Слёзы - тогда и теперь!

Людмила Калачева
1989-й год!
Открыт «железный занавес». Стало легче оформить визу на выезд за границу. Стало  проще, наконец, встретиться со своими родственниками, волею судьбы заброшенными в далёкие от Родины края.

Вот такою «волей судьбы»  оказался за границей мой дядюшка, родной брат мамы.  Маме удалось с ним встретиться ещё в 1981-м году:   уже тогда началось  послабление в разрешении на выезд за границу к родственникам.

После возвращения из Канады мама стала какой-то не такой, какой мы  её знали:  она стала  задумчивой, малоговорящей,  как-то ушедшей « в себя». Её , какие-то сдержанные,  рассказы о жизни в той стране нам казались сказочными, неправдоподобными, на грани фантастики…

И вот в 1989 году это счастье – побывать в гостях  у дядюшки -  выпало и мне.  Радостное томление и ожидание встречи,  сборы, поиски подарков для  двоюродных братьев и сестры, для дяди и его жены, для её родственников , там же проживающих!
В те времена это было  делом нелёгким:  полки наших магазинов  были  катастрофически  пустЫ,  а хотелось чем-то  удивить…

*********


После бурной встречи и  небольшого отдыха от длительного перелёта, с которого  уже начались мои восхищения уровнем  обслуживания на борту иностранного лайнера,   меня начали знакомить с Торонто.

Знакомство, естественно, началось с вопросов «Что тебе нужно купить? Что нужно тебе, твоим родным и близким?».

Повели меня по разным маленьким магазинчикам, заваленными разными товарами, от вида которых у меня всё шире и шире открывались глаза.

Пришёл день, когда повезли меня в «гипер – маркет». Что это такое -  сегодня знает  почти каждый гражданин нашей страны,  а тогда… !

Мой «поход» туда довёл меня до полуобморочного состояния: удивлению моему не было предела:  есть всё-всё…  и в таком количестве…, и всё это можно потрогать , рассмотреть, выбрать всё своими руками, положить в тут же  висящий (причём, бесплатный) целлофановый пакетик…
А сколько разных коробочек,  упаковочек с печеньем, с конфетами, со всякими разностями…!   А сколько  колбас….!   А сырОв…!  А мясо:  всякое, разное, какое хочешь!  А крылышки!  А бёдрышки…, грудки, окорочка…! И всё это можно купить отдельно…!
А у нас курицу  можно было купить только целиком.

А фрукты…!   А овощи…!  Огромные контейнеры, заваленные ими. И копайся в них – сколько хочешь, обсматривай со всех бочков каждое и выбирай, складывай в пакетик любой фрукт, овощ,  тебе приглянувшийся….!
А мороженное? И в маленьких ведёрках по пол кг и в разных тебе цветных  упаковках…!

Фантастика! Необыкновенный мир!  Сон…!

Набрали мы с тётушкой всего-всего в тележку на колёсиках, расплатились, уже хотели уходить, и, вдруг, тётушка вспомнила, что она что-то забыла.
«Ты постой тут, а я быстренько…» и… убежала.

А я стою, облокотившись на ручку этой, заваленной дОверху разными товарами, тележки, повернувшись  лицом к тому торговому  залу, из которого мы только что вышли и оценивающим взглядом обозреваю всё это со стороны,  обвожу глазами тот фантастический мир,  который  мы только что покинули  и, вдруг, чувствую, как по моей щеке поползла… слеза, сначала одна, потом другая, третья, а в голове ,  как в киношных титрах , идёт прямой строкой вопрос: «ну почему у нас не так?».

Вернувшаяся тётушка, взглянув на меня, сначала молча покачала головой, а потом сказала: «Вот и с мамой твоей было точно также!».
 И  вот  тогда я поняла, почему мама, рассказывающая нам о Канаде, была задумчиво-немногословной и какой-то печальной.

******

Прошло 30 лет!
Многое изменилось в нашей стране,  как впрочем и сама страна, которая уменьшилась в своих размерах,  в одно «мгновение ока» рассыпавшаяся на 14 самостоятельных государств.   Было в одной стране – СССР  - 14 республик, а стало 14 государств.
Государство, в котором  жили мы, стало называться Россией.

Трудные и сложные  были времена. Меняться в нашей жизни стало многое.
Раньше 70 лет наш народ строил социалистический строй. А потом, вдруг, решил, что  это было плохо и нужно теперь  двигаться в сторону строя капиталистического, который предусматривает полное изобилие.

Открылись границы и «поплыли» в нашу страну всякие разные  товары: и промышленные и продовольственные. Магазинов открылось  - на каждом шагу, а в них – чего только нет! Бери – не хочу!

Вот и до нашего провинциального городка  докатилась мода на строительство огромных магазинов, так называемых «Гипер-маркетов».
И вот – построен!
И мои взрослые дети везут меня туда,  как на экскурсию.
Захожу, смотрю… и перед глазами – Канада, Торонто и тот «Гипер-маркет», куда я 30 лет тому назад ходила с тётушкой.

Прошлись, полюбовались,  кое- что положили  в тележку, точно такую же, которую я держала в своих руках там, на другом континенте.
Расплатились.  Глянула я  на содержимое нашей тележки, которое едва прикрыло её днище,  и вспомнила «ту», Канадскую, тележку, наполненную до верху.
Перевела взгляд  на полки и ряды, среди которых  мы только что ходили,  и у меня  по щеке потекла слеза. Одна, другая, третья….

Как вы думаете, отчего?

Да от того, что  вспомнила  я те, 30-летней давности, свои слёзы.
Тогда слеза «пробила»  меня от  мысли: «Ну почему  же  у нас не так?»
А  теперешние слёзы  от мысли: «Ну вот, дождались:   и у нас ТАК!
Да вот беда:   на свои пенсионные "копейки" купить я могу лишь самую малость из того изобилия, что стоит, лежит на полках такого магазина, который я впервые увидела 30 лет назад.
Вот и получается, что  «ТАК»,  да  «НЕ ТАК»!

Вот такие СЛЁЗЫ:   Тогда и Теперь!
И те, и другие – горькие!
А вот, какие горше, догадаться, мне кажется, совсем не трудно.