О патриотизме и не только

Владимир Костылев
Заметки о патриотизме и не только.

Только что я вернулся из Санкт-Петербурга. Короткая поездка ради посещения Русского музея – стоила того. Каждый раз, посещая Питер, этот не просто красивый, а сказочно красивый город, я испытываю невероятное чувство восторга и поклонения. Восторга от этого архитектурного музея под открытым небом, поклонения перед теми, кто создал это чудо и сумел отстоять его в борьбе с фашизмом. Ловлю себя на мысли, что, видимо, это и есть проявление патриотических чувств, гордости за своих соотечественников, создававших и сумевших сохранить это богатство. Вполне понятное и приятное чувство сопричастности к истории своей страны, её достижениям и подвигам.

Хорошо известно, что город этот был построен невероятными усилиями сотен тысяч крепостных, послушных воле самодержца – Петра 1, поистине выдающегося государственного деятеля. Строительство города стоило народу российскому немало жизней. Вот почему, иногда приходится слышать, что город на Неве построен на костях народных. Да, жертв было принесено немало, но мы понимаем, что город мог быть построен только так, никак иначе.

Однако, никто сегодня и не думает ставить в вину самодержцу излишнюю жестокость или самоуправство, какими он, несомненно, отличался. Пётр 1 запомнился нам скорее как смелый и решительный полководец, как выдающийся политик и дипломат, как человек, обладавший широкой эрудицией, проявлявший интерес к литературе и искусству, к праву и многим ремёслам. Мы хорошо осознаём, что он был таким, каким  только и мог быть царствующий глава государства, со всеми его достоинствами и недостатками, в условиях феодально-абсолютистского строя. Нам явлен величественный город как одна из важнейших заслуг Петра 1. Мы судим по результатам, но не забываем и об историческом времени, когда эти результаты были достигнуты.

Был ли, при этом, царь Пётр 1 патриотом? И хотя данное понятие в те времена, скорее всего, имело некий свой особый смысл, сегодня можно смело заявить:   Пётр 1 - истинный патриот Земли русской, великий человек, сумевший оказать огромное влияние на историческое развитие нашей страны. Он боролся, в конечном счёте, за Отечество наше, за его величие и славу. Такова «правда» истории. Она возвеличивает тех, кто сумел создать мощное историческое движение, сподвигнуть народ-созидатель на его многотрудную работу.

В этом проявилась роль личности Петра 1 в истории. Он обновил Россию, сделал её могущественней и прекрасней.

А можно было бы предъявить царю обвинение в том, что он был излишне жесток, загубил сотни тысяч крепостных, не считался ни с кем,  был отъявленным самодуром, крепостником, создателем гигантского бюрократического аппарата и т.п.? Легко! Стоит лишь перевернуть  понимание  логики истории с ног на голову, и – пожалуйста, картина станет противоположной. Царь – изверг, пьяница, сыноубийца, многожёнец и проч., и проч. Справедливо?
Ведь, и это тоже было!!!

Но каким же ограниченным человеком надо быть, чтобы так рассуждать. Человеком, у которого совершенно нет «исторического» мышления, человеком ограниченным и невежественным, которому неведома логика истории, у которого полностью отсутствует понимание смысла социально-психологических особенностей различных этапов исторического развития.

Так почему же, одни исторические периоды мы оцениваем с пониманием, не  говорим о них с ненавистью, не пытаемся «разгребать грязь» происходившего, не ищем в них врагов, в то время как другие ненавидим, всячески поносим и обвиняем исторические персонажи?

Почему петровский период развития страны мы вполне согласны называть периодом великих свершений, завершившийся укреплением России, а период индустриализации и Великой Победы, оказавших не менее громадное значение для страны, вдруг, вызывает у некоторых такую злобу и страстное желание очернить его, доказать его безнравственность и даже преступность?  Нонсенс? Отнюдь! Этому есть вполне чёткое и конкретное объяснение.

Те, кто очерняет социализм, не признают логику исторического развития, направленную на освобождение масс народа от гнёта и порабощения, не принимают право народа на борьбу с капитализмом, с порабощающими личность частнособственническими отношениями. Капитализм для них есть идеальный общественный строй, с царём ли во главе государства, или президентом. Лишь бы средства производства (фабрики, заводы, прииски, земля…) принадлежали частным собственникам. Вот в чём секрет ненавистного отношения к социализму и особенно к тому периоду (сталинскому), когда борьба за социализм была наиболее упорной.

Не то же самое делал Сталин, создавая великую Россию? Он, как когда-то и Пётр Первый, сумел не только обеспечить победу страны социализма в тяжелейшей войне, но и  сумел восстановить её в короткие сроки после войны. Несмотря на тяжелейшие потери, острейшую социальную борьбу,  потребовавшие высочайшего напряжения всего народа. Как и в случае с Петром 1, мы должны оценивать конечный результат: стала ли Россия более могущественной, или нет? Ответ – несомненно стала.

Историческая логика, интуитивно понимаемая большинством российского народа, даёт нам однозначный ответ: и Пётр 1, и  Сталин – великие государственные деятели, достойные сыны своей Родины России. Однако ненавистники социализма ставят в вину Сталину даже оборону Ленинграда, обвиняя его в неоправданных жертвах.

Петербург своим великолепием просто поражает. Мне кажется, что в мире нет более красивого проспекта, чем Невский пр-т. Когда идёшь по нему, возникает то самое чувство сопричастности к истории великого государства, которым является Россия. Дворцы, храмы, музеи, мосты, скульптурные композиции и просто красивые здания, всё говорит об огромном таланте создавших всё это великолепие людей, о колоссальном труде, вложенном в этот город.

Полагаю, патриотические чувства должен испытывать любой русский человек, любуясь на всё это. 

Ведь, что такое патриотизм? Это определённое психологическое переживание, связанное с совершенно конкретными явлениями нашей жизни. Это не некое абстрактное чувство «ни о чём». Это всегда ощущение сопричастности  делам своей Родины, ощущение принадлежности к её историческому предназначению, сопереживание её победам и неудачам. Это ощущение справедливости твоей Родины по отношению к тебе и вообще к трудящемуся человеку, это справедливые законы и Человеческие отношения вокруг тебя. Патриотизм есть чувство гордости за то, что ты есть часть своей Родины.

Я, как и многие, стараясь «быть в курсе событий», слежу по инету за новостями. И вдруг, как раз в тот момент, когда я присел отдохнуть возле памятника Екатерине Великой, я прочитал сообщение на сайте РБК (СПб) о возможной продаже Елисеевского магазина на Невском проспекте. Как ножом резануло! Продаётся одно из самых красивейших,  шикарных, фундаментальных зданий Петербурга.

Давайте задумаемся, что происходит? Почему эти жадные буржуазные руки тянутся к самому красивому, самому ценному из того, что у нас есть? Почему в условиях обесценившегося рубля, когда нувориши разбогатели ровно вдвое, наши правители задумали приватизацию? В 90-е годы бывший советский народ «ограбили» посредством ваучерной приватизации, доведя промышленность до кризиса и скупив всё по дешевке. Сегодня история повторяется. Экономический кризис с последующей распродажей самого ценного и выгодного для последующей эксплуатации или перепродажи, когда экономическая конъюнктура изменится. 

Покупают самое ценное, приносящее наибольшую прибыль, самое выгодное, если рассматривать эту недвижимость хоть в какой-то перспективе. По сути, это образец всего того, что происходит сегодня в России. Мы получим кучу зелёных бумажек, судьба которых весьма призрачна и от нашей воли совершенно не зависит, которые, скорее всего, будут то ли разворованы, то ли пущены неизвестно куда.

Но мы потеряем самое главное: мы потеряем то, ради чего и создавалась и сберегалась эта красота. Мы потеряем достояние российского народа. Где депутаты? Где общественность?

И тут же, вся моя, налетевшая на меня национальная гордость, слетела мгновенно. Я представил себе возможное будущее этого здания. Человек, купивший его, умрёт, и на смену ему придут абсолютно неизвестные хозяева, возможно будут скандалы, связанные с дележом наследства, как это уже неоднократно было за последнее время, возможно наследники  продадут его каким-то иностранцам. И т.п.

Но и это не всё. Придя в гостиницу, я прочитал там же на сайте РБК (СПб), что и московский Елисеевский магазин собираются продавать. Оказывается, об этом написали Ведомости.

Вот так распродаётся Россия. Нувориши не стремятся взять кусок голой земли где-то вдали от Петербурга, на том же Дальнем Востоке, и построить на нём что-то стоящее  для народа российского. Приватизаторы, прикрываясь фразами о патриотизме, хапают самое выгодное и ценное, используя при этом свои административные (коррупционные?) возможности. Россию не надо покорять, не надо завоёвывать, её можно просто скупить по-дешёвке. Уже сегодня промышленность страны на  три четверти принадлежит иностранным фирмам.

«Дом над Невою купить бы я рад, да не захочет продать Ленинград» (Маршак). Так считали при социализме подлинные патриоты. Люди, отстоявшие этот город во время войны, погибшие за него, должны в гробу перевернуться от такой новости. 
Встаёт вопрос: о какой же национальной гордости может идти речь, если на глазах у всего народа идёт разграбление его достояния?

Патриотизм это гордость не только за прошлое своей страны, не только восторг по поводу её побед и сопереживание за её поражения и трагедии, но и предощущение достойного будущего, понимание того, что твоя Родина на правильном пути, что твои потомки будут жить лучше, справедливее, чем ты сам, что и их ждёт великое будущее. А что мы имеем? Какое будущее ждёт подавляющее большинство россиян? Финансовая кабала от грабительских банковских процентов? Труд «на дядю», не вовремя выплачивающего зарплату, но успешно скупающего елисеевские магазины?

Патриотизм это ощущение сопричастности, принятие всего окружающего как часть всеобщего, частицей которого ты и сам являешься, это любовь к народу, который тебя окружает и который  является основным движителем истории твоей Родины. Именно так формировался социалистический патриотизм, когда народу стала доступно всё то богатство, которое и было создано его руками. Но когда ты видишь, что всё, созданное руками многих поколений, твоими предками, присваивается отдельно взятым частником, неизвестно как заработавшим свои деньги, чувство гордости уступает место гневу, ощущению полной несправедливости.

Вот почему либералы ставят под сомнение героическую оборону Ленинграда, вот почему они стараются найти подвохи в любых героических начинаниях при социализме, вот почему они высмеивают поступок Павлика Морозова и очерняют героические подвиги Панфиловцев. Эти люди обладают своим пониманием патриотизма. Это так называемый буржуазный патриотизм, основанный не на любви к народу и желании работать для народа, а на любви к собственности, к тому, что может принести максимальную прибыль. Это космополитический, рафинированный патриотизм: где хорошо – там и Родина. Буржуазные патриоты рассматривают свою страну как вотчину, где при определённых условиях можно заполучить необходимые активы для дальнейшей их эксплуатации с целью извлечения прибыли.

Национально-буржуазный патриотизм сыграл свою положительную роль в развитии страны. Но после того, как человечество выяснило причину и суть буржуазной эксплуатации, не может быть и речи о другом пути, кроме как устранение частной собственности  и, соответственно, наёмного труда. Социалистический патриотизм пришёл на смену национально-буржуазному. Ценности всеобщего труда на всеобщее благо, созидание и сбережение для будущих поколений  легли в основу новых представлений о патриотизме.

Всеобщее дело на всеобщее благо, а не работа «на дядю», который, когда ему заблагорассудится, вышвырнет вас вон со своего предприятия. Социалистический патриотизм воплощался в трудовых и боевых подвигах людей, в их самоотверженном труде. Вот почему, либералы высмеивают стахановское движение и всё, что связано с передовой работой при социализме. Единство народа, борющегося за свои права и должно породить сегодня подлинный патриотизм, который  и заключается в том, чтобы отстаивать интересы трудящихся, бороться против несправедливого распределения национального продукта, против социальной несправедливости вообще.

А это означает – максимально ограничивать частную собственность и связанную с  ней систему финансовых отношений. Это не означает немедленное ограничение прав собственности. Но это означает, что общество должно сделать всё возможное, чтобы поставить частную собственность на службу всего народа. Нельзя давать ей разрастаться под надуманными предлогами неэффективности государственной собственности. Нельзя идти на поводу собственников, международный капитал которых позволит легко скупить всю Россию. Была бы лишь возможность.

«Мы будем идти вместе, уверенно и только вперёд», - так сказал В.Путин по ТВ в маленьком ролике. Но хочется задать ему вопросы: куда мы должны идти вместе, - дальше по пути капитализма? Что значит «вперёд», означает ли это дальнейшую приватизацию и продажу оставшейся собственности? Идти вместе с кем, с березовскими, отнявшими у нас промышленность и живущими за границей? Идти вместе с людьми, постоянно увеличивающими налоги и придумывающими всяческие поборы для сохранения своей высокой зарплаты и расходов на ВПК? 

Что впереди ждёт Россию? Буржуазное будущее, определяемое, по-прежнему, монополиями, дальнейшая распродажа страны? Наши дети тоже пойдут вместе с детьми березовских?  Вопросы, вопросы… Тут уж не до патриотизма!