Дерево Жизни

Михаил Семенков
Рядом с моим домом начало расти странное дерево. Первый год мы его не замечали, на второй – хотели было вырвать с корнями, но решили оставить. Пусть растёт, если никому не мешает.  Дерево было необычное; из тех, что редко растут в наших краях. И вот сейчас его ветки вытянулись вверх на метров пять, а может быть и выше.

 Пока деревце было маленьким, никто не мог точно назвать его вид. Вначале думали: тополь или клён, потому что таких много вокруг. Но серо-зелёный оттенок коры отличал наше дерево от них. Так, не зная даже, что может вырасти, мы его поливали, обрезали лишние ветки, делали слой земли вокруг выше, чтобы не было видно корней.

Теперь можно с уверенностью сказать, что в нашем дворе растёт дикая верба – необычное, почти сказочное дерево. Листьев, в традиционном понимании, у него нет. Но то, что есть, срывают вместе с ветками прохожие. Вербное воскресенье у них, видите ли. Знали бы они, чем становятся те белые пушистые комочки. Хотя цветы у дикой вербы совсем не такие, как у яблони и черёмухи, есть кое-что получше. Да, съедобных ягод не будет. Но зачем измерять пользу только личной выгодой?

Когда солнце освещает зелёные с жёлтыми вкраплениями соцветия на ветках, к ним начинают слетаться насекомые. Едва показались над землёй первые листья одуванчиков, а уже цветёт Дерево Жизни. И со всех сторон летят бабочки, пчёлы, шмели, осы и другие насекомые, о существовании которых я даже не знал. И покажется, что есть повод возгордиться. Захочешь подойти к дереву, прикоснуться к нему и сказать: «Ты дело рук моих». Но тут же склоняешь голову, а иногда и вовсе присядешь, услышав где-то наверху жужжание от крыльев шмеля. И становиться ясно: для человека нет выгоды в живой вербе. Ничем это дерево не отблагодарит тебя, кроме роя насекомых, защищающих свой источник пропитания.

Но посмотришь издали: каждая пчела, каждая бабочка молча выражает свою признательность тебе за их Дерево Жизни. И кроме такой благодарности ничего не получить от них. Но посидишь рядом, посмотришь, задумаешься, и промелькнёт вдруг мысль: «А ведь без меня они бы умерли». И лишь тогда ощутишь себя Человеком – царём природы. Ведь даровать жизнь, несомненно, сложнее, чем убить.

Но только дерево позволило мне их спасти. Разве мог я своими руками накормить стольких живых существ? Просто однажды в нашем дворе проросло деревце. Мы решили оставить его на том же месте, рядом. Мы помогли ему вырасти, окрепнуть. И теперь на Земле есть ещё одно Дерево Жизни, путь и не для нас, но для целого роя насекомых.

Казалось бы, делать добро многим людям – сложно, затратно и не каждому по силам. Возможно, так и есть. Не у всех хватает денег, чтобы делать перечисления в благотворительный фонд. Не каждому достаточно здоровья, чтобы работать волонтёром. Не любой сможет обратиться к людям с вдохновляющей на подвиг речью. Но ведь нет ничего тяжёлого в том, чтобы выращивать Деревья Жизни.

Я говорю не только о диких вербах. Представьте себе человека, желающего изменить мир к лучшему, который ещё сомневается, не чувствует в себе сильной воли. Как он похож на маленькое деревце. Вряд ли найдутся те, кто никогда не встречал таких людей. Почему же мы столько раз решаем, что лучше не вмешиваться и довериться естественному течению событий?! Теперь мне стало ясно: если бы никто не поливал, не укреплял почву; если бы не было забора, защищающего от ветра, Дерево Жизни погибло бы в наших холодных краях. Сожаление обо всех, кому не захотел помочь я, и о тех, кого могли спасти… но уже не смогут, лишает покоя.

А ещё вдруг вспомнилось, что когда-то прекрасные люди не позволили погибнуть мне. И, наверное, в глубине души они хотели, чтоб и я стал для кого-то Деревом Жизни.