Загадки живописи

Андрей Прудковский
Быть может, профессиональному художнику или ценителю картин мои строки покажутся смешными. Я и рисовать-то не умею. Да и к картинам всегда относился чисто утилитарно: красивая, висит и порядок. Чего ещё требовать от живописи? Но однажды…

Летел я на самолёте из Москвы в Иркутск. И вдруг самолёт садится в Омске, и пассажирам сообщают: «Полёт продолжится через четыре часа, просьба покинуть самолёт». Тогда, в советские времена, средства массовой информации никогда не писали о каких-либо катастрофах, все летали спокойно и ни о чём не догадывались. И я тоже так ничего и не узнал, что там случилось…

Но речь не об этом, а о том, что оказался я посреди незнакомого мне города Омска. И пошёл, естественно, в картинную галерею. Куда ж ещё идти неприкаянному пассажиру? Привычно обошёл пару-другую залов, привычно покивал головой красивым картинам, ничего не предвещало случившегося. Вот очередной зал и большая картина в его торце. Название картины простое: «Купальщица». Вроде бы и на картине тоже ничего особенного – женщина собирается искупаться. Но тут я попался! Стою, и сдвинуться с места не могу. Картина меня захватила и не отпускает. Я чувствую, она мне что-то хочет сказать, даже говорит и я вроде где-то там в глубине – понимаю, но на разумном плане – ничего. А девушка на картине всё это понимает и пальчиком мне показывает, мол, и не пытайся, не говори попусту, слов всё равно не найдёшь. Одним словом, что-то эта картина со мной сделала. На этом дело не кончилось.

Рассказал я этот случай своей напарнице по работе. Она покопалась в своей сумочке и вынимает медальон, старинный. Открывает его – а там та же картина.
- Это, - говорит, - мне от прабабки досталось. Волшебный медальон, на счастье. Вот только никогда не видела я картину в натуре. Надо бы в Омске побывать что ли?

Поискал информацию о художнике, которого до того совсем не знал. Нефф Тимофей Андреевич, исторический и портретный живописец (1805 - 1876) родом из Эстляндии. Учился в Дрезденской академии художеств. Прибыв в 1826 году в Петербург, Нефф вскоре приобрел известность своими портретами и другими работами. Наиболее известны написанные им образа в нижнем ярусе главного иконостаса Исаакиевского собора. Здесь лучшая из всех религиозных картин Неффа: "Святой Исаакий Далматский". По жанровой живописи лучшие работы Неффа: "Купальщица" (в музее Александра III), "Две молодые девушки в гроте" (там же), "Итальянка" (в Третьяковской галерее)…

И ещё один раз испытал я похожее чувство, правда слабее, когда привозили в Пушкинский «Даму с горностаем». К тому времени я уже знал, что не с каким не с горностаем нарисована там дама, а с домашним хорьком. Да и копия картины давно примелькалась, но всё же пошёл, раз все идут. Отстоял очередь и не ожидая ничего особенного вошёл в зал с картиной. Опять ощутил тот же «удар» по подсознанию и полный захват своего внимания. Но не надолго, толпа напирала сзади, но и трёх минут хватило понять, что здесь тоже тайна, что и эта картина «живая».

Может кто-то понимает лучше и скажет, могут ли картины оживать? А если могут, то каким волшебством это происходит? Ведь красивых картин много... О оживших? Я пока встретил всего две.