Тунис. Туризм - дело государственное!

Николай Сологубовский
ТУНИС. ТУРИЗМ – ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЕ!


Публикую отрывок из новой своей книги «Здравствуй, Тунис!», которую вы можете приобрести в московских книжных магазинах или в интернет-магазине ОЗОН.



Посвящается
60-му юбилею независимости Туниса и
  Ирине Николаевне Сологубовской

К  ЧИТАТЕЛЮ И ЧИТАТЕЛЬНИЦЕ

Автор  выражает свою искреннюю признательность тем, кто стал первооткрывателем   страны КАРФАГЕН - ТУНИС и написал о ней книги. Среди них: Полибий, Тит Ливий, Аппиан, Вергилий, И.Ш.Шифман (Иван Кораблев), Гарольд Лемб, Серж Лансель, Юлий Циркин, Татьяна Бобровникова, Мария Видясова, Анатолий Егорин, Алексей Подцероб, Сергей Филатов, Наталья Жерлицына и другие ученые, историки, писатели, журналисты и путешественники.
Автор   благодарит  тунисских друзей за гостеприимство и теплые чувства к России и  желает им счастья и процветания.
Автор  благодарит всех, с кем он  познакомился в Тунисе  и для кого эта страна стала тоже близкой. 
Автор  надеется, что эта новая книга о Тунисе  поможет россиянам и тунисцам лучше понять взаимопереплетение   историй и  культур двух стран и будет способствовать   развитию туризма между Россией и Тунисом.
Пусть эта книга-сценарий будущего фильма  будет  подарком-воспоминанием о тех прекрасных временах, когда мы были вместе «ПОД НЕБОМ АФРИКИ МОЕЙ». Эти слова  сказал А.С. Пушкин, одного из предков которого называли  Ганнибалом. А Ганнибал – это герой истории Туниса.
Позвольте напомнить, что одним из первых туристических агентств, которое начало посылать  туристов из России  в Тунис и обслуживать их в Тунисе, было УНИМАР-СВЕЕТА ТРЕВЕЛ, директор  которого  – Ирина Николаевна Сологубовская.
 Ей и юбилею Туниса, 60-летию независимости,  посвящается эта новая книга .



ТУРИЗМ – ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЕ!

Который день паришься, тот день не старишься.
Русская пословица

На следующий день в  назначенный час туристы снова собрались в холле отеля.
Николай: Добрый день! Не будем терять времени. Джинн, уважаемый,  пошли нас… в баню!
И все  туристы в то же мгновение оказались в  холле   центра талассотерапии, да еще одетыми в белоснежные махровые  халаты.
Сергей: В Тунисе я понял совершенно четко: туризм – это не  загорание на пляжах, не поездки на экскурсии, хотя предполагает и то, и другое. Туризм – дело настолько серьезное, что хотелось бы поговорить о нем обстоятельно. Процитирую слова Бен Али, сказанные в  1993 году…
Михаил: Того самого президента, который был свергнут в  2011 году?
Сергей: Мы об этом тоже поговорим. Но если он перестал быть президентом, это не значит, что на всем, сказанном  им, стоит поставить крест. И вообще, как говорит арабская пословица, если кто-то  сказал уже, что  дважды два  - четыре, то не будем  подобны тем, кто пытается доказать, что дважды два – пять!  Так вот, цитирую:
«Мы начали претворять в жизнь программу реформ, целью которой является переориентация экономики, то есть переход от административной экономики к рыночной, и одним из приоритетных секторов нашей экономики стал туризм. Туристическая деятельность занимает действительно привилегированное место: как способ накопления денежных средств, благодаря  созданию  новых рабочих мест, а также благодаря своему влиянию на развитие   других секторов экономики.
А в целом туризм в нашем представлении является не только активным сектором экономики, но и инструментом сотрудничества и обеспечения взаимообогащения культур, а также средством укрепления дружбы между народами. С целью гарантированного расширения этого экономического сектора политика правительства направлена на изучение и исследование новых туристических рынков».
Николай: В развитии  туризма в Тунисе не  Бен Али, конечно,  сыграл главную роль, а первый президент Туниса Хабиб Бургиба.  Представьте, что во времена французского протектората никакого туризма в Тунисе почти не было. Хотя русские туристы и тогда  уже были! И отелей было мало. Наоборот, отсюда богачи  ездили на курорты южной Европы. Нo после провозглашения независимости в I956 году  - это произошло 20 марта – народная  власть  решила  серьезно заняться туризмом. Нужно было поднимать страну, а денег не было. Так с чего начали тунисцы? Нур, расскажи.
Нуреддин: Решили начать с использования того, чем Аллах наградил Тунис:    моря, солнца и климата. Поначалу построили на скромные средства из государственного бюджета несколько отелей на четыре тысячи мест, а к 1970 году увеличили число мест вдвое. Это дело оказалось  очень рентабельным. И тогда местные предприниматели   тоже заинтересовались  туризмом.
Государство перестало заниматься строительством гостиниц, предоставив это частному сектору и допустив к финансовому участию (сначала до 15%, а потом и до 100%)  и  иностранный капитал. Одновременно в 60-е годы были приняты законы,  поощряющие тех, кто вкладывает свои деньги в туризм. Таким предпринимателям государство стало предоставлять кредиты на очень льготных условиях.
Николай: Между прочим,  после событий 2015 года  в Египте и Турции россияне серьезно  задумались, как развивать внутренний туризм. И тут  тунисский опыт может очень пригодиться. Главное – предоставить российским предпринимателям  кредиты на льготных условиях, налоговые  и другие льготы. И Россия  может стать жемчужиной  мирового туризма в самые ближайшие годы.
Нуреддин: Десять лет усилий и труда, и в 70-е годы туризм в Тунисе оформился уже как реально действующий сектор экономики страны и стал приносить ощутимый доход. При этом   курс  на сотрудничество  в развитии туризма  государственного, кооперативного и частного секторов экономики начал изменяться в пользу последнего.
Сейчас туристический бизнес Туниса находится в основном в руках частных владельцев, а государство осуществляет функции контроля и  поддержки внутреннего туризма. Министерство по туризму занимается выдачей лицензий,  долгосрочных кредитов, предоставлением скидок. контролем  качества обслуживания и так далее…
Анна: Разделение обязанностей?
Николай: Да, государство владеет землей, на которой стоят отели, контролирует  цены,   обеспечивает туристические зоны электроэнергией, водоснабжением,  строит дороги, а вопросы функционирования самих гостиниц, их рентабельности – уже забота   хозяев, как тунисских, так и иностранных.
Борис: Что дает такое партнерство?
Николай: Казна получает большой доход.  Значительная часть населения занята в туризме и  имеет постоянный заработок. Расцвели народные ремесла, продукция которых пользуется большим спросом у туристов. Крестьяне напрямую снабжают отели и рестораны продуктами.  Подсчитано, что один турист съедает в день столько же, сколько три тунисца. Подсчитано также, что в сфере туризма в общей сложности задействовано более 300 тысяч человек. Если учесть, что один работник кормит семью в среднем из пяти человек, то получается – 15 процентов населения страны живет за счет труда в индустрии туризма.
Нуреддин:  Николай говорит,  как истинный оптимист, видя в прошлом только позитивное и глядя в будущее. К сожалению,  с 2011 года туризм пошел на спад, а теракты в Музее Бардо, в Суссе и в самой столице, которые  совершили  преступники-фанатики, нанесли весьма ощутимые удары по туризму.  Но, слава Аллаху, угроза терроризма миновала, раковая опухоль вырезана, и  туристы снова посещают Тунис. Я благодарю вас, русских, которые первыми снова вернулись в  Тунис. Солидарность в трудную минуту – это не забывется.
Николай: Мне вспомнился  короткий разговор, который состоялся в январе 2003 года  с господином Зенайди, тогдашним министром по туризму. Мы встретились с ним, когда он принимал   Александра Разумова и Николая Стороженко, ученых России, специалистов по курортологии и климатолечению. Я представился ему как директор СВЕЕТА ТРЕВЕЛ,  и ...вот какой последовал диалог.
Г-н Зенайди: Вы из России? Вы мне можете сказать, почему так мало туристов из России?
– Но есть же рост! В прошлом году уже 50 тысяч!
– Очень мало! Такая великая страна! Надо 100, 200 тысяч. Российский рынок для нас очень важен. Мы готовы изучить дельные предложения!
– Они есть?
– Какие?
– Давайте начнем с книги о Тунисе, написанной русскими для русских!
– Хорошо, я сейчас позвоню, и вы продолжите переговоры с моими сотрудниками.
– Господин министр, хочу заверить, что в России есть много друзей Туниса и Карфагена...
– Передайте им, что мы все сделаем для прекрасного отдыха россиян! Мы уважаем вашу страну и верим, что у России и Туниса – общее туристическое будущее!
Почему я вспомнил этот разговор? Потому что тунисские чиновники эпохи Бен Али так и не помогли нам, и книги о туризме в Тунисе мы издали на свои средства. Надеюсь, что чиновники новой, демократической власти откликнутся на наши «вечные»  предложения и будут созданы и  фильмы о Тунисе, и изданы уже написанные о Тунисе  книги, которые ждут своего часа … .
Сергей:  Ладно тебе!  Нашли  же  мы выход! Предлагаю всем пройти в   хаммам, и мы поговорим о банях.
Николай, раздавая листки бумаги:  Прошу  прочитать  правила для посетителя финикийской бани:
«...Там, за порогом, оставь свой груз и на время омовения о нем забудь. Войдя, предавайся воде и игре. Здесь ты никому ничего не должен, кроме Богов, а они, пока ты здесь, не востребуют с тебя и медной монеты. Захочешь петь, пой! Путник, если тебя в банях Памфилии вдруг охватит восторг и желание лжи, солги, но в высоких словах, как поэт. Не бойся порки, ибо она у нас не превышает десяти ударов плетьми поперек ягодиц. Даже если боишься  яда-цикуты, не отвергай вина. Не отвергай протянутого вина, лжец, погружайся в пузырящуюся воду, ты, погружайся, и...»
После того, как все  «погрузились», «вкусили» прелести хаммама и расположились на  уютных матах в «предбаннике», Сергей продолжил свой рассказ:  Рекомендую время от времени перечитывать древнегреческого историка  Геродота…
Иван: Умный был человек…
Сергей: Точно. Потому что много путешествовал. Геродот  утверждает, что бани у разных народов возникли  одновременно. Как он это узнал – ума не приложу…
Татьяна: Благодаря «клубу путешественников»…
Иван: Нет, древний наш предок стал человеком, когда впервые помылся.  А тот, кто не помылся, предком не стал, остался неандертальцем и… вымер.
Когда  смех утих, Сергей продолжил: Геродот  сообщает, что скифы, которые жили на юге нынешних России и Украины, сооружали шалаши–парильни. В шалаше они бросали на раскаленные камни семена растений и получали сухой пар с приятными лечебными запахами.
Иван: А население Древней Руси пользовалось банями, сооруженными из толстых бревен. Предпочтение русичи отдавали влажному пару.
Сергей:  В  Древней Греции создавали бассейны рядом с родниками целебных вод и даже  строили водолечебницы около горячих источников.
Анна: У греков существовал культ богини чистоты Гигии – от ее имени произошло слово гигиена, что означает «быть здоровым».
Николай: А греческое слово «таласса»  - лечение морем -  дало название  науке «талассотерапия».
Алексей: Банные традиции, как утверждают историки,  греки взяли у финикиян и карфагенян. Уже в V – IV вв. до н. э. такие бани с горячим паром  распространились  по всей территории Древней Греции. Были открыты не только личные, но и общественные бани,  и даже изданы законы, обязывающие греков регулярно посещать подобные заведения.
Татьяна: Неужели под страхом смерти?
Алексей: Нет, им грозила  казнь похуже – с ними не здоровались и не общались.
Анна: А  греческий ученый, медик Гиппократ изучал и высоко оценил воздействие бани на организм человека.  Баню он считал эффективным терапевтическим средством для тела.
Николай: И для души тоже…
Алексей: Карфагеняне утверждали, что «банная процедура» улучшает кровообращение и тем самым повышает жизненный тонус. По  опыту карфагенян,  во II в до н. э.  баню в Риме стали использовать в лечебных целях. Римский врач Асклепиад говорил тогда, перевожу с латыни:  «Больной обязан выздороветь, если его врачи – чистота, гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе. А если не выздоровеет, то никакой врач не поможет».
Кстати,  вот как  Гомер описывает ванну. Под треножником  раскладывали огонь, на него ставился медный сосуд, в котором нагревалась вода, выливавшаяся потом в чан и смешивавшаяся там с холодной; грек влезал в этот чан, а гречанка мыла его, поливая водой голову и плечи, а потом натирала его маслом и одевала. Один грек никогда не мылся.
Николай: Это точно.  В одиночестве  что выпивать, что мыться – праздника не будет. Ну,  а теперь пройдем в  бассейн с морской водой, где играют струи,  и вы доставите себе массу удовольствия.
Отрывок из книги «Здравствуй, Тунис!»
Продолжение следует…