Этап 4

Пономарёв Майский
Этап 4
               (Казахстан,1962-1964г.г.)

4.1 На целине
Весёлой Рощей тот посёлок
Шутник какой- то окрестил…
Я, как один из новосёлов,
Его однажды навестил.
Меня попутная машина
Из Павлодара подвезла;
Весьма унылая картина
Моим представилась глазам:
Быть может здесь в степи и были
Когда- то рощи и вода,
Но все деревья порубили,
Вода исчезла без следа…
Но мы приехали работать,
А не смотреть по сторонам;
Такие встретились заботы,
Что и во сне не снились нам.


4.2  С Новым Годом!
Посмотри на степные просторы-
Нет им края и нету конца! ...
Дорогой Казахстан, примешь скоро
Наши руки и наши сердца!
Пусть сегодня не слышно моторов,
Молчаливо стоят трактора,
Спят под снегом степные просторы,
Но весною нам скажут: Пора!
Чтоб счастливее жизнь была, краше,
Чтоб земля Казахстана цвела,
Оросим, и удобрим, и вспашем,
И засеем степные поля.
Миллионы пудов полновесных
Золотого пшеницы зерна
Из степей Казахстана чудесных
Ты получишь, родная страна!
И забьют на земле Казахстана
Животворного счастья ключи…
Наши руки в труде не устанут,
Молодые сердца горячи!

4.3   Под Новый Год…
Был механик строг:
-Ты видишь-вьюга!? Знаю, трудно-
Праздничная ночь…
Быстро, разогрев стального друга,
Я спешил товарищам помочь.
Где-то там, в степи на пол - дороге,
Молчаливо выстроившись в ряд,
Не волнуясь, знают, что помогут,
Пять ребят с машинами «сидят».
Но беда не ходит в одиночку-
И мотор заглох на пол - пути,
Всех чертей авансом и в рассрочку,
Я в ту пору щедро «окрестил».
Пальцы онемели от мороза
И не держат нужные ключи,
На ресницах стынут злые слёзы,
А мотор по- прежнему молчит.
Руки отогреть бы, на минутку
Лечь в сугроб, немного отдохнуть,
Но мороз сыграет злую шутку –
Можно навсегда в степи заснуть.
Значит, сжать в кулак всю силу воли,
Час проверки мужества настал…
И берёшь опять, забыв о боли,
В руки обжигающий металл.

4.4 Пародии
на известные мелодии
(Для самодеятельных концертов в бригадах совхоза)

                ***
Если кто сегодня плохо пообедал,
Если спит вповалку даже первый ряд,
Пусть сидящий рядом смотрит на соседа-
Лучше всяких слов порою взгляды говорят.
Припев:
И улыбка без сомненья
Вдруг коснётся ваших глаз…
За неважное исполнение
Извините-просим вас.
Если вы хотите за углом упрямо
Критикой обидеть весь концерт подряд,
Вы в глаза нам лучше посмотрите прямо-
Лучше всяких слов порою взгляды говорят.
Припев:

                ***
Вы покинете зал, по домам разойдётесь;
Ждут вас дома тепло и семейный уют…
Завтра встретимся мы,
может быть на работе
Там, где в светлых цехах
люди счастье куют.
 
Если вы на концерте немного устали,
За потерянный вечер простите вы нас;
Мы старались, мы всё от души исполняли,
Вдохновлял тёплый свет
ваших ласковых глаз.

                ***
Пусть сегодня лишь в песне поётся,
Но мечта может сбыться вполне:
Тот, кто хочет, тот цели заветной добьётся-
Первым жителем стать на луне.

Припев:
Лишь тот, кто душою молод
И без страха глядит вперёд,
Кому не страшен ни зной, не холод
Не страшен и к звёздам полёт.

Нам искусство в труде не помеха-
Отдыхать надо тоже уметь;
Вы учтите, друзья, без весёлого смеха
На Луну будет скучно лететь.
Припев:
Вы уйдёте лишь кончится вечер
Если нами довольны вполне-
Пожелаем друг другу мы радостной
Встречи
Где-нибудь, ну хотя б на Луне.

4.5  Стилягам-бездельникам
Соревнуются в извращении мод,
Флиртуют без дела по городу;
Хочется каждого взять в оборот-
Так противны их наглые морды.
Не доступна им радость труда
На полях, на заводах и в недрах,
Чтобы рыбку достать из пруда
С кошельками родителей щедрых.
Взять бы любого из них за шиворот
Крепкими руками труженика
И направление дать-чистить нужники,
Чтоб дерьмом смогли пальчики вымарать.

4.6 Свободу – народу!
Восстал народ порабощённый,
Оковы рабства с плеч стряхнул…
Огонь в 17-ом зажжённый
По карте Мира полыхнул.
Народ не стерпит в Конго козней
Заокеанской саранчи,
Перед судом народа грозным
Пускай трепещут палачи.
Не всё продажно в этом мире
И доллар силу потерял…
Река весной в разливе шире-
Хлеб уберёт тот, кто пахал.
Алжир, Тунис, Марокко, Конго –
Зажглись от искры Октября;
На бой зовут удары гонга,
Над Миром алая заря.


4.7 Учтите!
(Голос покойного Гитлера)

Из Пентагона заправилы не первый год
грозят войной;
Они забыли то, что было –чем дело
кончилось со мной.
Себя я мнил Наполеоном и сразу,
с места взял в карьер…
Головотяпы Пентагона, не забывайте
мой пример.
Тяжёл, учтите, мне знакомый солдата
русского сапог;
Летел из ихнего я дома, как тот
нашкодивший щенок.
Передо мной страна Советов тогда была
считай одна…
Сейчас Советы на пол света,
какая может быть война !?
Какого ж чёрта вы шумите, ужель не горек
мой урок?
Войну откроете- учтите: сотрут вас в мыльный порошок.
(Для стенгазеты, Казахстан, 1962г.)

Басни
4.8   О кумовстве

Свинья на должности – беда!
Какие могут быть порядки?
Когда у той свиньи всегда
Все Замы, Помы – поросятки.

4.9 О кадрах
Медведю был ответственный участок
Поручен – пасеку беречь,
А чтоб работою увлечь
Приказ за подписью начальства
Был издан:
- На расходы медведю дать
Колоду мёда…
Всё предусмотрено начальством,
Но что у пасеки за вид!?
Не предусмотрено нахальство
И весь медвежий аппетит.

4.10  “Своя рубашка…”
Лисицу встретив, Волк остановил:
-Кума, ты слышала решенье ЗооКома?
-Не слышала, а что он там постановил?
К тому же я с ПредЗооКома не знакома.
Кривляния свои оставь, Кума,
Вопрос серьёзнейший решался:
О тех, кто- знаешь ты сама,
Не к месту в Зоопарке задержался.
Возьми, к примеру: Зайца, иль Ежа –
У них образование лесное…
Я добровольно в лес решил бежать
И не позднее, как весною.
Лиса была растрогана до слёз
И куманька спешит поздравить…
-Но как же я?-Вот в чём вопрос-
В лес могут и меня отправить!?
Предположения её сбылись –
Лису к Медведю пригласили
И так воспитывать взялись-
Лисица выскочила «в мыле».

Медведю убедить Лису не удалось,
Но это Зоопарка дело:
Среди людей таких бы не нашлось,
Кому «Своя рубашка ближе к телу».

4.11 Ещё раз о Кумовстве
Когда был призыв Зоокома к зверям-
Отправиться в леса из Зоопарка,-
В миг Лиса сообразила-выгод нет…
И тут же в ЗооКомитет:
-С ПредЗоокома я знакома, а заместитель
Мне родня-они должны понять меня.
Лиса всё взвесила и смело
Без громких слов взялась за дело:
Все Замы, Помы учтены, в работу все вовлечены.
И на участке на любом-
Дым коромыслом, пыль столбом-
Звонит жена Медведю, тётя,
Сват, тёща, дядя, кум и брат:
-Вы не позволите…, учтёте…
Что? - Может киноаппарат?
Мы не забудем…всё добудем!
И через несколько часов
ПредЗооКома  «был готов»:
Лисе отведены Покои,
Её никто не беспокоит;
Лису лелеют и хранят –
Незаменимый экспонат !

4.12   Бюрократы
От посетителей трещит коридор,
А за спинами секретарш
 с намазанными личиками,
За кожаными дверьми
без табличек и с табличками
Целый день «деловой» разговор:
-Что? На охоту? –Ах в субботу!
Нет не могу-учу работать…
А в воскресенье на рыбалку?
Ах, Ёлки-палки, как же быть?
Машину надо раздобыть;
Что? Где моя? Не знаю я,
Сынишка ездить учится…
Поездка не получится?
С ума сойти, с ума сойти,
Но я попробую найти.

4.13  ПЕРЕКРЁСТКИ Ш. Н. М.

Я видел сон-мне ночью снились
Луга в цветах, мне снилась ты,
 Как будто все желанья сбылись
И все исполнились мечты.
Я шёл (во сне) степной дорогой,
Ронял солёный пот с лица,
О камни сбил босые ноги-
Дороге не было конца.
Палило солнце нестерпимо,
От жажды губы запеклись
И я дошёл, судьбой гонимый,
 где две дороги разошлись.
Я по одной из них бездумно
Вперёд устало зашагал…
Подумать было бы разумней,
Но так смертельно я устал,
Так истомился я в дороге,
что выбрать путь не стало сил…
куда плелись устало ноги,
туда и голову склонил.
И вскоре я пришёл в долину –
прелестный райский уголок…
Такую чудную картину
Я оценить конечно смог.
Кругом в лугах цветы пестрели,
(Таких цветов уж не найти)
Журчал ручей и птицы пели,
плоды манили в сад войти…
Оазис тот в пустыне знойной
мне домом стал – остался я,
 забыв о жизни беспокойной,
обиду в сердце затая.
И как медведь в своей берлоге,
как суслик около норы
я жил, старея понемногу,
Терпел и ждал другой поры.
Шли дни за днями словно братья-
Осточертел такой покой…
На перекрёсток тот обратно
ушёл, махнув на всё рукой.
Я был уверен – счастье рядом,
Но время шло – я был в пути;
Напрасно даль молил я взглядом,
Не мог до счастья я дойти.
Упал измученный, разбитый,
 лежал в пыли я чуть живой,
просил у смерти я сердито:
-Приди и сжалься надо мной.
Но смерть не шла, какие муки
Я испытал, когда лежал,
 но вдруг коснулись чьи то руки,
прохладный ветер пробежал.
И воспалёнными губами
Ловил я свежую струю…
Вдруг кто-то ласково руками
Погладил голову мою.
И силы свежие вливало
дыханье чьё-то в грудь мою
И постепенно уплывало
сознанье смерти- я встаю;
Встаю и вижу…,
но не скрою, что не смогу я описать
то, что увидел пред собою…
короче – я упал опять.
Упал, но только на колени…
Усталость смыло, как волной
И больше не было сомнений,
Что это счастье предо мной.
Я мог его рукой коснуться,
 я мог его поцеловать…
Боялся – только б не проснуться,
Не потерять его опять.
Глаза огромные смотрели,
Журчал в устах весёлый смех
и я проснулся ...на постели
 богаче всех, счастливей всех.

4.14 Лебединая
Я видел – лебедь умирал,
 купаясь в собственной крови;
В пыли дорожной он лежал,
А с вышины, как крик любви-
подруги голос доносился;
Я за кустом остановился…
Едва заметное пятно виднелось в небе,
Кто там не был – моих страданий не поймёт;
И вдруг – стремительный полёт…
То крылья сложив, камнем вниз
она упала и слились
в одно два мужественных сердца.

4.15  Руководитель
(Басня)
Совхозным стадом Бык руководил,
Но, к слову – выпить «не любил»;
Корма, удой…он всё пропил,
А сам находится сейчас там,
«Где Макар телят не пас».

4.16   -х-
В Казахстане повстречала, крепко полюбила
Злая доля посмеялась, да и разлучила.
Злая доля в чистом поле воет, да смеётся:
-Где-то, Надя, твой соколик
Скоро ли вернётся?
Вечер ближе, тучи ниже,
Дождь стучит по крыше…
Что же он такой бесстыжий-
Даже не напишет?
Встанет рано-вместе с зорькой
Круги под очами…
Видно плачет Надя горько
Напролёт ночами.

  Из Э. Асадова
“Боль свою Вы делите с друзьями
Вас сейчас утешить норовят,
А его последними словами
Только Вы нахмуритесь, бранят.
Да и человек ли в самом деле
Тот, кто Вас, придя околдовал,
Стал Вам близким через 2 недели,
Месяц прожил с Вами и удрал.
Вы встречались, дорогая, с дрянью;
Что нам толковать о нем сейчас?!
Дрянь не стоит долгого вниманья
Тут важнее говорить о Вас.
Вы его любили? Неужели?
Но полшага- разве это путь?!
Сколько Вы пудов с ним соли съели?
Как успели в душу заглянуть?!
Что Вы знали, ведали о нём?
То, что у него есть, губы, руки,
Комплимент, цветы, по моде брюки-
Вот и всё, пожалуй, в основном?!
Чтоб там не шептал он Вам при встрече,
Как возможно с гордою душой
Целоваться на 4-й вечер
И в любви признаться на 8 -ой!?
Пусть Весна, пускай улыбка глаз…
Но ведь мало, мало 2 недели!
Вы б сперва хоть разглядеть успели,
Что за руки обнимали Вас!
Говорите: -Трудно разобраться
Если страсть. Допустим, что и так,
Но ведь должен чем-то отличаться
Человек от кошек и дворняг!
Но ведь чувства тем и хороши,
Что горят красиво, гордо, смело…
Пусть любовь начнётся, но не с тела,
А с души; Вы слышите – с души!
Трудно Вам. Простите. Понимаю.
Но сейчас Вам некого ругать.
Я ведь это не мораль читаю.
Вы умны, и Вы должны понять:
Чтоб ценили Вас, и это так,
Сами цену впредь себе вы знайте.
Будьте горделивы. Не меняйте
Золото на первый же медяк! ”

4. 17    Э. АСАДОВУ
В жизни правил много есть хороших,
Только как по правилам любить?
Любят так скорей у кошек
Да у эгоистов, может быть.
Перед поцелуем значит надо
Соли скушать несколько пудов,
Года два прожить с любимой рядом
И не заикнуться про любовь.
В душу к ней залезти с сапогами,
Изучить её со всех сторон;
Но, избави боже, чтоб руками,
Даже пальцем ты её не тронь.
Можешь с нею 10 лет встречаться,
Если ты законченный чудак,
Если только этим отличаться
Хочешь ты от кошек и собак.
Чувства успокоить может разум,
Если сила воли велика,
Но любовь не чувство, а зараза
И не излечимая пока.
Ну причём здесь, если кто-то, где-то
Две недели прожил и ушёл?
Ведь не все Ромео и Джульетта-
Это может даже хорошо.
Я тебя единственная встречу,
Нам на эти правила плевать;
Буду крепко обнимать за плечи,
Буду нежно в губы целовать.
Видишь для тебя из звёзд я вышил
Самые заветные слова…
Пусть сегодня небо будет крышей,
А постелью – мягкая трава.
Мы с тобой одни на целом свете,
С нами наша страстная любовь;
Некогда нам слушать чьи-то сплетни,
В жилах наших не вода, а кровь.
Заласкаю я тебя до боли,
 Зацелую с ног до головы…
Ты со мной не съела грамма соли,
Было просто некогда – увы.
Ну, а если через 2 недели
От меня –захочешь убежать,
Даже, если б тонну соли съели,
Всё равно не смог бы удержать.
Всё на белом свете преходяще:
Не удержит брачная кровать.
Может быть любовь не настоящей-
Значит лучше сразу оборвать.

    4.18  Ещё раз о любви

Люблю за то, люблю за это…
Какая чушь! Так быть не может,
Когда в одетой и раздетой
Одна черта другой дороже.
Как совокупность всех желаний,
Воображённый идеал –
Джульетту чувствуешь в Маланье,
Подняв в душе на пьедестал.
Когда любуешься воочию,
Когда страдаешь вдалеке,
Когда готов и днём, и ночью
Быть только с ней – рука в руке…
Влеченье пола, как основа
И как вершина у любви,
Где проявляется без слова
Вся сумма чувств между людьми.
Не платонические вздохи
(Пусть романтично, но смешно)
Не заглушить любой эпохе
То, что природою дано.
Во взгляде, любящем, в касанье
Несмелой трепетной руки,
Горит огонь одних желаний –
Влеченья пола маяки.
Вначале робки и не ясны:
Природа – ящик без ключа;
Они в зародыше опасны –
Здесь уж нельзя рубить с плеча.
Но разгоревшееся пламя
Опасней в 10 раз тушить…
Не надо папе, или маме
С огнетушителем спешить.
До сексуальных извращений
От чувств естественных – пустяк;
Скоропалительных решений
Не принимайте просто так.

Не хитромудрствуя лукаво,
Пою естественной любви,
Как продолженью рода Славу –
Пускай горит огонь в крови!