Гусь-просветитель

Тамирлан Бадалов
Так уж сложилось, так  изначально повелось, и никто этого не оспаривает,  -  самым умным на нашем скотном и птичьем  дворе считается Гусь.
Вот считается и всё: умнее кур и петуха, коров и телят, даже баранов, не говоря уже о самодовольном и блеющем по пустякам  козле.
Хряк вроде бы не глупее, может, даже  поумнее будет, но  слишком уж  пышен в боках, приземист и неказист. Как сейчас говорят, - некрезента... непрезента... О, Господи, - и не выговоришь.   Одним словом -  не фотогеничен. С какой стороны ни глянь на него, а всё одно - вечно  замызганный  пятак, выцветшие ресницы и вздёрнутый закольцованный хвостик. Ещё и неприкрытый зад, демонстрирующий  неприглядность.  Породой хряк явно не вышел.  А сейчас время такое,  без фоток типа Селфи в Instagram  или аватарки в Фейсбуке - ну,  никак не получается стать  известным.
Напротив, у Гуся  и осанка лебединая, и походка царская, и срам пером прикрыт. Между прочим, перо у него не какое-нибудь там куриное -  гусиное! Вдобавок ко всему, длинная, изящно  изогнутая шея завершается гордо посаженной головой. Головка  хоть и маленькая, но очень умная. Очень... Одним словом, вылитый лебедь, только прирученный, одомашненный.
Гусь наш был необыкновенно зорким:  всё видел,  всё подмечал, знал много разных историй  про всех  обитателей двора. Как настоящий профессор, был напичкан знаниями и умел об этом красиво сказать. Вот почему к нему  за мудрым советом ходили  не только  наши,  дворовые, но и чужие со всей округи.
Слава о небывало мудром Гусе распространилась далеко. Молва утверждала, что он большой самобытный философ, наполнен глубокими знаниями, разными мыслями, умеет громко гоготать, морально устойчив и в связях с сомнительными обитателями двора не замечен. Но с глупыми вопросами к нему лучше не соваться, он это не любил.
Пернатый наш знал, что произносит только умные слова. Ему об этом мать его выводка, упитанная наша гусыня,  постоянно по утрам твердила.
- Господи, до чего же ты умный, - говорила она с придыханием, едва  проснувшись - ну прям, профессор и только...
Поэтому по двору профессор ходил с высоко поднятым клювом:  был насуплен и серьёзен, приглажен и важен, никаких  вольностей себе не позволял. Улыбался он редко, считая улыбку уделом бездельников и лоботрясов, не задумывающихся о  несовершенствах мира.
Но самое большое счастье Гусь испытывал  в вечерние  сумерки, когда вечер только-только  подступал,  первые росинки едва появлялись на траве и на землю опускалась прохлада. В это благостное тихое время наступал его звёздный час. Он собирал вокруг себя обитателей фермы  и добровольных пришельцев: немножко пыхтел, немножко раздувался и чувствовал себя необыкновенно одухотворённым. 
Для солидности надевал очки, ну, может быть, не совсем очки, но расширял зрачки, от чего они становились круглыми, похожими на очки.  И начинал громко гоготать по-профессорски. Учил,  как правильно надо жить. Уверял, что быть совестливыми и правдивыми - это хорошо, а быть воришкой и лгуном -  это очень плохо. Добро, утверждал гусь, лучше, чем зло, а свобода - лучше, чем несвобода.
- Но самое важное, дети мои, - в этот момент профессор, закатив глаза к небу, глубоко вдохнул, взял долгую паузу, ожидая притока свежей крови в головной мозг,  наконец,  дождавшись наполнения капилляров, на выдохе проникновенно произнёс, - никогда не следует  нарушать заповедей предков.
Говорил он  правильно, а все пернатые и мохнатые, притихнув,   внимали мудрым назиданиям. Не всегда понимая, о чём высокая речь, но всегда благоговейно, преодолевая сгущающуюся темноту, свою зевоту и немоту в суставах. А всё потому, что правильно воспитаны. Родители им с малолетства внушали, -  послушание  самая большая добродетель на этом свете. Прислушивайтесь к старшим, почаще кивайте и  жизнь сама наладится.
Так с пользой для себя, молодёжь коротала вечера, а мудрая лекция заменяла им  колыбельную...
Жил скотный двор неторопливо,  по заведённым хозяевами правилам, размеренно отщёлкивая будни, пока однажды, утёнок, не зная, что глупых вопросов умным  задавать нельзя, решил выяснить - что тяжелее, килограмм пшена или утиного пуха?
Мудрому Гусю было совершенно ясно, что зерно тяжелей пуха, но на глупые вопросы он никогда не отвечал.
- А где твоё "Здравствуйте", - загоготал возмущённый Гусь, - научись сначала вежливости и почтительности, а уж потом задавай вопросы. И вообще, не морочь мне голову...  Когда научишься задавать умные вопросы, тогда и спросишь.
 Странно, - подумал утёнок, - а если бы я не забыл про "здрасьте", тогда бы  мой вопрос стал  умней?..   Но вслух этого не произнёс, дабы не раздражать знаменитого соседа.
На следующий день, не зная о вчерашнем жутком происшествии, к Гусю подошёл цыплёнок. Он тоже не догадывался, что глупых вопросов задавать нельзя, а умных у него никогда не было.
- Скажите, по... по...жалуйста, уважаемый Гусь, - пропищал цыплёнок, заикаясь от волнения, - почему днём светло и небо голубое, а ночью темно и небо чёрное-чёрное?
Ну, скажите на милость, не глупый  ли вопрос? Конечно же, глупый. Наш мудрый философ  так и воспринял его, хотя, откровенно говоря, знал ответ только на первую часть вопроса - почему небо днём голубое. А вот куда девается солнце после заката и почему ночью становится темно, хотя луна светит, - не знал. Но промолчать или признаться в незнании  было бы совсем уж  не по-нашему.
-  Днём светло от того, что днём небо днюет - сказал Гусь, не привыкший утаивать свои мысли.
- А ночью темно,  потому что небо спит. Когда ты спишь, тебе ведь  темно... Вот и небу темно. И впредь  не задавай мне дурацких вопросов.
- Надо же, а действительно, как это я сам не догадался, - засмущался вежливый  цыплёнок.
- Ох уж эта беззаботная  молодёжь, - подумал  Гусь, утирая пот с очень покатого  лба, - весь день слоняются по двору без дела, книжек не читают и  других сбивают.  К тому же бесцеремонны,  не чтят взрослых и   умных вопросов  не задают,   может, и вовсе не  знают. Вот, к примеру, Гусыня моя каждый вечер, затаив дыхание, слушает и молчит. Молчит и внемлет. Слова лишнего не вставит. А всё потому,  что уважает мудрость...
А как приготовится  ко сну отойти, обязательно что-нибудь веское и приятное изречёт.
- Свет очей наших,  какой же Вы умный,  мудрый и справедливый. О чём Вас ни спросишь, на всё у вас готовые и правильные ответы. Как же нам повезло с Вами...
Гусь очень уважал гусыню за её искренность. Она никогда не перечила ему, со всем соглашалась, задавала  правильные вопросы и сама же правильно на них отвечала.