Как не надо писать...

Аполлинария Овчинникова
КАК НЕ НАДО ПИСА`ТЬ.

Надеюсь, вы правильно прочитали последнее слово в названии? Ибо, всё же сайт у нас литературный.

Хочу представить вашему вниманию два текста: первый - учебный, который, как выяснилось, ни в коем случае не стоит выставлять на обозрение  публике. Ибо он - не что иное, как самая настоящая литературная халтура. Не шучу и не иронизирую. И даже не призываю вас к обсуждению. Дабы не показаться голословной – под учебным текстом вы увидите второй текст - рецензию многоуважаемого автора, ведущего занятие. Так как обсуждение было публичным и каждый из вас мог ознакомиться с ним самостоятельно на страничке сообщества, переношу сюда только рецензию ведущего.

Задание было следующим.
«1. Опишите 2 часа своей жизни из вчерашнего дня (8 апреля 2016 г.). Вот как все происходило, так и описывайте…
2. А теперь опишите этот же промежуток времени ХУДОЖЕСТВЕННО. «Художественно» - в том понимании, которые ВЫ, и только вы, вкладываете в это слово»…

Текст для первого задания не выкладываю, дабы не утомлять – уж больно подробно я описывала эти два часа. Перед вами учебный текст на второе задание. Да, сознаюсь, сделанный на коленке, ибо рассматривала его как рабочий и сырой материал. Этакая болванка, из которой, после комментария ведущего, уберу «лишние» (что греха таить, специально вставленные) словечки и в итоге превращу эту убогость в нечто более симпатичное. Желание и настроение, правда, растворились в эфире.

Выкладываю это «произведение» для того, чтобы каждый из нас еще и еще раз задумался – о чем мы пишем, для чего и как это смотрится со стороны. Для меня данная вещица – «узелок на память».

***
Первый текст - учебный.

"Если бы вы получили задание – описать два часа своей жизни, с чего бы вы начали? Вот и я задумалась. Есть в моей жизни эпизоды, которые подарили настолько яркие инсайды, что могли бы соперничать с оргазмами. Не шучу.

Но, речь не о них. А расскажу я о двух часах самого обычного дня.

Начну с того, что как всегда, потеряла счет времени. Закопалась в очередной истории. Есть у меня подобный грешок. Погружение. Вот и погрузилась.
Выдернул из океанской пучины (история у меня на фоне океана разворачивается) звонок мужа. «Что у нас на ужин?» Вроде бы, простой вопрос, а я как рыба, которую выбросили на берег из родной стихии, рот открываю, а сказать ничего не могу. «Ясно», - проговорил мой благоверный с грустью в голосе. Ну, меня и прорвало: «Суп, печень куриная в томатном соусе и гречка. Пойдет?» «Пойдет!» - в голосе улыбка, на том и расстались.

Так что, сорвалась я в супермаркет, словно ракета на старте. Бегу, а в голове – сюжет, словно жвачка. Крутится и крутится. И такое раздражение на меня напало! Суп, печень, гречка – как это всё не вовремя!

На улицу выскочила, а там солнце бьет так, что ослепла в момент! Пришлось стоять и жмуриться, пока очки не потемнели. Головной боли мне только не хватало. На скамейке – парочка милуется. Если бы не бутылка пива, можно было бы и умилиться.

Иду, а кругом жизнь бьёт ключом – воробьи верещат на все лады, синички, прям, одурели со своим «ци-фи!». Самих-то и не видно, птахи-крохи, а голосище!

Ветерок обдувает почти ласково. И, что-то такое всё ближе и ближе, словно окутывает. Тепло. Вот оно. Теплый ветер. Теплое солнце. Теплые краски. Теплые звуки…

Шапку долой, перчатки в карман. По лицу сама собой начинает гулять улыбка. И то, что березу обрезанную варом замазывают – здорово!

Какашки собачьи картинку портят. Но, это про жизнь нашу – не зевай! Бди!

Универсам пролетела вихрем, не заметила, как до дома добралась. О чем-то же думала! Шла, на людей смотрела, размышляла. А вот, спросите меня – о чем? И не скажу.

Ну, а теперь – время готовки! И, знаете, чтоб не отвлекаться даже комп выключила. Совсем. Вот сделаю супружнику ужин, а там посмотрим.

Готовлю и думаю, что проживать жизни героев насколько увлекательно, настолько и иронично, что ли. За лит конфликтами, конфабуляциями, сюжетами и прочим, что к чужой или выдуманной жизни относится – свою сокращаешь. А вот – поймать мгновение и зафиксировать. Всеми органами чувств. Здесь и сейчас.

Прохладная вода. Шершавые очистки. Гладкое куриное мясо, освобожденное от кожи. Сладковатая морковка, что весело хрустит на зубах. Брызги масла на сковороде… И запах! О, этот запах!

Окна настежь, пусть по квартире гуляет сквозняк…

Вот и пролетели мои два часа. И, знаете, что я вам скажу – не буду я сегодня писать. Встречу мужа с работы, а перед сном вытащу на прогулку. И будем мы с ним идти, взявшись за руки, и пусть мне завидуют все мои литературные герои!"

-----------------------

Второй текст - рецензия.

"Пришло время чистосердечного признания – не воспринимаю 2 лит формы, которые так и манят… так и провоцируют авторов к литературной халтуре. И не всякий, а только очень-очень редкий автор способен противостоять соблазну.

Не буду дальше интриговать: не люблю миниатюры и романы в жанре фэнтези, потому что осн лит халтура – в них. Даже ЖП уступает.
Поклонники фэнтези могут не заготавливать тапки, я про их любимый жанр больше не буду. Я наеду на дам, пишущих миниатюры. Так что, просьба приготовиться и сгруппироваться.

Итак, миниатюра.
По сути – это сильно спрессованное описание эмоции.
И вот, представим себе юную девушку, которая подверглась эмоциональному приливу – он на нее косо взглянул между парой по физике и парой по менеджменту. Трындец. Эмоции через край – и сразу на фейсбук.
Если девушка не склонна к писанине, дело обойдется одним статусом – но о-очень эмоциональным и псевдо-философским.
Если девушка писучая, то на свет появляется миниатюра. В которой присутствуют:
- закат или рассвет,
- ночь или день,
- солнце или луна,
- бескрайнее поле или выжженная пустыня,
- трепещущие на ветру волосы (как вариант – полы алого\черного плаща),
- и, позволю себе процитировать классика, электричество, ни к селу ни к городу приплетаемое (с)

Теоретически, миниатюра – произведение литературное, но помним про второй уровень – художественную ценность.
Так вот, мини, написанные девушками в эмоциональном кризе, никогда не имеют художественной ценности.
Почему?
Потому что худ. ценность определяет глубина\своеобразие идеи.
А какая идея в данных миниатюрах? Что нового или хотя бы своеобразного может почерпнуть читатель из данного текста?
все тексты – хоть одни про солнце и выжженную пустыню, а другие – про брызги океана в щастливое лицо – написаны под копирку – слабо мотивированные эмоции через край и много-много-много-много красивых деталей.

Процитирую другого классика.

- А вам, что же, мои стихи не нравятся? - с любопытством спросил Иван.
- Ужасно не нравятся.
- А вы какие читали?
- Никаких я ваших стихов не читал! - нервно воскликнул посетитель.
- А как же вы говорите?
- Ну, что ж тут такого, - ответил гость, - как будто я других не читал? Впрочем... разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?

Кроме девушек, миниатюры обожают писать дамы элегантного возраста. Ну, этих на мякине не проведешь, им выжженная земля как-то до лампочки, они больше на иронии специализируются. Что-нибудь из разряда – а я-то вот такая, и пусть Он жестоко пожалеет!

Но это внешне, а по сути – те же псевдоэмоциональные пустышки, симулякры, тот самый китч, который, как известно, есть ПОДРАЖАНИЕ человеческим страстям.

Также имею фантазию, что миниатюры пишутся дамами во многом из-за лени.
Ну в самом деле? Приперли эмоции, надо их куда-то сбросить. Открыла комп, нашлепала прям в окне прозару – солнце светило… рыба жарилась… волны бились… я в парикмахерской делала маникюр… солнце зашло за тучку… кровавая заря вставала над городом, бросая фосфорические отблески на бледно-мраморное лицо древнеримской богини…
Кнопка «опубликовать». И вуаля!
Через 30 мин уже можно читать отзывы: Лапочка, я тоже жарю рыбку!! Солнышко, я так хохотала над твоим маникюром!! Милочка, я тебя целую сорок раз в щечку, ты гений!!

Вот, сопсно, и все. И эмоции сбросились, и миниатюрка состоялась.

Ну, это так, была увертюрка.

А если серьезно, то не все, что приходит в голову, стоит выплескивать на публику – если, разумеется, цель – литература. (а не кинуть приятельницам весточку: вот она, я, жива-здорова, чего и вам желаю).

Критерий отбора – что нового узнает мир из моего писания? (глобально так)

Сейчас обращаюсь ко всем дамам элегантного возраста: мож, ну их, миньки? (а также ироническую вашу прозу). Мож, стоит один раз (один!) посидеть некоторое время и подумать: о чем можно написать, кроме
- показать бывшему мужу, что он – полный …
- показать подружкам, что вы еще ого-го.

В конце концов, литературное произведение – это (цитируя еще одну медийную личность) плевок в вечность. Может, если уж плеваться, то делать это качественно?"

--------------

P.S. Напоминаю, что не призываю к обсуждению. Всего лишь - пища для размышлений.
Авторы, пишите художественно!
И не теряйте бодрости духа! :))