Не стоит ругать государство, когда виновата власть

Александр Смирнов 83
 
Если в государстве царит порядок (закон),
речи и действия могут быть возвышенны и смелы,
в противном случае действия могут быть и возвышенны,
но речи покорные.

 Афоризмы мудрости. Конфуций, 551-479 г.г. до н.э.

Многие граждане, даже те, которые считают себя сильно грамотными и зачастую выступают по центральному телевидению, допускают смещение понятий и впадают в серьёзную ошибку, считая органы государственной власти и государство синонимами. На самом деле это не совсем так или даже совсем не так.

Конечно, если принять за аксиому знаменитое высказывание французского короля Людовика четырнадцатого: - Государство - это я, то они являются синонимами. Но этот анахронизм давно никем не признаётся.
 
Я не специалист по государственному праву и государственному устройству, но читаю разные книги, в некоторых из них как раз и содержатся сведения по указанному вопросу. Синонимом понятия "государство" признаётся "страна". Понятия Родина, Отечество имеют более широкое толкование по сравнению с ними и включают личностное отношение, как к отцу и матери.   

На самом деле, согласно устоявшимся понятиям и определениям, насколько я понимаю, государство или страна состоят из трёх обязательных компонентов:
1. Наличие территории для проживания населения;
2. Наличие населения, постоянно проживающего на этой территории;
3. Существование власти, реально осуществляющей управление этим населением и территорией.

При этом первая  составляющая на протяжении определённого исторического периода, как правило, остаётся постоянной, вторая обновляется естественным путём, тогда как третья - сменяемая, которая должна действовать в соответствии с действующей Конституцией. Сменяемость  конкретных лиц в управлении государством с определённой периодичностью путём строгих выборных процедур без использования всяких мошеннических схем, включая использование административных ресурсов, является одним из важнейших признаков его демократического устройства.

Тогда получается, что критикуя государство, страну, а иногда и понося их на чём свет стоит, мы ругаем и допускаем прочие оскорбления в том числе по отношению к земле, то бишь территории, на которой мы расположились и проживаем, и к самим себе, таким любимым.

Что же делать, как нам поступать, чтобы выразить свои справедливые претензии к тем, кто  нарушает наши права, совершает государственные преступления, включая казнокрадство и прочие неблаговидные деяния? А также и давать положительную оценку за достижения?

Так ответ ясен, как на ладони - надо отделить котлеты от мух и гарниров и  сказать: в этом случае фигурантом критики являются органы государственной власти, а не вообще государство. Но чтобы не впадать в бесполезное и бестолковое критиканство, следует, по моему мнению, критиковать предметно и адресно, в том числе постараться определить, какая властная структура конкретно должна нести ответственность за допущенные нарушения и злоупотребления: федеральная, региональная или  местная. Это  значит, конечно, что жаловаться нужно не в ту структуру, которая нарушила закон, а вышестоящую административную или судебную системы. Но результат будет, как правило тогда, когда в этом участвует не один индивидуум, а сообщество граждан. Это же относится и к выражению положительной оценки за реальные достижения власти.

Ведь граждане США, Франции, Германии, как правило, не критикуют своё государство, а направляют претензии в адрес соответствующих лиц и структур: президента, канцлера, правительства, региональных, судебных властей, партий, а далее, в зависимости от соответствия их деятельности интересам общества, выносят свой вердикт на выборах, референдумах, продляя или прекращая их полномочия. Зачастую проштрафившиеся фигуранты сами подают в отставку или подпадают под юрисдикцию правоохранительных органов. В Южной Корее, например, практически все президенты перебывали в длительном заключении за нарушения, которые у нас вообще не считаются преступлениями: незаконный сбор средств на избирательную компанию, использование части этих средств, в общем-то сравнительно небольших, на личные нужды. 

 Три высших органа государственной власти отвечают у нас за общегосударственные вопросы, и в идеале они должны быть абсолютно независимыми друг от друга, как это имеет быть в цивилизованных странах, чтобы были обеспечены порядок, справедливость, законная смена власти и стабильность государства. На первый взгляд видно, что это продекларировано, но не реализовано, и все три ветви у нас управляются из одного центра.

Государственная Дума и Совет федерации, как органы законодательной власти,  несут ответственность  за оперативное принятие правильных необходимых законов для государства, полезных для народа, и законов для поддержания территории в надлежащем порядке. Они же утверждают назначение высших должностных лиц государства, за исключением президента, и должны контролировать работу исполнительной власти.  Так ли это происходит, следует обсуждать отдельно.
 
Судебная система отвечает за контроль исполнения Конституции и принятых законов всеми ветвями власти и населением, за обеспечение правопорядка и прочие вопросы, относящиеся к её компетенции.

Исполнительная власть, включая президента, должна нести ответственность за рациональную, эффективную организацию работы всех органов исполнительной власти, исполнение законов, обеспечение обороны и безопасности страны, жизнедеятельности всех жизненно важных систем.

Все ветви власти в идеале должны действовать в интересах всего народа, не создавая привилегии для прослойки избранных.

Пишу и думаю, а зачем я это делаю, ведь всё равно я все задачи и проблемы не перечислю, а многие вообще по этому вопросу знают намного больше и лучше меня. Но потом подумал, что пусть остаётся, как есть, просто будем считать, что это моё частное мнение, как одного из граждан. Но я не снимаю своё мнение о том, что нельзя ругать государство.
 
Переходим к населению. Здесь тоже не всё однозначно. Отдельные граждане и группы граждан любой нации могут осуждаться за какие-либо деяния. Но нельзя критиковать и давать отрицательные оценки нации целиком, как это делают некоторые оголтелые и ошалелые политики, которых часто приглашают на  модные и скандальные в последнее время  передачи. Также нельзя ставить одни нации и народы над другими, стравливать их. Каждый из ныне имеющихся народов и каждая нация заслуживают особого уважения хотя бы за то, что они существуют. Значит, они так построили свои порядки и свою жизнь, что на протяжении веков и тысячелетий  сохранили свою  самобытность и культуру. Я, например, всегда испытывал восхищение народами, живущими в экстремальных условиях, в частности жителями Чукотки.

А, например, евреи, гонимые на протяжении столетий, но сохранившие благодаря своей ортодоксальной религии, взаимовыручки, природной изобретательности и хитрости свою идентичность, как нации, на протяжении многих веков не имели своей узаконенной территории и государственности. Только в 1945 году, благодаря, в поддержке Советского Союза и его лидера Иосифа Сталина, они смогли создать государство на своих исконных территориях.

  Но некоторые, даже многочисленные народы, например, курды, численность которых  достигает 40 миллионов человек, не имеют не только своей государственности, но и автономии.
 
Теперь о территории. Разным странам и народам достались разные по ресурсам территории. При этом ценность территории зачастую меняется со временем. Так пустынные, бедные территории некоторых арабских стран оказались настоящими драгоценными кладами.

Антарктида, занимающая территорию, превышающую всю Европу, потому и не является государством, что на ней нет постоянных жителей и, соответственно, государственной власти.

 Нашей стране, благодаря заслугам предков, их ратным подвигам, мудрости отдельных правителей, трудолюбию и патриотизму народа, умелой дипломатии и по другим обстоятельствам досталась богатейшая и обширнейшая территория, которая при правильном, рачительном использовании могла бы обеспечить благосостояние для всех российских граждан. Ан-нет!

Конечно, отдельные категории граждан, как-то: коррупционеры, казнокрады, олигархи, ухватившие по дешёвке в период перестройки жирные куски национальных богатств, в первую очередь, природные ресурсы, чиновники высокого ранга, топ-менеджеры разных мастей и их окружение живут, мягко скажем, безбедно, а другие? Но этот вопрос также не умещается в данную, само собой обширную тему. 

Хотелось бы добавить, что особенности территории накладывают некоторые важнейшие особенности на характер народа. Так, для выживания на протяжении веков население, владеющее бедными по ресурсам территории, а сюда входят, помимо природных ресурсов и плодородие земель, и климат, всегда было вынуждено более упорно трудиться, что отразилось на их характере, в отличие от народов с богатыми землями.
 Поэтому неудивительно, что, например, японцы, имеющие мало пригодной для посевов земли и полезных ископаемых, считаются самыми трудолюбивыми из больших народов в мире. Они до сих пор практически не имеют отпусков. Зато они живут богаче многих других народов.

А мы, например, имеем столько праздников, да ещё с компенсацией, если они приходятся на выходные, неизвестно откуда взявшихся каникул, что создаётся впечатление, что мы - самый обеспеченный народ в мире. Так ли это, пусть каждый решит сам.

 Но земля с годами истощается и засоряется, околоземное пространство загрязняется, что создаёт большие опасности в будущем практически для всех. Природа просит помощи, а она её не получает в должной мере, так как слишком большие средства уходят на другие, по большому счёту совсем не главные цели. Так можно ли ругать территории, как составную часть государства? Вопрос явно риторический.

 Критиковать государство, а тем более бороться с ним — значит нанести вред всем его составляющим. Повторю: это должно адресоваться ветвям государственной власти в той мере, как они того заслуживают.

Часто ошибки и упущения органов власти, непродуманные действия без учёта серьёзных последствий для будущих поколений, а также бездействие и затягивание принятия необходимых оперативных действий наносят ущерб двум другим составляющим государства, а именно населению и территории.