Крёстный

Анна Боднарук
                К Р Ё С Т Н Ы Й

     Если идти берегом реки Мурафа, то хаты и огороды села будут вверху и, что называется – семь потов сойдёт, пока туда вскарабкаешься. А карабкаться на эту крутизну придётся по узенькой тропинке, которых тут великое множество, ступать по скалистой земле. Огромные глыбы камней за многие века всего лишь тонким слоем подзолистого сероватого грунта прикрыли скалистую твердь, а чаще всего мхами и лишайниками. Козы ещё найдут себе корм, а коровы ходят даже головы не склонят. Но зато в этих местах в начале лета чабрец цветёт. Запах от него просто дурманящий и пчёлы гудут.
     Вспомнила я те давние годы и, сравнивая происходившее с нынешними высказываниями городских жителей, будто бы «деревенщина необразованная не умеет любоваться красотами родного края…», согласиться с этим никак не могу. Селяне немногословны – это верно, но, как и каким прибором можно измерить чувства человеческие, любовь к земле родной?..
     Однажды шла я с бабушкой по крутой тропинке вверх и несла на плече слегка подсохшие постирушки. Идти тяжело, дыхание перехватывает, даже в груди покалывает, пот глаза заливает и сердце готово из груди выскочить. А верхом по дороге в это самое время шёл мамин брат, сын моей бабушки Марьяны – Иван. Нанашко (крёстный) Иван, как я с братом его называла, увидел нас, сошёл с дороги, чуть сбежал вниз и сел на прогретый за день камень. Камень – это всего лишь выступ с земли, а сама земля, на которой бугорками красуется цветущий мох и разноцветные пятна лишайника, да редкое разнотравье, сохранилась только благодаря везде проникающим корням жизнелюбивых растений.
     Вот, сидит мой нанашко на камне и не то чтобы пытается с нами шутить или  подбадривать, не-ет, это его обычная манера говорить цветасто и образно. Он просто от природы шутник и балагур. Если хоть один такой человек есть на целый коллектив, то любая работа спорится и даже усталость людей не берёт.
     - Я тут с невестушкой, красавицей моей, вас дожидаюсь…
     Я шла чуть впереди бабушки и очень даже удивилась его словам, потому что никого рядом с ним не видела и уже готова была сесть с ним рядом. А он рукой попридержал мой порыв. Потом сорвал цветущий одуванчик, прямо возле самого цветочка и корешком вверх положил (о ужас) жабе пупырчатой, величиной с мужской кулак, которая на моховой кочке сидела рядом с ним и глазами лупала, на самое темечко. Я до той минуты её даже не заметила. Жаба никак не отреагировала на его подарок, как будто - так и быть должно.  Сидела в жёлтом беретике, дескать – «Я тоже не абы какая, а королева этого пригорка!» Величать, мы её не величали, но и обидеть никому бы и в голову не пришло. Просто я чуть дальше отодвинулась, а бабушка с другой стороны села рядом с сыном. Они говорили, щедро делились новостями. Потом, отдохнувшие после трудного пути, поднялись на ноги и друг за другом пошли тропинкой по направлению дороги.
     Жаба, красавица пупырчатая, так и осталась сидеть на своём излюбленном месте, будто всё происходившее её коснулось.
     Так я это к тому рассказала, чтобы на примере объяснить скромное поведение сельского жителя. Он не станет изысканно-громко и напыщенно восхищаться красотами природы. Селянин живёт среди неё, это его дом, так сказать -  привычная среда обитания. Он понапрасну не обидит ни кузнечика, ни лягушку, ни даже самую малую букашку.  Он их воспринимает, как соседей, а соседей издавна принято уважать, мириться и не осуждать их неприглядную внешность. Не сами ж они этого захотели, а такими уродились по велению Создателя. Такое поведение сельчан, спокойное, уравновешенное, без излишнего бахвальства, хоть и не лишено юмора, всегда было и остаётся примером в моей жизни.

                2014 г.