Луцк. О турпоездке по Украине

Алла Валько
               
Вернувшись во Львов после посещения замков “Золотой подковы”, мы ещё одну ночь провели в отеле “Рамада”, а на следующее утро после раннего завтрака отправились в Луцк, столицу Волынской области, на родину моего отца. Здесь нас встретила стройная, в праздничной вышиванке, расшитой бисером, улыбчивая и кокетливая гид Ирина. Она сразу повела нас на экскурсию в самую известную достопримечательность города – Луцкий замок.

Перед главными воротами - Въездной башней - я сфотографировала всю нашу группу, а из других гостей замка - трёх девочек в нарядных вышиванках. Башня, являющаяся своеобразным символом города, изображена на украинской купюре достоинством 200 гривен. В этот праздничный день сам воздух был напоен флюидами любви украинцев к своей стране. На башне вывешены три флага. В середине – флаг Луцка. В одном из его красных квадрантов изображён белый волынский крест. Хоругвь соединила в себе цвета символики гербов двух городов: Луцка и Волыни.
 
К сожалению, Ирина говорила только по-украински и очень быстро, так что из её рассказа я не поняла абсолютно ничего. На мою просьбу коротко изложить суть её лекции на русском она ответила решительным отказом. Правда, она предложила мне задавать ей вопросы, однако после первой же попытки спросить её о чём-то больше мне не захотелось этого делать. Ирина ответила на мой вопрос, как мне показалось, весьма неохотно, что вызвало во мне досаду, поскольку, покупая этот тур, я просила туроператора организовать для меня экскурсии по Украине с русскоязычными гидами. Мне пришлось воспользоваться другими источниками для пополнения своих знаний об этом ранее незнакомом, но таком близком мне  городе.

Относительно происхождения его названия существует несколько предположений. Некоторые считают, что оно произошло от слова «лук», то есть «изгиб реки». Другие, что оно связано с именем вождя восточнославянского племени дулебов  Луки, основавшего этот город. Есть ещё несколько тоже достаточно убедительных версий, доказывающих, почему город получил название Луцк.

Согласно одной из легенд, Луцк был основан в VII веке, другие источники утверждают, что Луцк основал Владимир Великий в 1000 году. Первое летописное упоминание о Луцке датируется 1085 годом, однако тогда это уже был укреплённый город. В любом случае история Луцка насчитывает минимум тысячу лет. Первоначальными его жителями были представители восточнославянских племён дулебов и волынян.

В 1149 году Луцк выдержал шестимесячную осаду полками Юрия Долгорукого. При князе Ярославе Изяславиче Луцк стал центром Луцкого княжества. В 1255 году город подвергся нападению со стороны Куремсы, племянника Батыя, а в 1320 году Луцк взят войсками Гедимина. В 1324 году Луцкий удел достался  Любарту Гедиминовичу, при котором Луцк получает превосходство над Владимиром. В то время город был важным экономическим и культурным центром Волыни и в 1432 году получил магдебургское право. С 1440 года Луцком владел Свидригайло, а после его смерти местные удельные князья на Луцкой земле больше не правили, и с середины XVI века его благосостояние стало ухудшаться.

В начале XV века в Луцке было до 15 православных церквей, многие из которых во время литовско-польского владычества были разрушены или обращены в униатские, а потом в костёлы. Католические епископы прочно утвердились в Луцке не ранее второй половины XVI века.
 
В 1795 году в результате третьего раздела Польши волынские земли вместе с Луцком, бывшим тогда  уездным городом Волынской губернии, вошли в состав Российской империи. В ходе гражданской войны Луцк неоднократно переходил из рук в руки. С 1921 по 1939 годы город находился в составе Польши. В 1939 году в ходе польского похода РККА Луцк был занят Красной армией и вошёл в состав УССР. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году город был оккупирован немецкими войсками и освобождён в 1944 году.
 
В 1939 году в городе был создан театр, ныне Волынский академический украинский музыкально-драматический театр им. Т. Г. Шевченко. Из памятников старины отреставрированы замок Любарта с Владычьей башней, кафедральный Петропавловский костёл, Крестовоздвиженская церковь, синагога «Маленький Замок».

Экскурсию по собственно замку провёл научный сотрудник музея, который произвёл на меня впечатление очень интеллигентного человека. И хотя я не понимала его украинской речи, я чувствовала, что он знакомит слушателей с интересной и очень серьёзной информацией. Вместе с экскурсоводом мы поднимались всё выше и выше по крутой винтовой каменной лестнице, у которой в некоторых местах не было перил, и я очень сожалела, что отправилась в это путешествие в длинной юбке.

Наверху из бойниц башни со всех сторон перед нами открывались виды Луцка. Когда нам было предоставлено время для более подробного ознакомления с внутренней экспозицией музея, я воспользовалась моментом и попросила экскурсовода по-русски изложить суть того, о чём он рассказывал киевским туристам. Экскурсовод сразу же и весьма доброжелательно откликнулся на мою просьбу и на чистейшем русском языке кратко рассказал мне историю замка.

Являясь главной жемчужиной Луцка, величественный Луцкий замок признан шедевром фортификационной архитектуры. Первые укрепления здесь появились ещё в XI столетии. Это были деревянные оборонительные сооружения, включавшие собственно замок, валы, стены и башни.  Деревянный замок просуществовал почти два столетия, но в связи с развитием строительных технологий на его месте было решено построить мощное каменное укрепление, которое могло бы надёжно защищать город. В XIV столетии такое сооружение было создано литовским князем Любартом и, помимо названия Луцкий, оно именуется также замком Любарта.

В 1429 году Луцкий замок стал известен по всей Европе, так как здесь с 9 по 29 января проходил съезд при участии короля Германии (Римского короля) и будущего императора Священной Римской  империи Сигизмунда. На съезде также присутствовали Витовт, Ягайло, легат папы римского, князья рязанские, одоевские, новгородские, псковские, посланники великого князя московского и тверского князя, а также посланники Тевтонского ордена, Золотой Орды, Княжества молдавского, датского короля и византийского императора. Съезд продемонстрировал возросшую роль Великого княжества Литовского.

В течение нескольких веков на территории Луцкого замка функционировало правительство края и действовал епископский клирос, здесь проходили сеймы, собиралась аристократия. Документы всех собраний хранились в замковой канцелярии, а события записывались в городские книги, которые теперь находятся в государственном архиве.
 
Луцкий замок состоял из двух частей – Верхнего и Нижнего замка. До наших дней в первозданном виде дошёл только Верхний замок, от Нижнего замка остались только руины. На строительство мощного каменного замка ушло более сорока лет. Когда над рекой Стырь была возведена Стыровая башня, все три башни – Стыровая, Въездная и Владычья - были соединены между собой крепкими оборонительными стенами. Форма замковой территории – треугольник - была выбрана не случайно. Она самым лучшим образом соответствует рельефу местности замкового холма. Замок выдержал много осад, и врагам ни разу не удалось его захватить . За оборонительными стенами находились глубокие рвы и высокие валы, а попасть на территорию замка можно было лишь по подъёмному мосту, опускавшемуся с помощью цепового механизма.

В XV столетии после появления стрелкового оружия и пушек мощные оборонительные стены замка были приспособлены к установке на них новых видов защиты. Появились новые бойницы, а для перехода между ними к внутренним сторонам оборонительных стен были пристроены удобные деревянные галереи.
Снаружи к замку Любарта прилегал ещё один укреплённый замок - Окольный, который отделялся от княжеской резиденции глубоким рвом. Строительство этого замка изначально велось для поселения за его мощными стенами луцких мещан, которые были вытеснены с территории княжеской резиденции. Этот замок называют Нижним, так как он расположен ниже холма, на вершине которого находится замок Любарта.
 
Помимо трёх башен, на территории замка были расположены здание суда и канцелярии, епископский дворец, княжеский дворец и построенный в XII столетии древний храм Ивана Богослова, в котором был похоронен князь Любарт и другие князья, а также волынские епископы.

В подвале Владычьей башни находились тюремные казематы, в которых проводили свои последние дни приговорённые к смерти узники. Среди них был видный поэт Даниил Братковский. В этой же башне, кроме экспозиции замкового арсенала, находится единственный в Украине музей колоколов, которому уже более двадцати пяти лет. В нем хранится древнейший колокол Украины, изготовленный на Волыни в период начала национально-освободительного движения, которое возглавил Богдан Хмельницкий. Самая поздняя постройка замка датируется XIX столетием – это роскошный дворец Волынского епископа в стиле классицизма.

Луцкий замок стал одним из главных экскурсионных объектов волынской области. В настоящее время на его территории функционируют также краеведческий музей и музей древней книги. Здесь часто проходят выставки, экспонируются старинные картины из частных коллекций, регулярно проводятся рыцарские турниры, самым известным из которых является «Меч луцкого замка».

Я поблагодарила экскурсовода за интересную информацию и сообщила ему, что мой отец родом из Луцка. На его вопрос, когда он переехал в Москву, я ответила, что, скорее всего, в 20-е годы прошлого века. Я хотела выяснить происхождение моей девичьей фамилии, и он посоветовал мне обратиться в областной архив. Он также пояснил, что в XVI веке 70% жителей Луцка составляли евреи, и рукой показал, где находился район, в котором было сосредоточено еврейское население города. Я подумала, что хорошо было бы дойти туда, однако моему желанию не суждено было осуществиться.
 
В День независимости Украины - 24 августа - Луцкий замок стал центром праздничных торжеств. На территории замка продавались шашлыки и всевозможные сладости, но у нас не было времени, чтобы отведать местные яства. Всем нам не терпелось подняться на крепостную стену. Здесь также были крутые лестницы, но подниматься или спускаться по деревянным ступенькам было не так страшно и опасно, как в башне. На эстраде, установленной в центре внутренней территории замка, выступал хор. Недалеко расположился молодёжный оркестр духовых инструментов.

Покинув Луцкий замок, мы остановились около могучего, раскидистого, уже сильно накренившегося ясеня, который растёт недалеко от Въездной башни и является не только одним из самых старых деревьев города, но и самым известным. Табличка на нём гласит, что это не просто биологический памятник местного значения, а дерево самой Леси Украинки. Якобы под ним не просто любила отдыхать будущая известная писательница, когда она с семьёй жила в Луцке, но именно под этим ясенем маленькая Леся написала своё первое стихотворение.
 
Журналистка Наталия Малимон опубликовала в газете “День” большую статью, посвящённую знаменитому ясеню и его будущей судьбе. Сейчас в городе, написала она, решают проблему с деревом, которое уже очень старое, имеет внутренние полости и даже стало опасным для прохожих. Если бы это было просто старое дерево, его бы, не задумываясь, спилили. Однако шлейф легенды, которая тянется за ним десятилетиями, не позволяет этого сделать. Первый заместитель луцкого городского головы Святослав Кравчук считает, что дерево нужно спасти, поскольку оно стало символом Старого Луцка. Однако версия о его связи с биографией известной землячки у специалистов давно вызывает серьёзные сомнения. Главный хранитель фондов Волынского краеведческого музея Наталия Ефимовна Пушкарь — не просто старожил города, но и известный в Украине лесевед. И версию о том, что ясень — Лесин, она категорически отвергает, опираясь на исследования биографии известной землячки и семьи Косачей в целом. Тем не менее легенда остаётся легендой, и её неизменно слушают все туристы, приезжающие в Луцк.

После осмотра замка гид Ирина повела нас на экскурсию по городу. Я едва успевала делать фотографии достопримечательностей, о которых она рассказывала и снова не понимала ни слова. Моё внимание особо привлёк памятник жертвам репрессий НКВД.

Центр Луцка производит впечатление вполне западного города, но ближе к окраине мы прошли по нескольким кварталам и пересекли улицы, вымощенные булыжником. Они изобиловали такими большими ухабами, что, стремясь успеть за гидом, я запросто могла подвернуть ногу.

В одном из таких районов мы с интересом осматривали необычный дом местного скульптора. Архитектура этого дома просто не может не поразить воображение своей абсолютной непохожестью на другие строения города. Небольшой участок вокруг дома сплошь заставлен стоящими и лежащими статуями. На участке нет ни одной лавочки. Если путник захочет присесть, то ему придётся садиться только на какую-нибудь статую. Этот дом знают все жители города, и экскурсоводы всегда приводят сюда своих любознательных туристов.
 
После осмотра этого выдающего произведения искусства гид повела нас на одну из центральных улиц города. По случаю праздника здесь было очень много людей в праздничных вышиванках. По обеим сторонам улицы росли каштаны, делая её нарядной и придавая городу курортный вид, а также установлены многочисленные палатки и ларьки, в которых продавалась бижутерия, сувениры, вышиванки для детей и взрослых и ещё много всякой всячины.
 
Воспользовавшись свободным временем, некоторые туристы направились в магазины или к лоткам за сувенирами, а Валя, Пётр и я решили посетить моментальное кафе, которое нам порекомендовала гид. Еда там оказалась очень вкусной и дешёвой. Я взяла винегрет, шницель с гороховым пюре, которое нахваливала Валя, два стакана компота из кизила и хлеб. Весь обед обошёлся мне в 36 гривен. Во Львове я покупала гривны по 3 рубля 20 копеек, так что легко можно подсчитать, что обед стоил мне совсем немного. Мои попутчики Валя и Пётр оказались очень симпатичными людьми. Пётр настолько бережно и предупредительно относился к своей супруге, что я решила, - они молодожёны. Каково же было моё удивление, когда оказалось, что они женаты уже 27 лет!

Время нашего пребывания в Луцке подошло к концу. Руководитель группы Иван хотел сократить на час и без того кратковременное пребывание в городе, потому что впереди всех ждал ещё долгий путь домой. Он обратился к туристам с этим предложением, надеясь получить у них поддержку. Иван мотивировал своё предложение тем, что, выехав на час раньше, туристы раньше приедут в Киев. Я считала, что моё мнение не может быть принято во внимание, поскольку для этой группы я была только “примкнувшей к ним”, но предложение Ивана вызвало во мне внутренний протест, так как я хотела побывать в еврейском квартале. Кроме того, у меня были планы обратиться в областной архив, чтобы что-нибудь узнать о своих родственниках по отцовской линии, о которых я вообще ничего не знаю. На моё счастье, одна туристка категорически воспротивилась сокращению времени пребывания в Луцке. Встретившись со своими друзьями или родственниками, она даже не пошла с нами на экскурсию, полностью посвятив им своё время.
 
Несмотря на “дарованный” мне час, я не успела исполнить задуманное, но я утешила себя надеждой, что, может быть, посетила Луцк не в последний раз.