Невский проспект

Елена Самсонова
Полина торопливо идет по тенистой стороне Невского проспекта, пару быстрых и легких шагов – и она уже на противоположной его стороне, и в глаза ей слепит утреннее и обещающее скоро быть жгучим июльское солнце.

«Куда я так лечу?» - подумала она и, отдышавшись немного, замедлила шаги. Часы блеснули на солнце, и от этого яркого света Полина сразу не разглядела, где находилась сейчас минутная стрелка. Смутное чувство тревоги внезапно охватило ее с головы до ног и заставило задрожать пальцы, которые принялись поспешно искать сигареты в бездонной сумочке. Тонкие струйки влаги скатились по разгоряченной спине и мгновенно обожгли ледяным холодом. Полина сделала несколько шагов и попыталась заставить себя успокоиться. Это лихорадочное состояние было для нее привычным делом, когда она ждала встречи с ним. И каждый раз перед их встречей она не могла совладать с собой, и чувствовала себя, как маленькая потерявшаяся девочка в огромном и равнодушном к ней мире.

Вот и сейчас она с тоской огляделась вокруг себя. Город давно шумел и гудел всевозможными звуками будничного утра: машины мчались по уже разгоряченному асфальту, лишь послушно останавливаясь на светофорах и, урча, снова уносились вперед, бойкие разносчики рекламы норовили засунуть в руки разноцветные листовки, двери кофеен то и дело призывно открывались, распространяя далеко вокруг себя крепкий аромат утреннего кофе…


«Город-сказка, город-мечта
Попадая в его сети, пропадаешь навсегда
Глотая воздух, простуды сквозняков
С запахом бензина и дорогих духов...»1,-

грустно пропела про себя вспомнившиеся вдруг строчки из известной песенки Полина. Когда-то давно она, наверное, лет пятнадцать назад, распевала ее с компанией своих однокурсников, но совсем в другом, феерическом настроении…

Внезапное чувство одиночества и тоски не проходило и только усиливалось при взгляде на спешащих мимо нее людей.

«Куда они все так спешат? Так уверенно идут в выбранном для себя направлении: одни в одну сторону, другие – в противоположную, так важно при этом размахивая своими сумками и портфелями? Они, наверное, знают в чем смысл жизни. Конечно, знают. Стоит посмотреть только на выражение их лиц: серьезное и сосредоточенное. Должно быть, они счастливы и им совсем не знакомо это опустошающее чувство потерянности и ненужности».

На Полину смотрела сверху улыбающаяся Констанция.2 Она доброжелательно приглашала всех на свой антрепризный спектакль «Пижама на шестерых». «Должно быть, веселый», - думала Полина, рассеянно разглядывая афишу. – «Нет, не пойду, не хочется идти».

Полина повернула голову и вдруг увидела его. Он приближался к ней, и с каждым его шагом она почти физически чувствовала, как ее тело выпрямляется, подтягивается, делается все воздушнее и воздушнее, и вот она уже готова взлететь сейчас и парить над этими скучными и серыми людьми, и даже Констанция завистливо посмотрит ей вслед, щурясь от ярких лучей на синем горизонте…

Все звуки вдруг оборвались, запахи перестали возбуждать, а Невский проспект стал казаться безлюдным. В глубокой тишине раздавались только его шаги. И маятник настроения от грусти и тоски резко качнулся к безудержной радости.

А дальше все как один миг, или вечность, эти их встречи на Невском проспекте. Задумчивая, вся наполненная внутренним светом, Полина идет обратно уже не спеша, не замечая прохожих. Солнце торжествует в зените, оно ласкает Полинины волосы, ярко струится по трамвайным рельсам, отблескивает в вывесках и витринах. В такие минуты о счастье и смысле жизни очень тяжело рассуждать. Да и нужно ли?


1 – Песня «Город-сказка», слова и музыка В. Петкуна, группа «Танцы Минус»
2 – Российская актриса театра и кино И. Алферова