Петр Первый и армяне

Гахраман Гумбатов
       Как известно, армяне только после 1828 года (по Туркманчайскому договору между Российской империей и Персией)  начали массово заселятся на территории Южного Кавказа. 
         Однако, необходимо отметить, что ещё Петр Первый вынашивал идею заселить армян среди азербайджанцев  Закавказья. Об этом одним из первых написал российский историк С.М.Соловьев (1820—1879) — русский историк; ректор Московского университета (1871—1877). 
С.М.Соловьев  в первом томе своей книги  «История России с древнейших времен» пишет: «Лучшим средством для закрепления занятых провинций за Россиею Петр считал усиление в них христианского народонаселения и уменьшение магометанского. Мы видели, что император прямо указывал на армян. В XVII веке между этим народом и Россиею происходили сношения по делам чисто торговым; с начала XVIII века пошли сношения другого рода. В конце июня 1701 года в Смоленск из-за литовского рубежа явились три иностранца: один назывался Израиль (настоящее армянское имя- Гумбатов Гахраман) Ория, другой - Орухович, третий был римский ксендз. Представленный боярину Головину, Ория объявил себя армянином знатного происхождения, рассказал, что он уже 20 лет живет в Западной Европе и теперь, снесшись с армянскими старшинами, находящимися в Персии, составил план освободить своих соотечественников от тяжкого ига персидского. Ория написал письмо самому государю: "Без сомнения, вашему царскому величеству известно, что в Армянской земле в старину был король и князья христианские, а потом от несогласия своего пришли под иго неверных. Больше 250 лет стонем мы под этим игом, и, как сыны Адамовы ожидали пришествия мессии, который бы избавил их от вечной смерти, так убогий наш народ жил и живет надеждою помощи от вашего царского величества. Есть пророчество, что в последние времена неверные рассвирепеют и будут принуждать христиан к принятию своего прескверного закона; тогда придет из августейшего московского дома великий государь, превосходящий храбростию Александра Македонского; он возьмет царство Армянское и христиан избавит. Мы верим, что исполнение этого пророчества приближается". Весною 1702 года Ории было объявлено, что царское величество принимает его предложение благоприятно, начать и совершить предприятие не отрицается, только не теперь, потому что теперь идет война шведская и начинать другую войну трудно; а когда шведская война кончится, то освобождение армян будет предпринято непременно. Это объявляется Ории и товарищу его словесно, а они могут обнадежить старшин своего народа письменно».
        Осенью 1703 года Ория обратился к Петру Первому со следующей просьбой (содержание просьбы по С.М.Соловьеву): «Я здесь ничего не делаю и потому прошу отпустить меня к цесарю и курфюрсту осведомиться, какую помощь они могут подать; прошу также дать мне чин полковника карабинерного, чтоб тем удобнее мог я набрать всяких оружейных художников". Просьба была исполнена. В 1707 году полковник Ория, возвратившись из западной поездки, отправлен был в Персию под видом папского посланника, но умер на возвратном пути в Астрахани».
       Однако, как пишет С.М.Соловьев Петр Первый о своём обещании армянам вспомнил только в 1724 году , то есть за год  до своей смерти. С.М. Соловьев об этом пишет следующее: «Думая, что он (Румянцев,  в 1724 году посол России в Турции-Г.Г.) уже в Константинополе, Петр велел послать к нему рескрипт: "Приехали к нам армянские депутаты с просьбою защитить от неприятелей; если же мы этого сделать не в состоянии, то позволить им перейти на житье в наши новоприобретенные от Персии провинции. Мы им объявили, что помочь им войском не можем вследствие заключенного с Портою (Турция-Г.Г.) договора, а поселиться в прикаспийских наших провинциях позволили и нашу обнадеживательную грамоту послали. Если турки станут вам об этом говорить, то отвечайте, что мы сами армян не призывали, но они нас по единоверию просили взять их под свое покровительство; нам ради христианства армянам, как христианам, отказать в том было нельзя, как и визирь сам часто объявлял, что по единоверию просящим покровительства отказать невозможно…Нам нельзя по христианству отказать в покровительстве христианам". С.М. Соловьев далее пишет:  «Таково было последнее решение Петра по восточным делам».