Харитина

Вероника Сухоцкая
   Бабушку звали Харитиной, а все знакомые называли ее тетей Тиной или бабой Тиной. В то время, когда мне довелось с ней познакомиться, она лечила массажем людей. Жила она в маленькой однокомнатной квартире на первом этаже девятиэтажки. Народ приходил к ней с утра до вечера, она лечила и взрослых и детей. В комнате стоял шкаф, кровать, стол и стулья, а на столе лежала на салфетке старинная Библия. На стене висела, тоже старинная, икона с образом Иисуса Христа. Люди сидели в этой комнате и ждали своей очереди.
   Меня привела к ней одна моя знакомая, которая сама когда-то лечилась у тети Тины, многое от нее узнала по народному массажу, дружила с ней и после лечения. В то время у меня очень заболели ноги, и я ходила с трудом. Посмотрела тетя Тина на мои ноги и сказала, что помочь мне сможет, только нужно потерпеть - будет очень больно. А еще нужно купить черные колготки и носить их, потому, что на ногах проявятся синяки, которые со временем станут черными.
   Массаж она делала на кухне, где стояла широкая лавка. Для массажа использовала только хозяйственное мыло и свои руки. При первом сеансе у меня из глаз катились, сами собой, слезы, было так больно, что я сцепила зубы, чтобы не закричать. На следующий день, вечером, я пришла к ней снова. Ноги мои были все в синяках. "Ничего, - сказала тетя Тина - отойдут, зато ходить будешь, как новенькая!" Так я стала каждый вечер приходить к ней, а она массировала мои больные ноги и приговаривала, что скоро такая сильная боль при массаже отойдет и станет легче.
   Всегда в ее маленькой квартирке сидели люди и ждали своей очереди, не было дня, чтобы комната пустовала. Тетя Тина, однажды, попросила меня пропустить тех людей, которые  вечером собрались и ждали массаж, чтобы сделать мне его в последнюю очередь. Она сказала, что мы потом поужинаем вместе. Питалась она очень редко и ела только постную пищу.  Угостила меня пирогом с капустой, выпеченным в маленькой электрической духовке. Мы сидели, пили чай с пирогом и разговаривали обо всем. Так начались наши вечерние посиделки после трудового дня. Пироги пекла она то с картошкой, то с капустой. Вкуснее пирогов, чем у тети Тины, я не ела.
   Однажды я спросила у тети Тины: "Как у Вас хватает сил на массаж, если Вы в течение дня почти ничего не едИте? Вот, сколько человек сегодня вы полечили?". Она ответила, что много и повела меня в ванную комнату, показала  свои припасы разных настоек - из корня шиповника, хрена, золотого корня, кедровых орехов. "Вот мои силы! - сказала тетя Тина - "Да, ем я мало - утром и днем только корочку хлеба и по три глоточка какой-либо из этих настоек. Еда - только поздний ужин - пирог и чай или картошка с капустой." В один из вечеров, пока я дожидалась своего массажа, она выдала мне нож и корни шиповника, попросила очистить их и промыть, чтобы она потом, уже готовые, могла залить спиртом и поставить настаиваться. Мне за ужином тетя Тина тоже давала выпить три глоточка своих настоек и наказывала, чтобы я сделала себе дома такие же и принимала их для здоровья.
   Однажды тетя Тина должна была уехать по семейным делам на неделю в другой город к дочери. Она попросила меня приходить и поливать ее цветы, дала мне ключи от квартиры. Я сказала, что боюсь, вдруг кто-то узнает, что никого дома нет,  залезет в квартиру и украдет ее старинные церковные книги и иконы. На это тетя Тина мне ответила: "Не бойся, мою квартиру никто не тронет! Бог не допустит!" И правда, всю неделю я ходила и присматривала за ее квартирой по вечерам, поливала цветы, читала ее Библию - все осталось в целости и сохранности. Когда тетя Тина приехала и я отдала ей ключи, она стала меня благодарить за помощь.
    Снова приступила она к своей работе - лечить людей. Денег за массаж она не брала, говорила, что нельзя деньги в руки брать, если Бог твоими руками людям помощь оказывает. И люди, зная про это, приносили ей в благодарность за исцеление носки, платки, тапочки и прочие вещи. Она, как-то, открыла свой шкаф и показала мне ящики и полки - шкаф был забит этими вещами. "Видишь, сколько добра нанесли мне люди?! А куда мне все это? Бери, сколько хочешь!" - сказала тетя Тина. Я отказалась, и она продолжила:"Придется все это в церковь отнести, пусть раздадут там нуждающимся!"
   Ноги мои она еще некоторое время массажировала. Мне становилось все легче ходить, только приходилось и летом носить черные колготки, защищающие от косых взглядов на мои сине-черные ноги. Постепенно синяки сошли, и ноги больше не болели. Но в гости к тете Тине я ходить не переставала, составляя ей кампанию за вечерним чаепитием.
   Как-то раз, я сидела в комнате и ждала, когда тетя Тина закончит свой трудовой день. Осталось ей сделать массаж маленькой девочке, которую приводила бабушка. Тетя Тина пригласила девочку на кухню, а мы с бабушкой сидели в комнате и разговаривали. Она рассказала, что внучка Венерочка, родилась с родовой травмой - у нее не действовала правая ручка из-за вывиха. После двух сеансов массажа тетя Тина поставила ручку на место, девочка начала двигать пальчиками, а после еще нескольких сеансов - поднимать ручку вверх, брать ею разные предметы. Осталось сделать еще четыре массажа, и девочка будет здоровой. Так же бабушка рассказала, что врачи смотрели Венерочку еще в годик, сказали, что операцию делать еще рано, нужно после четырех лет, а в четыре года  определили, что уже поздно. Потом  знакомые, которые сами вылечились у тети Тины, привели их к ней. И вот, все обошлось без операции, благодаря Богу и рукам тети Тины!
   Эта бабушка спросила у меня, как можно отблагодарить тетю Тину, на что я ответила, что денег она не берет, а благодарность свою они сами должны определить. Я не знаю, в чем выразилась эта благодарность, знаю только, что они готовы были все, что угодно сделать для тети Тины за такое чудесное исцеление. Наверное, нашли способ. И таких людей я встречала там много, это только один из случаев.
   Я продолжала еще долго навещать тетю Тину по вечерам, и мы пили с ней чай с пирогами и беседовали. Она рассказывала, кто был на лечении и как их состояние.  "Сколько человек приходило сегодня?" - как-то спросила я. Тетя Тина ответила, что было человек двадцать, и так каждый день! Одни люди уходили после излечения, приходили новые. И это был нескончаемый поток страждущих. А ведь тете Тине в то время было уже более восьмидесяти лет!
    Прошло еще несколько лет, я по-прежнему навещала ее, но однажды ... Тети Тины не оказалось дома. Соседи сказали, что ей стало плохо, и ее забрала к себе дочь. Это случилось в другом городе - тети Тины не стало. Дочь ревностно относилась к такой способности матери - помогать другим людям, и никого из ее знакомых не позвала на похороны. Бог ей судья!
    А народной целительнице Харитине - Царство Небесное!