Город, на карте, которого нет

Ольга Верещагина
К дню Победы.  Посвящаю моим близким и родным людям , пережившим Сталинградскую битву.

Жизнь у каждого складывается  по - разному.    Один человек родился в одном  месте,  всю  жизнь там живет со  своими родными и близкими людьми, создает свою  семью,  растит детей, нянчит внуков,  даже не задумываясь над тем, как это место называется. Главное, что это  место существует, и это – есть его  малая родина.
Другой  человек  всю  свою  жизнь кочует по  стране. А порой и по  всему  миру, но  всю  свою  жизнь  вспоминает  то,  место где  родился и  провел  своё детство,  и краше  этого  места нет на  всем белом  свете. А третьему – всё  равно,  где  жить, лишь бы  ему  было  сухо  и комфортно, а остальное  не важно.


Что интересно,  что все правы  и одновременно  не правы, а почему,  я  не знаю,  наверно  у  каждого  своя,  правда…


Вы  спросите, почему  я  это всё  пишу?  Мол, у каждого  есть на этот счет  своё  мнение,  а  своя рубашка  ближе к  телу.


И вы тоже в чём – то правы,  а в  чём – то ошибаетесь, вот только в чём?  Знал бы,  где упасть – соломку постелил,  да  не угадаешь.


Я  напишу  откровенно, но на сколько не знаю. Скорее всего, просто хочу рассказать свою историю, поделиться  своими мыслями, поскольку  не могу молчать.  Эти воспоминания  не  дают мне покоя.


Вы скажите, вам бы  только писать,  больше делать не  чего, займитесь делом,  и  тревожные  мысли уйдут,  но они не уходят.  Люди уходят,  близкие  и не очень,  меняются поколения,  а память требует  - расскажи,  чтобы помнили.


Думаю, вы правы, но рано  или поздно  все мы, и я в т.ч.  возвращаемся в прошлое по тем или иным поводам и причинам, и хотим понять,  что для нас  значит слово – Родина. Ностальгия  по - прошлому,  или дорога в детство? Гордость или досада, за то место, где родился?  Что такое  само значение для Вас – РОДИНА?  Меня  это  волнует,  и я хочу  вынести на Ваш  суд  мое повествование.  Я ни кого не хочу  обидеть,  и не обвинить,  я просто хочу поделиться  своими мыслями,  которые мне не дают покоя. Взамен я  жду Ваши отклики и свои истории.


Когда  меня  спрашивают, где я родилась,  я  всегда отвечаю  в Сталинграде, хотя такого названия  на нашей  географической карте нет. В моем свидетельстве о рождении в графе место рождение значится – Сталинград,  я это  старое  свидетельство берегу, как реликвию.


Ныне – это город Волгоград.  Мне кажется,  Волгоградом может  называться любой город,  расположенный на реке Волга, а Сталинград  должен быть городом – героем СТАЛИНГРАДОМ. Я не буду  вдаваться в подробности, почему, так случилось,  что  в угоду группе людей,  озабоченной  своими амбициями и неуверенностью в будущем, напуганными культом всего одного человека, город с мировой славой был стерт с географической карты нашей Родины и мира. Для  чего?  Чтобы скорее забыли?


Но,  это  всего лишь   риторика, и я хочу написать  о   другом…


Я не хочу писать о том, как Царицын  стал – Сталинградом, а потом Волгоградом, об этом все  знают,  я хочу написать о том,  как некие экскурсоводы или как их называют сейчас в турбизнесе  «кукловоды»  используя  нашу  историю, торгуют ей в угоду золотого тельца.


Случилось это в  июле 2014года.  Я решила отдохнуть на теплоходе,  спуститься по Волге  из Нижнего Новгорода  до Астрахани и обратно. Вспомнить молодость и полюбоваться  речными просторами,  красивыми  берегами и нежными  изумительными закатами, а заодно  и навестить  родные могилы  в городе Волгограде, городе  моего детства. Я родилась и выросла  на Волге,  а живу  на  Вятке,  и всегда  меня  тянет в родные края,  ближе к солнышку.


Поездка  была на редкость удачная.  Погода  стояла  приятная.  Днём  солнце, а по вечерам  красивые волжские закаты  сочетались  с приятной  прохладой, исходившей  от воды.  Приволжские города  и экскурсии не преставали нас удивлять и развлекать. Зеленые стоянки – баловали  песчаными пляжами  и прогулками.  Отдых  удался, если не  считать одной экскурсии, которая  до  сих пор не выходит из головы,  хотя и экскурсовод  по - своему в  чем- то прав…



И вот, рано утром, нас разбудил  гудок нашего теплохода,  мы  вплывали в акваторию   речного  порта города Волгограда. Экскурсовод  рассказывал  из  радиорубки  о городе и  Сталинградской   битве, звучала  запись  голоса Левитана,  и звуки боя.  Все мы  собрались на палубе  и приготовились  выйти на экскурсии.  Над зданием порта  было  выстроено название  город –  ВОЛГОГРАД.


Раньше  я  не  замечала и не задумывалась над этим, почему именно  Волгограду  присвоили звание города – героя.   Все мы  знали,  что его просто переименовали,   и награды  передались  по наследству  от Сталинграда.  Это было  раньше,  а сейчас  это больно  резануло  меня,  не потому,  что город  не виноват,  что  сменили имя,  а потому,  что просто  было горько и досадно,  и в груди зародился  ком из обиды злости,  за  нас.  Мы, великая  страна.  Смогли разбить  фашизм  на его территории, а не  смогли отстоять и сохранить название символа  нашей  Победы, просто название города  СТАЛИНГРАД.   Да,  и это  уже и не важно,  почему  его тогда, так назвали,  важно другое -  здесь мы  победили и отсюда  пошли громить врага, и этот город стал символом Победы  для  всего мира, а его самого развенчали,  только вот в угоду  чему?  Не знаю,  а может,  и знаю,  да и не в этом дело…  А почему я это пишу?  А вот почему….

Моя  жизнь сложилась непросто.  Я выросла, и уехали из города  учиться, потом  волею  судьбы поменяла  несколько городов и мест проживания, но  меня  всегда  тянуло сюда,  в город моего детства.Так случилось, что я выбрала время и решилась навестить мой любимый город, а заодно  и могилы близких мне людей, в моей памяти все время всплывали слова Елен, о том, как она гордится моим любимым Сталинградом.


А случилось вот, что. Работа,   семья,  дети,  а потом внуки, суета -  сует  увлекла и не заметила, как я вышла на пенсию,  только тогда смогла позволить себе заказать круиз по Средиземному   морю вокруг Европы.Я об этом давно мечтала.


 -  Всё, хватит,  пора и отдохнуть -  сказала сама себе и купила  билет на круиз  на лайнере  вокруг  Европы.


Не буду рассказывать обо всех тонкостях,  приключениях и какие страны посетили, ни к чему  здесь реклама,  расскажу об одной экскурсии в город Париж.
Когда мы  садились в экскурсионный  автобус,  чтобы ехать на экскурсию в Париж,  нас  встречала удивительная,  маленькая и седенькая,  одетая  в  облегающие  черные брючки и  белую, с кружевным воротником, и вышитыми вензелями  на манжетах,  сорочку.  Мне, так и не удалось их прочесть,  так затейлив был рисунок.


-  Здравствуйте,  дорогие соотечественники.  Какое  счастье,  что  Вы приехали,  а  для  меня  большая  честь провести для Вас экскурсию  Меня  зовут Элен,   по - русски  -   Елена.


Она говорила на чистом литературном  русском,  не торопясь  и каким - то  благоговением,  смакую каждое  произнесенное  слово.


- Я вам по дороге расскажу  о  Франции   и  ее  предместьях,  проведу экскурсии по Парижу,  мы  с Вами посидим в кафе  на берегу Сены  и, если останется время,  прогуляемся по старому Парижу. Рассаживайтесь   по удобнее,  включайте наушник  и мы  отправляемся. 


На протяжении всех 10  часов,  что длилась наша поездка,  она  говорила  не  умолкая,  читала  стихи Есенина,  Евтушенко,  Ахматову,  Пастернака  и  выдержки из Бунина. 


Мы  не заметили, как пролетели почти все 10  часов. 


-  Дорогие  мои,  соотечественники.  Спасибо, за  такую  прекрасную  возможность просто поговорить с Вами на русском языке. Спасибо за внимание ко  мне  и моим знаниям,  а сейчас пока мы  возвращаемся в порт, я прошу Вас, расскажите  мне, а я запишу ваш рассказ на диктофон,  кто вы и из какого города, а потом,  в  длинные   зимние вечера  буду  слушать  русскую речь,  смотреть фото  и вспоминать Вас.  Русские экскурсии случаются редко, и мне очень повезло  сегодня,  я встретила Вас - попросила  Елена.


  Элен  встала и подошла почти к каждому.  Все  по - немного  наговорили на  диктофон о  себе  и своем городе. Я сидела почти в конце  автобуса   болела нога,  и я  расположилась  на двух местах сразу,  примостив, болевшую  ногу.
Елена подошла ко  мне и спросила:


- Как ваша нога?  Болит?  Я видела,  Вы прихрамывали,  но  не отстали.  Спасибо Вам.  Расскажите о  себе.  Мне очень интересно  знать,  как Вас зовут и откуда Вы приехали.


- Спасибо, Елена.  Экскурсия  была  замечательная!! Мне очень понравилась.  Выберу  время  в октябре,  приеду  на  молодое   Божеле.   Прогуляюсь по паркам,   в пору золотой осени. Наверно это красиво.

 
- Да, это красивый праздник.  Как Ваше имя?- спросила меня  она.


-  Меня  зовут Ольга,  Я родилась в Сталинграде…-  только и успела я  сказать…


-  О,   да  что Вы говорите?!  В нашем автобусе  едет уроженка Сталинграда.  Если бы я  знала.  Я бы провезла Вас другой дорогой и показала улицы и мосты и предместья с названием Сталинград, у нас  их около 40 названий. Сталинград - для нас  значит -  Победа  и Мир.


Елена волновалась,  время  летело неумолимо быстро, а ей хотелось рассказать о  французском сопротивлении и об участие русских  в нем.


Автобус тихо подъехал к трапу лайнера, а мы  все  сидели и заворожено  слушали  Елен.


- Водитель тихо подошел и что- то ей сказал, а она  вдруг  посмотрела на нас и сказала:


- Спасибо,  я  счастлива,  что была с Вами, а сейчас бегом на лайнер, он  ждет только  Вас! 


Мы поблагодарили ее и побежали на лайнер, который сразу  отчалил, как мы  ступили на его борт. Я вышла на палубу и увидела, как маленькая русская  женщина  стоит и смотрит вслед нашему лайнеру. 


Вот,  о какой экскурсии мне напомнила эта надпись на парапете речного порта.
Я  сошла с трапа и  пошла,  искать автобус  с экскурсией, отправляющейся через весь город  в  Заканальный  район Волгограда  на Волго  –  Донской канал им.В.И Ленина.


Я выбрала эту экскурсию намеренно, поскольку  она проходит через весь город,  я  могла посмотреть город и  навестить  могилы дорогих  мне  людей, и обратно вернуться  с этим же автобусом,  возвращающимся  с экскурсии.
Я нашла автобус,  вошла,  села и только тогда оглядевшись, поняла,  что в автобусе человек 40 немцев и  еще несколько словак,  голландцев и трое нас  русских.


- Ну,  что все  собрались? Спросила на русском   экскурсовод? Сейчас посчитаю Вас. 


Она прошлась по автобусу, посчитала нас и сказала:


-  Всем надеть наушники, нажать на тот язык, который вы знаете и на котором хотите  слушать экскурсию. Наушники не снимать, даже если  выходите  для  селфи. Я  сейчас пройду  по  рядам  и проверю у всех ли  слышно?  Ну, вот, все собрались, и наушниками разобрались,  теперь  поехали…


Мне не привыкать ездить на экскурсии с иностранцами. Я надела наушники,  нажала – русский  и стала  смотреть, как изменился  город.


Я очень удивилась, когда сняв наушники,  услышала, как  экскурсовод, на чисто немецком языке рассказывает  немцам, не  о   маршале  Рокосовском и проспекте в честь него названном, а  том,  где были позиции немцев и где ближе всего они  подошли к Волге.  Сколько и в каком месте  погибло  и похоронено  немецких  солдат и офицеров.  Словаки и голландцы вопросительно поглядывали на нас и на немцев.  Немцы  сидели без наушников, вели себя  победителями мира  и  задавали вопросы  спокойно и уверенно.  Я надела наушники и стала  слушать перевод.
Меня  возмущала такая экскурсия, в которой  почти ни слова  не  сказано   о героизме русского солдата  и города.


Тем временем мы  подъехали к одной  из  площадок, где на постаменте  стояла русская Т34.


- Внимание.  Ахтунг! Ахтунг!  Сейчас будет  остановка на селфи.  В Волгограде  рубеж,  обороны и фронтов отмечены постаментами с техникой, в частности  русскими танкам.  Танки сюда привозили  со  всего фронта на ремонт и восстановление на  тракторный завод,  который проработал всю войну,  и вот неликвидные  танки поставили на постаменты,  чтобы обозначить линию фронта. Сейчас вы выйдите и сфотографируйтесь  с русским танком. Это рубеж, до которого дошли Ваши деды. Все слышали?- спросила экскурсовод.


-  Яволь,  Яволь... -  вскричали немцы и высыпали на площадку возле танка.
Мы  не  стали выходить.  Было грустно  и странно,  почему  экскурсовод  проводит  только тематическую  экскурсию для  немцев.  Почему  не говорит о подвигах русских  солдат?  Здесь земля  вся изрешечена и выжжена дотла, даже есть места, где вообще  зелень  не растет.


Пока я возмущалась про себя,  вслух  не дало воспитание  и  гостеприимство,  все - таки -    я  же русская,  и они у нас в гостях.


 Да и что бы это изменило?  Ничего… Я ведь, как человек третьего сорта вынуждена  слушать в  своей  стране  экскурсовода   через   переводчик.

Немцы,  просто  резвились у  русского танка. Залазили на него,  приделывали немецкие флажки и снимали,  снимали,  снимали…  Сложилось впечатление,  что наш  танк попал  в  плен.  Мне  его было жалко.  Терпеть такое унижение сейчас, когда почти 70 лет прошло с тех пор,  как он тут  стоит  на посту.


-  Ахтунг…  Ахтунг… Внимание…  Внимание… - перевел  мне переводчик.


-  Щнеля… Шнеля...  Экскурсия продолжается… Мы едем,  дальше.

 
Немцы,   не  спеша,   сели,  и автобус  поехал  дальше.


- Ну,  что получилось селфи с русским танком?  Замечательно.  А  теперь я расскажу Вам о конечной цели нашей  экскурсии  – продолжила экскурсовод.
А я  сидела и думала,  что никогда  не думала,  что вот так встретит меня  мой город.


-  И так,  конечно  целью  нашей экскурсии  является местечко  Сарепта. Самое первое упоминание о Сарепте  примерно 1708-11 года. Это Петровская эпоха. Было  на то дозволение  иноверцам,  иностранным купцам и ремесленникам  селиться на  пустующих землях  и обрабатывать их. Немецкие купцы и ремесленники  прибыли сюда  в нижнюю Волгу,  притащили  свои  боты волоком, примерно там  где, был волок, самый короткий путь из Дона в Волгу. Донские казаки – разбойники  так и попадали в Волгу. Корабли и барки волокли на волокушах,  специально  сделанные для  этого.  И так  немецкие купцы  облюбовали  это местечко  и назвали  его  Сарепта.  Вот с этого поселения и начал  строиться  и разрастаться  город.  Основателями города были обрусевшие немцы. Немцы построили  кирху  и маленьких масличный заводик по ручному отжиму горчичного масла, только здесь в этом сухом жарком климате растет горчица, которая используется  для отжима масла. И сейчас все знают  эксклюзивное  горчичное  масло «Сарепта».   Намного позже по велению Екатерины,  казаки  перекрыли путь разбойникам в Волгу  и отбили у немцев слободу  Сарепту.  Поставили в память об этом свой казачий храм. Храм и сейчас стоит, красуется  над  уютной  бухтой  волжской протоки,  а   поволжские немцы до сих пор живут в этой  слободе. Во время войны  слобода Сарепта  чудом избежала разрушения,  и мы в этом убедимся. Посетим храмы,  и проведем экскурсию по заводику,  проведем дегустацию  масла,  и желающие купят  сувениры.  У поволжских немцев, основавших город -   свой особый уклад  жизни,  свои обычаи.  А  сейчас мы  скоро остановимся на траурную минутку,  затеем,  я расскажу  еще немного об этом укреп районе,  и  мы поедем на Волго - Донской канал.  Посмотрим, как работают шлюзы,  как идут  теплоходы и баржи  из Дона в Волгу  и обратно, а затем  Сарепта.  И так  едем дальше.


Я  слушала перевод и ушам  своим не верила. Что это?  Почему все, так просто?  Можно приврать, переписать и просто  придумать  и все ради золотого тельца.


Автобус качнулся и остановился.


-  Ахтунг… Ахтунг… Внимание. Минуточку  внимания.  Сейчас  мы остановились в местечке, название которого Вторсырье сейчас, а во время войны,  здесь  были склады горючего, и при  наступлении русские  их взорвали. Погибло очень много немецких  солдат и офицеров.  Там на горе есть братское кладбище.  Туда  местные  свозили  убитых немецких солдат  и хоронили в овраге.  У нас нет времени проехать туда на братскую могилу, поэтому я предлагаю  здесь выйти и почтить память павших. Экскурсовод  говорила  неправду,  там нет ни каких  немецких  захоронений,  да  ей  было  это  все  равно…    Может,  она  не знала и не хотела  знать,  что  я  местная и все знаю, да и ей было наплевать на нас троих русских,  случайно попавших на эту экскурсию.


Немцы скорбно стояли на обочине дороги,  сняв  свои бейсболки,  внимательно  смотрели в камышовые заросли и представляли, как их  деды  и отцы погибали  здесь. 


Постояв минут 10  и сделав  селфи,  немцы  хмурые стали проходить в автобус.  Они прятали  свою ненависть в глазах, надвинув козырьки на глаза.  В автобусе воцарилась гробовая тишина.


Не выразить словами мои чувства и тех, кто остался в автобусе.

Хотелось кричать,  плакать,  доказывать, что мы их  сюда  не звали. Они сами дошли сюда,  почти до Волги. Что русские и не только русские,  все народы СССР встали, вкопались насмерть в эти песчаные берега.  За Волгой для них  земли не было. Я не знаю, насколько деликатно  экскурсовод обошла тему  станции  Сарепта.  Моему отцу было 12 лет, он там уже работал электриком, бабушка работала на Судоремонтном  заводе  токарем, точила снаряды, по заводу проходила передовая. Отобьют атаку,  точат снаряды,  немцы займут в окопы, они на берег убегали пережидать, когда немцев из цехов выбьют, и так  много дней и ночей.  А когда  шли эшелоны  с беженцами и оборудованием с заводов Украины и  Белоруссии, и других занятых областей России, скапливалось до 40  составов в ожидании дальнейшей отправки,  немцы как на охоту и развлечение прилетали и бомбили станцию. Такого ужаса и в страшном сне не увидишь. Люди заживо  семьями  сгорали в этих теплушках.  Многие с ума сходили от запаха и виденного. Гарь и запах горелой человечины  стоял,  дышать нельзя  было. И вот они явились опять в Сарепту, осмотреть что?  Что не добили? Или просто масла захотелось попробовать?  Хотя их тоже понять можно, здесь воевали их близкие и не по  своему  желанию.
Вот такая  она, наша Сарепта….  Это моя маленькая Родина.
Я  сидела в автобусе,  и вспоминала рассказ  моих  близких,  и мне хотелось, скорее выйти из автобуса…


-Ахтунг...Ахтунг…  Внимание...Внимание …. Экскурсия продолжается,  все проходим на  свои места….-  переводил  мне переводчик на чисто русском языке.


-  Станция  Сарепта  пока останется в стороне,  слева.   А  мы повернем направо   по улице Минская  и остановимся у  двух домов,  которые  остались здесь целыми, поскольку в них находился  штаб  и немецкая  комендатура. Толстые,  почти метровые  стены  спасли жизни  многим  солдатам и офицерам  штаба и его охраны. Вот смотрите,  слева стоят два старых  трехэтажных  дома. И сейчас там живут  местные жители. Экскурсии в дом нет, а вот в подъезд зайти можно, до сих пор мраморные  его ступеньки хранят следы  от осколков снарядов  и  пуль. А еще я хочу сказать, что с нами ехала  местная жительница, родственники, которой  живут в этом доме.


Мне стало противно  слушать  экскурсовода,  которая  на ходу  придумывала  мою историю, хотя  это правда  мои родственники там жили, а сейчас уже на кладбище, куда я  и направлялась.  Немцы  повскакивали  со  своих мест и пошли  фотографировать   старые дома  и  заодно меня,  как достопримечательность.  Я вышла из автобуса и пошла на кладбище.  Я  не знаю от чего, или от того, что я приехала  домой,  или от  ненависти к этой лжи  и экскурсии, хотя войны давно нет,  и все  могут  знать и смотреть все, что им хочется. Да, и сама ездила в Германию, зная, что нас русских,  там  не жалуют.  Всё  вдруг  слепилось   в один  комок,  близкие  мне люди,  мой город, война, немцы,  экскурсия, Сарепта…  Я не помню, как дошла   до кладбища,  села на лавочку и просто разрыдалась.   Я плакала,  что называется от души,  не сдерживаясь.  Что с нами стало?  Куда делась былая гордость и мудрость? Мы  же никогда не пригибались перед обстоятельствами, так почему  нужно  прогибаться и подгонять историю  под бабки  и обстоятельства. А в ушах  звучали слова на немецком, как из тех далеких сороковых, которые я только  смотрела в фильмах  и из рассказов  моих близких.
Атунг...  Ахтунг… Шнелля.. Шнеля…


Упокоившись немного, я подошла к могилкам и стала  рвать желтую  травку под названием повилика, что в переводе с латыни означает – опасная соседка. Повилика  резала  своими усиками мне руки,  а я не замечала…  Я представляла,  моего отца еще ребенком, там,  на станции Сарепта в годы войны  и бабушку,  стоящей на ящике за токарным станком. Они всю Сталинградскую битву пережили здесь,  в Сарепте,  на Водниках…

 
Я  сидела на скамеечке у  могил  и смотрела  с высоты  птичьего полета  на  город. Город  строился,   преображался,  и   это  меня   радовало,  мой  город  живет,  растет…


-  Ну,  вот и свиделись, мои родные.  Спасибо, за то,  что Вы у  меня есть… Мне пора.  Возвращаться всегда трудно, а особенно в прошлое…  А мне сегодня  труднее вдвойне… Лежите,  с  миром...  Пусть земля Вам пухом…  До  свидания... -  сказала я, поклонилась и стала  спускаться.


Мне  нужно было успеть на автобус, но вдруг позвонила экскурсовод.


- Извините, пожалуйста,  нас, но мы на два часа задержимся в Сарепте.  Нашу группу пригласили местные немцы на обед,  может,  возьмете такси и  приедете?

 
- Благодарю, Вас за приглашение.  Я местная и сама доберусь  до порта – ответила я и облегченно вздохнула.


Мне стало от чего легко и спокойно.  Может от того,  что, я  больше не встречусь с этим экскурсоводом и  его подопечными, или просто – это город моего  детства, и я  не хочу его ни с кем делить. Я быстро придумала  себе  новую экскурсию в  свое детство на «шешнадцатом» автобусе, так этот маршрут называл мой отец.
На «шешнадцатом»  мой отец ездил на работу.  Работал он в то время бригадиром самосвальщиков в ПТП, которые возили бетон, песок и щебень на строительство соединяющих разные районы города дорог.

Я прикинула, что поездка с пересадкой займет часа  полтора,  и я успеваю к отплытию теплохода. Пока я искала мелочь в портмоне,  к остановке подошел «шешнадцатый». Двери с шумом и  скрипом отворились,  и я услышала громкий,  с южным гыканьем,  голос кондуктора:


- Водники… Кто выходит? Поторопись…  Водники… Следующая  115 школа.  Кто едет или нет?  Заходи... Поехали, Миша… Поехали…


-Ну, вот я и дома -  подумала я.


Атмосфера  автобуса,  знакомого говорка с южным оттенком  меня успокоила. Я заплатила за билет и села у окна.


- 115 школа!! Кто выходит, поторопись, остановка,  по требованию…  Нет  желающих?  Едем дальше….


И автобус покатил дальше. А я смотрела, как мы проезжаем мимо моей  школы.


-  Детство мое постой,  не спеши,  погоди -  только и успела  я потихоньку, про себя пропеть…


-  Домаводники!!! Остановка  Домаводники! Готовьтесь… - командным голосом прокричала кондукторша.


Здесь  дома строились  после войны, для  строителей  Судоверфи  и Судоремонтного завода. Старые сталинки,  в пору  моего детства казались  верхом  зодчества и красоты,  а   сейчас стояли обшарпанные и понурые.  Все течет,  все  меняется  и только  память меня возвращает в пору  моего  детства.


- Следующая – Лесобаза. Заранее готовимся,  не задерживаем  автобус… Трогай, Миша. Поехали.…  Не ждем опоздавших...   Не последние  мы… Еще автобус придет  – скомандовала  кондукторша,  и мы поехали.


На Лесобазе,  во времена моего детства, да сейчас он там стоит,  располагался новый  широкоформатный   кинотеатр. Однажды,  меня мама с папой взяли на взрослый вечерний сеанс,   на  один из первых,  цветных  музыкальных  фильмов. Какое это было чудо и праздник для  меня,  маленькой  девочки. Помню, как  сейчас,  фильм назывался – Любовь в Кашмире.

 
Автобус плавно подкатил в остановке  Лесобаза.  Я  искала  вдали  на горе  старый кинотеатр. Здание кинотеатра  просматривалось немного.  Его заслонили  старые и выросшие за эти годы  пирамидальные  тополя.  Я сидела и старалась вспомнить,  тот наш поход в кино на вечерний  сеанс…


-  Следующая остановка…. Вторсырье…. Готовимся заранее… Оплачиваем проезд….  -  слышался уже в тумане моих воспоминаний  голос кондуктора…


Я  сидела у окна в автобусе со  смешным папиным названием «шешнадцатый»  и  ехала в прошлое, в мое детство,  в мою  правду  жизни, которую  строили мои родители. Что может быть сильнее и ярче,  чем детские воспоминания?  Я не знаю….
Я дальше ничего не видела и не слышала.  Моя детская память вернула  меня в то  счастливое  и трудное время моего детства. Я вспомнила, как мой отец  брал  нас,  прокатится,   на самосвале. Мы были счастливы  кататься с ним на БРУ и обратно, или на  берег Волги за  щебнем для отсыпки  дороги. Мы знали все.  Где и какой участок дороги отсыпали или залили бетоном  остановку и как  ее назвали.
Когда отец приходил домой  мы  за ужином его спрашивали,  что сегодня  он делал на работе. 


-  Скоро закончим этот участок,  и будет открыта новая дорога и наш «шешнадцатый»  будет ходить прямо, а не в обход.  Будет прямая дорога из Кировского района в Красноармейск.   А сегодня дошли до поворота  на хлебозавод.  Не знали, как в наряде обозначить, а я говорю  чего гадать, давайте назовем – Развилка.  Развилка она и есть развилка,  по -  другому  -  перекресток.  Так и записали.


А дальше  теперь пойдем на  Волгогрес  и  Красную баню.


- Папа, а почему  ее так назвали – Красная баня? Там что мылись красные только? – спрашиваю я отца.


- Да,  нет… Там стояли казармы из красного кирпича,  еще с екатерининских времен. Во время войны их  разбомбили. Вот мы и собрались и построили из битого красного кирпича баню,  нужно же  где – то мыться, а на  Волгогресе воды горячей  много. Теперь, так и называется Красная баня, а вы с бабушкой ездите на Веселую балку в Белую  баню.  Ее недавно построили из белого кирпича. Светлая,  красивая  и лимонад продают, а я  люблю Красную  баню, там пар  сильнее  и пиво вкусное.


-  Папа, а кто придумал название Веселая балка? Там, что веселятся?


-  Да, нет, дочка.  Это мы  ее так прозвали.  После  смены  мы  туда ходим водички из ручейка попить и умыться, а еще просто посидеть пивка выпить.  Трудная   у  нас  работа.  Вот и все  говорили – пошли на Веселую балку. А когда дорогу и остановку   у  нашей колоны делали, так и назвали,  чтобы  увековечить память.  Нас не будет,  а район Веселая балка, так и останется.  Вон сколько уже домов выросло рядом с ней.


Вдруг, как из  тумана моих воспоминаний слышу голос кондуктора:


- Следующая Развилка.  Готовьтесь заранее…  Пересадка  на  автобусы,  идущие в город. Кому на вокзалы  Волгоград 1 и Волгоград  2 – готовьтесь.  Следующая  Хлебозаводская, Волгогрес  и  конечная -  Красная баня.


Меня, как ошпарило кипятком.  Сердце застучало,  слезы навернулись на глаза, хорошо темные очки  скрывали лицо. Я не помню. Как вышла  на остановке   -  Развилка.  Стою  и жду  пресловутый  и старый маршрутный автобус до  вокзала  -   номер 2.   Смотрю,  стоит маршрутка,  а на ней табличка с маршрутом – Юбилейный – Тополевая – кладбище.  И я сразу вспоминаю отца и слышу его голос:


- А сегодня дошли до поворота на новое кладбище. Стали придумывать, как остановку и улицу новую назвать. Все предлагали назвать Новое кладбище, а я говорю, нет.  Кладбищ и так хватает. Давайте назовем – Тополевая.  Вон видите   два  старых  тополя, пережили войну  и стоят все в осколках, как старые  два солдата, пусть и улица в честь них будет и остановка – Тополевая.


- Пусть будет, папа,  Пусть будет! Да,  это, так и есть… -  шепчу  я  ему в  ответ,  стоя на  Развилке,  и вытирая  слезы.


А  в моей памяти, как на парад  выстроились остановки,  улицы,  дороги,  которые  строили после войны  мой папа и его  бригада.   Развилка,   Красная баня,  Белая баня,  Веселая балка,  Лесобаза,  Вротсырье,  Водники,  Домаводники,  Сарепта,  Тополевая,  Вишневая,  Абрикосовая,  Лазоревая,  Виноградная,   Марата,  Минская,  Судоверфь… - это улицы и дороги моего города, названия,  которого нет на карте.

Вот такая грустная и интересная  экскурсия в прошлое, а может и в будущее у меня получилась.
Берегите себя и своих близких.

Писала на эмоциях, прошу протить за ошибки.