Казачки

Еремин
      Это фото, где запечатлены жители станицы Петропавловской бывшей Терской области в 1938 году, относится к тому периоду, когда советская власть «простила» казаков и даже разрешила служить в Красной армии, вновь надеть черкески  и повесить на пояс кинжалы.
      Но самое интересное, что на снимке из 13 человек – десять девушек в мужской одежде.
     Такого же рода фотография, только от 31 марта 1936 года, где в окружении мальчишек сняты 29 молодых  казачек и тоже в мужских черкесках была опубликована мной в шелковской районной газете Чечено-Ингушской АССР 13 марта 1986 года. Это были участницы конного перехода терских казачек до столичной Махачкалы. Тогда левобережье Терека было в составе Дагестана. Мне довелось беседовать с  участницей того похода-перехода Калининой Ниной Ивановной, которая называла своих подруг Атарову Лизу, Повелко Ольгу, Шуру Алпатову, Подоброву Нину… Женщин советская власть уравняла в правах с мужчинами. Вот тебе и мужскую одежду можно одеть и в седло казачье усесться! А когда отправились в поход, то казаки посмеивались, а старухи хмыкали и острили: «Отведайте, девчата, нелегкие версты в казачьем седле. Посмотрим, какими вы будете, когда возвернетесь.»  1-й конный переход из станицы Шелковской через город Кизляр и станицу Червленную до Махачкалы прошел успешно.
    В июле 1986 года по моей инициативе и Владимира Фисюкова, тогдашнего секретаря РК ВЛКСМ,  молодежь Шелковского района возродила конные походы. Среди парней были и две девушки Атаманюк Лена и Вероника Казак. Маршруты были проложены вдоль реки Терек от станицы Червленной до Кизляра, второй поход от Старогладковской до Моздока, третий – от станицы Бороздиновской до поселка имени Кочубея (бывший Черный Рынок).

    Но вернемся к «героиням» первой фотографии. На обороте есть надпись: «На память Синченко Алексей. Снималась в 1938 года 17  апреля                (зачеркнуто слово март). Ездили в город областной (вероятно Грозный) за знаменем. Синченко Александр».
    Фотография ныне хранится в семье потомка терских казаков Мельникова Евгения Геннадьевича. Его мама Надежда Филипповна на фотографии крайняя слева в нижнем ряду.
   Станица Петропавловская находилась у подножия Терского хребта, а неподалеку река Сунжа. Однако служили казаки в Кизляро-Гребенском полку.
К петропавловцам заезжали во время провозглашения Чеченской области  Калинин М.И., Ворошилов К.Е. и Буденный С.М.. В выступлениях они призывали жить по-братски с чеченцами, даже родниться: выдавать замуж девчат…  Куначество было довольно распространено среди жителей Кавказа. Горцы учили своих детей в станицах, казаки знали языки местных жителей.
   Мне в прошлом уже ХХ веке довелось бывать в этой некогда богатой  и на песенное хоровое пение станице, славившейся по всему Северному Кавказу. Гордились казаки и своими предками Георгиевскими кавалерами и Героями Великой Отечественной войны. Ныне потомки тех казаков разбросаны по всей России. Есть они и на Белогорье.
   В городе Губкине Белгородской области в пяти детских садах воспитывают детей с использованием историко-культурных традиций казачества.      Зрелищным бывает шествие на День города сотни детей одетых в красивую казачью форму. В каждой шеренге идет взрослый казак и казачка. Город молодой-горняцкий. Добывают тут железную руду. А вокруг местность называется с незапамятных времен – Казацкая степь!
   Спрашиваю у воспитанников – «Кто такие казаки?»
   Отвечают: «Воины, защитники Отечества».
   «А казачки?»  Девочки радостно восклицают: «Казачки – подружки казаков!!!»