Кусать сапог или лизать?

Алекс Грек
"...Мы любим сильных людей, мы любим жестких вождей,
Мы ловим кайф, когда нас бьют по башке.
Такая наша стезя, иначе с нами нельзя —
У нас в крови тоска по твёрдой руке.
"Интеллигенция и власть" — задача очень сложна:
То ли кусать сапог, а то ли лизать..."

(Тимур Шаов, "О народной любви")

Итак, с места - в карьер. Речь пойдёт о конфликтах между руководителем (сокращенно - субъект А) и подчиненным (субъект Б).

Каковы классические причины возникновения конфликтов? Любой человек с высшим образованием ответит примерно так: "Конфликт - это проявление борьбы нескольких субъектов за один и тот же объект (ресурс)". В технике это может быть оперативная память или процессорное время (и такие конфликты называются "тупиками", "клинчами", "дедлоками"), в биологии - внутривидовая и межвидовая борьба за выживание (двигатель эволюции, между прочим!)

Но если мы попытаемся "в лоб" применить это определение по отношению к нашим А и Б, то зайдем в тупик. В самом деле, за что конкурировать руководителю и подчиненному? Не за что, они находятся на разных ступенях иерархии и отвечают каждый за свою работу. Так оно и должно быть в идеале.

На практике же, в силу слабости и несовершенства системы менеджмента, руководитель норовит залезть в работу подчиненного, а подчиненный, желая примерить на себе "Шапку Мономаха", пытается постичь азы работы руководителя. В результате неизбежно возникает конфликт интересов, т.к. области ответственности, прежде разделенные, начинают пересекаться.

Еще одна причина возможных конфликтных ситуаций: руководитель по поводу и без стремится унизить подчиненного, чтобы показать лишний раз свою власть над ним. Подчиненного это, естественно, не устраивает, т.к. он изначально видит в руководителе не со-перника, а со-трудника. 

Противоположная ситуация, когда подчиненный стремится "подсидеть" руководителя.

Две описанные выше ситуации тоже можно отнести к аномальным, когда руководитель и подчиненный борются за один ресурс - фонд заработной платы руководителя. Ведь если депремировать сотрудника, может больше перепасть руководителю, и наоборот.

Отсюда вывод: при нормальной организации труда конфликты между руководителем и подчиненным исключены в принципе. А бороться нужно с причиной, а не со следствием.

PS. Типичная ошибка малоопытных руководителей - не доводить до подчиненных смысл и важность принимаемых решений, а принуждать их исполнять "на автомате", что также может являться поводом для конфликтов.