в ангела и его небесное воинство…

Так или иначе, история поклонения пастухов/волхвов младенцу Иисусу, впоследствие расцвеченная фантастическим подробностями, могла отразить и какие-то РЕАЛЬНЫЕ события. Их смысл с трудом пробивается сквозь толщу веков и стереотипов, но рано или поздно обнаружит себя. Тайное станет явным и, подобно загадочной Вифлеемской звезде, приведет «взыскующих истины» к истокам укоренившихся заблуждений.
 
-----------------------------------------------------
     *Возьмем известный эпизод со «спасением» из вод Нила новорожденного Моисея, которого мать намеренно
       оставила в корзине возле купальни дочери фараона. Сестра Моисея Мариам издалека наблюдала за
       происходящим и в нужный момент предложила египетской принцессе свои услуги. Будь Мариам чуть
       изобретательней, она бы заранее сообщила дочери фараона, что та получит знак: она найдет среди прибрежных
       тростников в просмоленной корзинке необыкновенного трехмесячного младенца. Любопытная дочь фараона
       пришла бы к реке и действительно обнаружила там младенца. Она должна быть очень наивной, чтобы уверовать
       в такое пророчество и посчитать найденыша необыкновенным.
   **В менее важных случаях Господь бывает куда точнее. Вот как он указывает Анании местонахождение Павла в
       Дамаске: «Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме
       Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится» (Деяния 9 11)
 ***Из текста вовсе не следует, будто Мария и Иосиф находились в хлеву вместе с сыном. Не случайно Лука
        сообщает, что пастухи нашли Марию и Иосифа, а также – ребенка, лежащего в яслях.  А где в это время
        находились Мария и Иосиф -  в хлеву, рядом с хлевом или в отдалении?
-----------------------------------------------------

Продолжение http://proza.ru/2019/01/04/477.


(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).