Армейская история. Случай на переезде

Алекс Шуваевский
"Ой вы, девки, ой вы, бабы,
Что ревете зря, что ревете зря?
Вот пойдут за нами штабы,
А с ими писаря, а с ими писаря!"

Юлий Ким "Ополченцы"
 

     - Служил-то ты где? – спрашивали бывало знаменитого российского брата Данилу Багрова.
     - Да, в штабе – нехотя, сквозь сжатые иронично губы, отвечал он.
     И ясно становилось, что не жалует Данила штабных.
     Моя же  двухлетняя армейская служба и в самом деле при штабе прошла.
     Дивизия, в которую входил наш полк, охраняла большой и, наверное, ценный объект. Он был обнесен двумя рядами колючей проволоки, между которой  по всему периметру была распахана контрольно-следовая полоса и сколочена из досок тропа нарядов.
     Весь периметр был разделен на отрезки, закрепленные за различными подразделениями.
     Батальоны, разделенные на роты,  охраняли каждый свой участок.  После суточного дежурства они возвращаясь  в свою добротную пятиэтажную казарму. Отдохнуть и приготовиться к политзанятиям.   
     Заставы же, каждая со своим сектором охраны, жили самостоятельно. Большой дружной семьей в три десятка бойцов и тремя - четырьмя офицерами. Ребята редко выезжали на «Большую землю». Свой повар был у них и даже хлеб сами пекли. А чтобы служба скучной не казалась выращивали коз, поросят, кроликов, домашнюю птицу. По субботам в собственной бане мылись. Раз в неделю, аккурат после бани, приезжал к ним  киномеханик и кино показывал.
     Для этих бойцов здание полка из желтого красивого кирпича и было той самой «Большой землей».
     На первом этаже этого оазиса, за дверью, обитой железом, располагалась строевая часть, а в ней - мое делопроизводство.
     Там, за электрической пишущей машинкой "Ятрань" и проходила служба.
     День и ночь печатал я всевозможные приказы, инструкции, отчетные формы и карточки, отвлекаясь на пару часов в день, аккурат после обеда, на поездку с Саней Скачковым в стареньком  ГАЗике в штаб дивизии за почтой.
     А еще по части иногда дежурил. Помощником дежурного.
     И тогда ночью, когда дежурный офицер ложился спать,  я устраивался поудобнее  в кресле за столом, заставленным множеством телефонов, тревожных звонков и прочих атрибутов дежурки, и читал книги из необыкновенно богатой полковой библиотеки.
     Когда во время дежурства случались в караулах или заставах происшествия какие, сообщали об этом дежурному. И я, после звонка, записывал полученную информацию в специальный журнал. Как правило это были ложные срабатывания сигнализации – то птица на колючку села, то снежный ком с дерева упал.
     Вот и в ту ночь я не сильно удивился раздавшемуся звонку.
     Звонил капитан - заместитель начальника одной из застав.
     Он узнал меня по голосу и почему-то очень этому обрадовался.
     - Привет – сказал он – тут вот какое дело – и он задумался, видимо подбирая слова.
     - Понимаешь, к нам  бойца молодого прислали… «Старики» пытались его обломать… А он боксером оказался… Сильно ребят поколотил … Одним словом, убирать его нужно с заставы срочно… Или он сегодня кого-нибудь убьет, или его.
     Я разбудил дежурного и передал ему просьбу капитана.
     - А куда я его ночью дену? – плохо соображая спросонья сказал он.
     Я набрал заставу, передал трубку дежурному и услышал нетерпеливый голос капитана:
     - Ну, что там? Думайте быстрее. Не доводите до греха.
     Ситуация усложнялась тем, что на сектор часовые выходили с настоящим боевым оружием. И случаи стрельбы были уже у нас в полку, и тела были, отправленные на Родину в цинковом ящике.
     Дежурный поднял с постели начальника штаба и, извинившись, объяснил ему ситуацию.
     - Что делать, что делать – сказал тот – вы, вот что, везите-ка боксера этого на гауптвахту. Пусть там отоспится, а завтра будем думать, как дальше жить.
     Дежурный офицер, не скрывающий радости от информации о наличии у меня удостоверения старшего машины, перепоручил это задание мне.
     Я позвонил в автороту и попросил разбудить Сережку Ковалева – водителя видавшего виды ГАЗ-51.
     Не проснувшийся еще до конца, Серега достаточно оперативно подогнал к подъезду своего боевого коня.
     Поехали.
     Ничто не сравнится по красоте с Сибирью зимой. Дорога, искрящаяся в лучах автомобильных фар, лес с охапками снега на ветвях, ночная морозная дымка, тишина, покой.
     Капитан, поджидавший у ворот заставы, был так счастлив нашему приезду, что готов был расцеловать и меня, и Серегу, и старенький ГАЗон, и даже, как мне показалось, молодого арестанта, стоявшего понуро рядом с ним.
     Виновником торжества оказался рослый, крепкого телосложения армянин, одетый в толстые ватные штаны, ватную куртку и валенки.  Из-под  шапки, завязанной на подбородке, выглядывали круглые добрые глаза и большой красный от мороза нос.  На вид ему было лет двадцать пять. Этакий боец – переросток.
     По тому, как он безропотно и без лишних слов залез в пустой кузов с брезентовым тентом, было видно, что капитан объяснил ему сложившуюся ситуацию.    
     Дорога вела лесом, петляя между деревьев, изредка выныривая на поляны, служащие природными перекрестками. И снова ныряла в лес.
     Через час мы выехали к железнодорожному переезду без шлагбаума, с будкой обходчика на противоположной стороне. 
     Сам обходчик – женщина неопределенного возраста с фонарем в руке стояла у будки и махала нам фонарем.
     Поезда не было видно и трудно было понять, о чем она хочет до нас докричаться.
     - Проедем – сказал Серега – успеем еще.
     Я не пытался его остановить. Сказал только:
     - Ты, когда рельсы переезжать будешь, газ не бросай.
     - Ладно, не учи отца – буркнул он в ответ.
     Машина, скрипя и качаясь из стороны в сторону, стала медленно въезжать на железнодорожные пути.
     Когда колея оказалась между передними и задними колесами заскрежетало что-то под машиной, захрустело, умолк двигатель, мы остановились.
     Наступила звенящая тишина.  На несколько мгновений всего.
     По тому, как подрагивала под нами земля, стало понятно, что приближается товарняк – невидимый, неспешный, тяжелый.
     Дама с фонарем, не перебегая полотна, закричала взволнованно и визгливо:
     - Зачем встали, нельзя здесь стоять, нельзя-я-я-я…!
     Сергей повернул ключ в замке зажигания, но ничего не произошло. А потом еще, и еще. С тем же результатом.
     - Аккумулятор – сказал он и замер за рулем.
     Путевая обходчица перебежала наконец колею и кричала уже у двери водителя:
     - Уезжай, уезжай, уезжай отсюда!
     Лес справа от меня озарился  ярким светом. Вынырнул из-за деревьев небольшой тепловоз с площадкой – балкончиком впереди. На площадке были люди. Много людей.  Они  бегали по ней и отчаянно махали руками, что-то беззвучно крича.
     Я открыл дверь и попытался выпрыгнуть из кабины.  Даже успел поставить ногу на подножку.
     Но  вспомнил вдруг про пассажира в кузове.
     Я не был уверен, что он догадается выпрыгнуть из машины.  И как-то быстро сообразилось в эти мгновения, что это мне придется отвечать потом за угробленную человеческую жизнь. И за угробленный автомобиль тоже.
     Я вернулся на место и захлопнул дверь.
     Сергей сгорбившись сидел за рулем и молчал.
     - Серега, что делать будем?
     Он очнулся и полез под рулевую колонку, откуда после небыстрых в звоне железа поисков появился наконец с кривым заводным ключом в руках.
     - Я крутить буду, а ты газ жми – сказал он и выпрыгнул в объятья обходчицы.
     Неотвратимо приближался тепловоз, ослепив прожектором. И  слышны уже были громкие голоса людей на его площадке.
     Я никак не мог добраться ногой до педали газа – мешали шинель и длинная ручка переключения скоростей. Наконец, мне удалось перенести ногу, дотянуться  до нее и выжать до пола.
     Сергей крутанул ручку и двигатель заурчал.  Сразу, ровно и надежно.
     Он неспешно, как мне показалось, влез в кабину и несколько раз прогазовал педалью.
     - Серега, съезжаем на полном газу – сказал я – другого шанса не будет.
     Он выжал сцепление, включил передачу и, отжав газ до упора, выкатил машину через рельсы. Проехав несколько метров, мы остановились.
     А сзади, под аккомпанемент  матюгов, обдавая нас снежным ветром, опилками и одуряющим духом свежеспиленного дерева, уже катил состав с лесом. Он был бесконечным, шел долго. И только колеса его на стыках выбивали в такт с нашими зубами монотонную неспешную песню:
     - Ту- ту- тум… Ту- ту- тум… Ту- ту- тум…
     Тетка рядом все еще продолжала кричать:
     - Ну, что вы здесь встали, нельзя здесь останавливаться, нельзя!
     Прогрохотал состав, стало темно и тихо. Мы сидели и молчали. И тетка молчала. Только стояла рядом и пристально всматривалась в окно кабины.
     - Дай закурить – произнес  Серега.
     Я достал из кармана пачку «Беломора», выбил из нее папиросу, протянул ему.
     Достал папиросу и себе, чиркнув спичкой о коробок, передал вспыхнувший огонек Сереге. Прикурил сам.
     И  заметил вдруг, как трясутся мои руки. И как трясется зажженная беломорина  в Серегиных губах.
     Вытянув в три затяжки папиросу, я, минуя подножку,  выпрыгнул на дорогу, обошел машину и задрал полог тента.
     Арестант наш был на месте.
     - Ты почему не выпрыгнул? – спросил я его.
     - А зачэм вы стали тута, тута астанавливатся нильзя? – вопросом на вопрос ответил он.
     Голос его негодующе дрожал.
     И я не стал ни о чем его больше спрашивать.
     Дальнейшая дорога прошла без приключений. Ехали молча, каждый по-своему обдумывая случившееся.
     С Серегой договорились мы никому о происшествии этом не говорить и обещание свое выполнили.
     Четыре десятка лет прошло с той поры.
     Теперь можно.


На фото - страничка из дембельского альбома.

Жили дружно. Петя Скоропад - классный парень с Украины, Сережа Ивашкевич - белорус. А на соседних койках спали армяне, грузины, узбеки, дагестанцы...
И делить нам было нечего.