Свобода до востребования

Алексей Мельников Калуга
Политики – люди, генерирующие вокруг себя проблемы. И потом подробно рассказывающие людям, как их надо решать. Когда человек отрывается от корней и не может найти пристанища – появляются партии. Этакие ассоциации неприкаянных. Миллионов, как говорил поэт, плечи. По ним удобно взбираться вверх. Зачем? Чтобы озирать мир и создавать в нём новые проблемы. И потом рассказывать вниз, как их надо решать.

Мераб Мамардашвили говорил, что «ум – это то, что мы думаем, а глупость – то, что думается независимо от нас». «Думающегося независимо» с каждым годом становится всё больше. С каждым часом и даже с каждым мгновением. Это – главный залог сплоченности стоящих на коленях. Ну, и, конечно, пытающихся с этих колен встать.
Позиция полусогнутости, в некоем, что ли, полупоклоне – ни в зад, ни вперёд – решающая в непрекращающемся процессе распрямления. Вернуться на колени – признать, что ты раб. Полностью распрямиться с них – обозначить свою фронду. Отчего гражданский остеохондроз – главная отличительная черта российского общества. Его не лечат, его воспроизводят.

Говорят, что в России мало свободы. Ложь. Её ровно столько, сколько людей, не способных прожить без этой свободы хотя бы мгновение. Без ежедневного потребления заимствованных дум: в электронном, газетном, партийном формате. Аппарат искусственного дыхания-размышления – важнейший из госмеханизмов. Обеспечение его работоспособности – забота из забот.

Ибо свобода, как любил повторять всё тот же Мераб Мамардашвили, не даётся человеку раз и навсегда. Как, впрочем, - и отбирается не по распоряжению участкового. «Если хочешь быть свободным, - писал наш великий философ, - каждую минуту занимайся этим делом. Нельзя стать свободным, когда тебе, скажем, 18 лет, и потом быть свободным всю жизнь, не занимаясь каждый день тем, чтобы снова, каждый раз заново, становиться свободным».

«Миллионов плечи» - цементная по сути основа любой идеологии – это паузы вставания с колен несвободы. Время – заимствования чужих размышлений. В философском понимании – период глупости. В смысле – отсутствия усилий человека распознать свою суть. Некий созидательный вакуум. Последний, как известно, имеет свойство заполняться. Чем? Отсутствием созидания. Деградацией и злом. Последнее, писал Мераб Мамардашвили, «есть нечто, что появляется в пустоте, оставленной нашим собственным умом».

Фото http://photochronograph.ru/