Учебный год в школах продлили до середины июня

Саша Алёшина
 Ерлан Сагадиев поддержал предложение Дариги Назарбаевой. В МОН РК приняли решение продлить учебный год в школах до середины июня.
   
     Я не педагог и не занимаюсь разработкой школьных программ. Я няня двоих детей 8 и 9 лет. Знаю, что это - учить уроки. Старший ребёнок,- девочка,- самостоятельная, отличница. С ней хлопот не бывает. А младший, умный, но ленивый мальчик. Если его не мотивировать,- за уроки не засядет ни за что и никогда. Хотя по его внутренним знаниям школьной программы он превосходит сестру. У него лучше развита память, математический склад ума. Он медлителен, но в меру, это не раздражает. Любит шахматы. Просто к девочке отношение учителя ласковое. И она старается. Хотя знаний не всегда на пятёрочки. Тем не менее, она отличница. Мальчика педагог невзлюбила. Даже за домашние задания больше четвёрки не ставит. Родители вмешиваться в процесс школьного обучения не хотят. А у него стимула нет там стараться. И вот настаёт вечер, нужно садиться за уроки - и начинаются рыдания над учебниками. Зато, если пообещать на завтра поход на детскую площадку, - задачка решится самостоятельно за десять минут, стихи по казахскому и по литературе выучатся за полчаса, да так, что на утро расскажет без повторов с выражением и старательностью. Но иногда, когда не хочет, или тройку в школе получит, нервы вымотает изрядно. И я, как многие родители, с нетерпением жду каникул.
 К чему эти рассуждения? Отвечу. Я искренне НЕ ПОНИМАЮ, почему у нас такая бешеная программа в школе??  Часто бываю в России, и вижу, что там дети и в половину не загружены, как наши. Там в младших классах больше двух уроков не задают,- одну задачку и стишок, или упражнение по русскому и почитать. Нашим же в один день могут задать три стихотворения,- по литературе, по казахскому языку и по английскому, а ещё письменно русский, математику. Дети уставшие и измождённые. У них же ещё и кружки есть. Мальчика шантажирую, что если в школе будет плохо учиться, то ему запретят ходить на шахматы. Он реально этого боится. Это разве нормально?
     Несколько дней, по просьбе своей подруги, забирала её девочку первоклассницу со школы. Она оставалась у нас дома около часа-полтора. Я кормила её, и мы садились за уроки. Девочка эта «особенная», у неё эпилепсия. Приступов, слава Богу, давно уже не было. Она ходит в обычную школу и по программе успевает без особого труда. Она умненькая и быстро всё схватывает. Уроки делает быстро и аккуратно пишет. Особенная она ещё и потому, что избирательно относится к людям. И вот свою учительницу она «не выбрала». Не хочет с ней разговаривать и отвечать задания. Моя подруга попыталась всё объяснить педагогу ещё до 1 сентября. Та  рассеянно её уверила, что всё будет хорошо и умчалась куда-то. В итоге, первый месяц занятий она её всё время путала с другой девочкой. Теперь эта учительница требует от моей подруги, чтобы она написала заявление, что её ребёнок не успевает по школьной программе и нужны дополнительные занятия. Или второй вариант: домашнее обучение. Подруга не хочет переводить ребёнка на домашнее обучение, ведь тогда девочка совсем замкнётся в себе. Репетиторов нанимать смысла нет,- она всё хорошо учит и отвечает дома и мне. Теперь в её дневнике стали отсутствовать записи домашнего задания. Спросила у других детей,- оказывается всем учительница сама пишет задания, а некоторым детям не пишет. Когда я пришла забирать Диану в первый раз, педагог резко заявила мне, чтобы я напомнила родителям девочки про заявление. Я искренне спросила: «А что, Диана действительно ничего не усваивает?» Ответ учителя поверг в шок: «Нет, успевает, конечно, и пишет всё красиво, что странно. Но мне за это хорошо будут доплачивать. За каждого ребёнка на дополнительных занятиях». Это было произнесено вслух, отчётливо и громко. Рядом стояли другие педагоги. Никто не прореагировал. Они все сейчас так делают?
     У другой моей подруги в Актобе сын тоже «особенный», но там диагноз сложный и всё несколько иначе. Ему сейчас 11 лет. Мальчик совсем не разговаривал. Но он (самостоятельно!) с пяти лет выучил английский язык по интернету, научился писать и читать (молча). Везде ходил с блокнотом и карандашом. Если нужно было что-то сказать или попросить,- писал. Иногда на английском. Его приняли в обычную школу с испытательным сроком. Педагоги нашли выход из ситуации,- они опрашивали его письменно. Все ласковы и дружелюбны. Мальчик учится на отлично и через некоторое время заговорил чётко и внятно, как если говорил всю жизнь. Случилось это во время игры с другими детьми. Игра была «в слова». На определённую букву придумать пять существительных и прилагательных. Правда слова, сказанные им, были довольно-таки «взрослыми» - из компьютерной терминологии программистов и банковских операций. Хотя устроить его в школу было непросто. В дорогих частных заведениях им везде отказывали и отправляли в специализированное. Подружка моя уже отчаялась и пошла в обычную школу, без уклонов и углублений. Зашла в кабинет к директору и положила конверт с деньгами. Руководитель наорала на неё, велела забрать деньги и больше так не делать. Сначала хотела выгнать, потом успокоилась, выслушала всю историю и сказала: «Давайте попробуем. В специализированную школу Вы всегда сможете его отдать. А, вдруг, он справится». Благодаря этой женщине, мальчик получит хорошее образование.
     Мне повезло со школой. Я училась в экспериментальном гуманитарном классе в городе Актюбинске. Обычная нормальная средняя школа. Просто на нашем классе ставили «опыты». У нас занятия начинались с 7:45 и заканчивались в 12:45, иногда на час раньше. Уроки шли парами по 30 минут. На первой паре объяснялась новая тема, на второй паре мы писали что-то вроде контрольной по ней. Сразу выявлялось, кто чего не понял. В конце каждой недели писали зачёты (как маленькие экзамены). В этот день, субботу, можно было приходить без дипломатов и портфелей. Главное, взять ручку с собой и запасную на всякий случай. Заходишь в кабинет истории, например, а там на партах чистые двойные листки лежат у каждого. Дипломат оставляешь возле доски, проходишь, садишься на своё место. Прозвенел звонок, оповещая начало урока, педагог прошлась между рядами, заглядывая во внутрь парт. В парте должно быть идеально пусто. Если будет хоть какая-нибудь смятая бумажка, даже если она досталась тебе от предыдущего бывшего здесь класса,- удалит с урока. И если заметит, что списываешь или спрашиваешь тихонечко у кого-нибудь,- «пара» в журнал и удаление в коридор. Поэтому, для начала, мы сами проверяли все столы и сидели тихо, как мыши. И вот, наконец, всё проверено и на доске пишутся задания по новым темам и пройденному материалу. Можно начать с того задания, которое знаешь на отлично. Пишешь быстро и всё, что вспоминается. Чем объёмнее будет ответ, тем выше балл. И ещё. Если тебя не устроит результат, можно в течение двух недель пересдать. Но это сложнее. Ведь ты будешь сидеть один на один с учителем. По физике к нам применялся метод Шаталова. Мы писали «сигналы» пастами четырёх цветов. Красным писались сами формулы, зелёным расшифровка, чёрным примеры и доказательства как ты всё это понял, и синим решались заданные задачи. Оценки за сигналы были по 10 бальной системе. От 0 до 10. Можно было честно признаться, что не готов и пересдать на следующий день. И лучше было получить «нолик» и пересдать, чем получить низкий балл, который непременно пойдёт в журнал. Нам не задавались домашние задания, мы были радостными и гордыми. Вся школа делает домашку и занимается на два часа дольше нас. Но мы лукавили. Дома всё равно приходилось заниматься, но это чисто «для себя». Ведь «экзамены» ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ. В итоге, наш класс опережал другие школы по изучению школьных программ и, фактически, четверть у нас заканчивалась иногда на целую неделю раньше. Но никто не мог распорядиться и обрадовать нас,- план по знаниям выполнили и перевыполнили, можете отдыхать и в школу не приходить. Мы всё равно ходили в школу всю эту оставшуюся неделю до начала каникул, ставили и репетировали концерты, слушали рассказы нашего классного руководителя Юлии Павловны о её поездках в Никарагуа и другие коммунистические зарубежные страны, слушали на пластинках всю музыкальную постановку «Лебединого озера», смотрели телевизор, что стоял в нашем классе, проводили собрания и, если было тепло на улице, ухаживали за нашей клумбой в школьном дворе. Мы получили хорошую подготовку в школе. Почти все поступили в высшие учебные заведения (Ленинград, Самара, Алма-Ата, Москва, даже в МГУ), двое пошли работать и учиться заочно, и двое поступили в техникумы.  Да, и ещё плюс на всю жизнь,- мы не боимся экзаменов).
     Почему теперь всё по-другому и так сложно?