Энциклопедия жизни маленькой девочки. Часть YII

Людмила Гулькина
                Страна пионерия
   
                Быть вожатым -
                Значит,  вести за      собой!


Горком комсомола предложил молодым  активистам  идти работать в школы  старшими пионерскими  вожатыми, обещая, что педагогический стаж будет засчитываться. Это стало для нас  возможностью  перевестись в городскую  школу.
Мне выделили маленькую пионерскую  комнатку. Здесь я оформила стенд с пионерской атрибутикой: горны, барабаны, отрядные флажки и знамя Дружины.  Кроме вожатской работы, я вела ещё уроки русского языка. Мой рабочий день начинался с утренней линейки. Главным элементом моей одежды был красный галстук на груди.
Обязанностей у старшего вожатого оказалось больше, чем я себе представляла. Мероприятия проводились исключительно во внеурочное время. Надо было с чего-то начинать. Во-первых, я собрала Совет Дружины, на котором присутствовали все председатели отрядов. Прослушали отчёт за прошлый год, наметили планы на новый учебный год.  Хоть комнатка была и маленькая, ребята с удовольствием проводили здесь свой досуг: приходили на переменах поиграть в шахматы, в шашки, любили порисовать. Здесь же мы разучивали песни, ставили сценки, выпускали стенгазеты, готовились к торжественным линейкам. Вновь образованные отряды выбирали имя героя, за которое должны были бороться. Для этого они брали обязательства: собрать металлолом, оказать помощь больным старикам, провести субботники, подготовить для подшефного садика концерт. А самое главное обязательство -  учиться без двоек. Чтобы добиться хороших результатов, отличники брали шефство над  слабоуспевающими  одноклассниками. Каждый член отряда знал, что он никогда не должен обижать  младших и уважительно относиться к старшим.  Раз в неделю у старших пионерских  вожатых в методкабинете,  при Доме пионеров, проходили семинары.
Стремление быть впереди давало  хорошие результаты в соревнованиях между отрядами и городскими дружинами.
  Ребята с энтузиазмом готовились к военно-спортивной игре «Зарница».  Подбирали девиз, сочиняли речёвки, разучивали  песни, выполняли военные  команды, учились шагать. Знаки отличия готовили своими руками. «Зарница» проводилась в Воинской части, которая располагалась в одном из районов города. Ребята стреляли по мишеням из настоящих винтовок под присмотром военного инструктора. Награждали победителей там же, в военном городке. Получить призы из рук подполковника считалось большой честью. На сборы приглашались ветераны войны, воины-интернационалисты, а так же интересные люди.
 Особенно дети любили выезжать на туристический слёт, который проводился в горах. Учились ставить палатки, готовить пищу  на открытом огне, ходить по азимуту с компасом, вечерами любили петь у костра, танцевать. Палатки ставились в линеечку.  По утрам, когда все уходили на задания, проверялась чистота и порядок в палатках и вокруг них. За всё ставились баллы, в конце слёта  вручались награды. 
  В школьных ячейках было полное самоуправление. Лучшие пионеры принимали малышей в октябрята. Пристёгивали звёздочки к груди и дарили памятные книжки.
Приём достойных ребят в пионеры проходил в знаменательные праздники  у «Вечного огня» или у памятника Ленину. Ребят строили  в линеечку, на вытянутой руке каждого висел красный галстук. Они произносили торжественное обещание:
  -Я,  (фамилия,имя), вступая в ряды Всесоюзной Пионерской Организации имени Владимира Ильича Ленина,  перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия , всегда выполнять законы пионеров Советского Союза.
После  произнесения  клятвы ребятам повязывались галстуки, и на клич: «Юные пионеры,  в борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будьте готовы!» слышалось громогласное: «Всегда готовы!». Теперь каждый из них чувствовал, что он в ответе за себя и за свою страну. Прошло много лет и всякий раз ловлю себя на мысли, что наше поколение всё-таки прошло  хорошую жизненную  школу.
Теперь это уже история.

                Не стоять на месте…

Шли годы, оставаться на достигнутом мне не хотелось. Я решила продолжать учиться. Мы с одной из вожатых наметили поступать в Душанбинский педагогический институт на отделение педагогики и психологии. Устроившись на квартиру, стали готовиться к вступительным экзаменам.
 С нами в одной комнате поселилась молодая мама с грудным ребёнком, который каждую ночь плакал. Подготовки никакой не получилось, и на первом же экзамене мы «срезались». Это была моя первая попытка.
 Теперь я уже поставила перед собой цель - обязательно получить высшее образование. Весь следующий год серьёзно готовилась и летом поехала поступать в пединститут, на факультет русского языка и литературы. Устроилась в общежитие, где познакомилась с будущими однокурсниками. Многие из них приехали из разных республик: Молдавии, Грузии, Украины. Готовились все серьёзно, поэтому успешно сдали вступительные экзамены и были зачислены в институт на первый курс. Началась установочная сессия.
 Наша группа оказалась весёлой и творческой. Куратор обратился к нам с предложением подготовить концерт своими силами -   в институте была  такая традиция. Мы с воодушевлением отозвались на его предложение. Вечерами собирались, репетировали.С нами на курсе учился парень, который служил в местной военной части. Костя аккомпанировал на  фортепьяно,  я пела, девочки танцевали. Кроме этого, мы поставили сценку  «Прощание Одиссея с женой», в которой исполняли песню, начинающуюся словами: «Ты куда, Одиссей, от жены, от детей…», причём, в нашей интерпретации -  у  Одиссея  было много жён, которых изображали все девочки нашей группы. Концерт проходил в Городском  Парке культуры.  Я  исполнила две песни из репертуара Софии Ротару: «Балладу о сыне» и «Лебединую верность». Меня  проводили  как настоящую звезду. Концерт прошёл успешно. Вспоминается один эпизод. Утром, после этого концерта, я пошла, как в народе говорят – «До ветру». Все удобства для студентов находились  во дворе. Пока я стояла в очереди, услышала разговор между двумя студентками:
- Тебе понравился концерт?
- Да, особенно девушка, которая пела, как настоящая София Ротару.
Было приятно слышать, значит, я не подвела. Через день принесли местную газету,  в которой рассказывалось о нашем концерте и размещены фотографии, на одной из которых я узнала себя в момент исполнения песни. Оказывается, автор статьи - Володя Исаев, который  учился на нашем курсе и был корреспондентом местной газеты.
Этот концерт, в какой-то степени, сделал нас популярными. Наступило время сдачи первых экзаменов. В этот день мы сдавали Древнюю литературу. Вхожу, трясясь, в аудиторию с зачётной книжкой в руках. Преподаватель сидит за столом, перед ней лежат билеты. Я положила зачётку на стол и уже хотела взять билет. Тут она,  прочитав  в зачётке мою фамилию,  подняла на меня глаза и, к моему удивлению, заговорила быстро и эмоционально: « Я в восторге от вашего выступления! Так передать содержание песни!  Какой талант! Вы заслуживаете оценку «отлично»». Не успев отойти от шока, я вышла из кабинета.
 Только теперь я поняла, что мне просто повезло. На все остальные экзамены это не распространялось.
 Если честно, мне всегда нравилось познавать что-то новое, неизведанное, поэтому я любила учиться. Учиться приходилось заочно, так как надо было зарабатывать деньги на жизнь.
Но ни  единым хлебом сыт человек…
(Продолжение следует)Перейти на http://www.proza.ru/2016/04/20/683