Кто такой Шкуро?

Петр Панасейко
            «Завтра мною будет взят Воронеж. Обязываю все контрреволюционные силы построить на площади Круглых рядов. Парад принимать буду я. Командовать парадом  приказываю тебе, белогвардейский ублюдок. После парада за все свои злодеяния, за кровь и слёзы рабочих и крестьян будешь повешен на телеграфном столбе там же на площади Круглых рядов. А если тебе память отшибло, то напоминаю, это там, где ты кровавый головорез, вешал и расстреливал трудящихся и красных бойцов. Мой приказ объявить всему личному составу Воронежского белогвардейского гарнизона. Будённый», - это знаменитое письмо Семёна Михайловича  белогвардейскому генералу Шкуро. 
         
            В советские времена о нём в основном и знали из воспоминаний командарма Первой Конной Армии. Хотя был ещё фильм 1958 года «Лавина с гор», где много эпизодов уделено Шкуро и его «Волчьей сотне». Актёру Владимиру Вячеславовичу Белокурову блестяще удалось раскрыть на экране образ Андрея Григорьевича Шкуро. Кстати, настоящая его фамилия не Шкура, как шутили в народе, а Шкурб.
       
           Начинал свою военную биографию он не плохо. Во время Первой мировой войны, в 1915 году,  создал, выражаясь современным языком, первый российский спецназ, сформировав Кубанский конный полк особого назначения. Это потом у «красных» появятся ЧОНы (части особого назначения). Чёрное знамя полка с волчьей головой на нём говорили сами за себя- полк не совсем обычный. Его так называемая «Волчья сотня» наводила на фронте ужас на немецких солдат и офицеров. Для последних полковник Шкуро стал злейшим врагом под номером один.
       
          Октябрьскую революцию 1917 года  не принял. Тем самым "подписал" себе будущий смертный приговор. Если бы он и не сотрудничал во Время Второй мировой войны с фашистами, то всё равно был бы повешен на «телеграфном столбе». Семён Будённый  такую возможность не упустил бы. Но главное, было за что вешать.
       
         «Волчья сотня», забыв о том, что она уже не на российско-германском фронте, а на своей родной земле, воевала в гражданскую войну теми же методами.  «Волки» Шкуро не щадили  никого из "другого лагеря", это были «лихие рубаки», воевавшие по поговорке «Либо грудь в крестах, либо голова в кустах». Сам Андрей Григорьевич действовал партизанскими методами, часто вполне успешно. Не зря его прозвали «белый партизан». В конце 1919 года он объединился с Деникиным, возглавив уже дивизию.
       
          Шкуро и Деникин. Два белых генерала. Оба оказались в эмиграции. Оба потом попали под немецкую оккупацию. У одного, Антона Ивановича Деникина, хватило мужества отказать немцам в сотрудничестве и не предать свою бывшую Родину. У второго, Шкуро, не только  «мужество» в кавычках нашлось, но он даже не стал дожидаться предложений от фашистов, а сам в том же страшном для бывшей своей Родины июне 1941 года предложил им  свою помощь в формировании казачьих дивизий на стороне немцев. Последним предложение предателя понравилось, и они его приняли. Вот здесь у меня  лично возникает вопрос. Сегодня Германия учит всех демократии и порядочности. Но разве порядочно поступили немцы сорок первого года, принявшие услуги того самого Шкуро, которого немцы 1915 года считали врагом №1, по отношению к своему собственному народу?
       
         В наше время (2010-е годы) меняется отношение к белогвардейцам той далёкой гражданской войны. О них пишут книги, снимают фильмы. Прах Деникина вернулся в Россию,  за которую он когда-то воевал. Но никогда не будет прощения тем белогвардейцам, оказавшимся в эмиграции, и которые,  «не моргнув глазом», пошли на службу к фашистам. Среди них оказался и Шкуро, повешенный в Москве 17 января 1947 года по приговору Военного трибунала.
       
         Меня, однако,  не покидает мысль: «Вспомнил ли перед повешением генерал Шкуро, он же группенфюрер СС, о том письме Будённого, которое ему вручил во время гражданской войны отчаянный серб-интернационалист Олеко Дундич, переодевшись в форму белогвардейского офицера?» Ведь как не крути, а то письмо для него оказалось пророческим. И пусть его повесили не на телеграфном столбе и не в Воронеже, но предсказание Семёна Михайловича всё же сбылось. Интересно, присутствовал ли сам автор письма при казни предателя Родины?

21.04.2016 г.

Фото из Интернета