Веселый попутчик

Надежда Суркова
Хотя прошло уже немало лет, но эту историю без улыбки не вспоминаю.

…Я получила путевку для дочери в детский санаторий «Изумруд», который находится за Иркутском. На поезде от нас ехать несколько суток. Путевку дали с условием, чтобы я отвезла в санаторий еще одну девочку из нашего города. Моя дочь Наташа училась во втором классе, а эта девочка, тоже Наташа, была на год старше.
 
Мы проехали уже добрую половину пути и радовались, что в нашем купе одно место до сих пор пустовало. Мои девчонки сдружились, весело болтали, с любопытством и нескрываемым восхищением наблюдали из окна за жизнью на станциях, за мельканием деревьев, фонарей, разных построек… Все им казалось интересным, новым, необычным. Я тоже с интересом наблюдала за реакцией своих любопытных пассажирок. Но время шло, и девчонки немного притихли, уже спокойнее наблюдали из окна за бурной жизнью даже на крупных станциях. Чувствовалось, что они уже устали. Близился вечер. За окном быстро потемнело, и в вагоне загорелся электрический свет. Мы поужинали и стали готовиться ко сну. Девчонки расположились на верхних полках и вполголоса рассказывали друг другу разные истории, делились своими нехитрыми секретами. Наш поезд остановился на одной из крупных станций. Объявили остановку на двадцать минут. Началось шумное движение по вагону.

Я смотрела в окно на снующих пассажиров, на темное небо, усыпанное звездами, на яркие огни города. В это время открылась наша дверь, и в купе вошел высокий мужчина примерно тридцати пяти – сорока лет. В руках у него была большая дорожная сумка, за плечами – рюкзак, одет в дубленку, лохматую песцовую шапку и унты. На улице стояла середина декабря.

Девочки сразу притихли и насторожились. Мужчина посмотрел на нас и весело произнес:

– Ну что, девчонки, здравствуйте! Скучаете здесь без меня, да? – он обвел нас смеющимися глазами и весело подмигнул мне. – Думаю, теперь скучать не будете!
«Ну-ну…» – подумала я.

Мои Наташи во все глаза наблюдали за новым пассажиром. Он разделся, разложил свои вещи, продолжая отпускать шутки. Удивился, что я за мама: назвала своих дочек одним именем! Это сразу развеселило девчат. Мужчина быстро освоился в нашей компании. Угостил нас мандаринами, пригласил поужинать с ним, но мы вежливо отказались. Он сказал, что выходит рано утром, и у него еще есть в запасе разные фокусы и секреты, которыми он хотел бы поделиться с такими милыми девочками. У моих Наташек сон моментально улетучился, глаза загорелись любопытством. Они весело наблюдали за интересным соседом, он постоянно шутил, девчонки хихикали, шутки порой касались и меня как молодой мамы. С появлением дяди Вовы, как он назвался, время полетело очень быстро. Теперь в нашем купе было шумно от звонкого смеха и громких разговоров. Я, конечно, пыталась урезонить перевозбужденных девчонок, объясняла, что время позднее, пора и успокоиться. Но нашему веселому соседу, видно, очень нравилось смешить своих маленьких попутчиц. Он украдкой поглядывал на меня, будто говоря: «Пусть еще немного подурачатся, они ведь дети».
За вечер к нам дважды заглядывала молодая румяная и пышногрудая проводница. Глядя на нашего симпатичного соседа, с улыбкой просила соблюдать тишину.

– Извините, хорошо, хорошо… Все-все, мы успокоились, правда, девчонки? – с улыбкой обращался он к хохотушкам.

Укрывшись с головой одеялами, они прыскали от смеха. Мои убеждения на них не действовали. Проводница, с улыбкой погрозив пальцем нашему соседу и девчонкам, удалялась, но обещала вернуться, если опять услышит смех в нашем купе.

Время шло, все шутки сказаны, все фокусы показаны. В вагоне притушили свет. Наш сосед вышел из купе. Я постелила свою постель. Девчатам приказала успокоиться и соблюдать тишину, иначе нас могут высадить на ближайшей станции, и мы в санаторий не доедем.

– Ну мама, мамочка, не ругайся! Мы же не виноваты, что дядя Вова нас так смешит! Ты и сама, мы же видим, иногда смеешься! – тут же затараторила моя дочь. Подруга ее поддержала.

– Все, спите, я тоже устала и хочу отдыхать! – нарочно повысила голос я.

Когда наш сосед вернулся, мои девчонки уже крепко спали, а я сидела на своей постели и смотрела в окно, где быстро мелькали строения небольшой станции. На мне был спортивный костюм, а под ним еще тонкая облегающая шерстяная кофточка с короткими рукавами и глубоким вырезом – «лапша», так мы называли ее за то, что она могла растягиваться на любой размер, очень модная в те годы. Мой сосед с удивлением поинтересовался, не жарко ли мне в таком наряде, ведь в купе тепло.
– Нет, не жарко. Вчера на вокзале так продрогла, что до сих пор не могу согреться, – с улыбкой ответила я.

Он равнодушно смотрел в окно. Видно было, что ему очень хотелось пообщаться со мной, поболтать о чем угодно, только чтобы я еще не ложилась спать. Лицо его сразу стало серьезным, даже голос изменился. Сказал, что у него тоже семья, два года не был дома и очень соскучился по своим пацанам. Наконец-то его длительная командировка закончилась, и теперь пойдет другая жизнь. Переживал, что утром придется рано вставать, чтобы не дай бог не проспать свою станцию. В это время за дверями еще раздавались громкие разговоры, смех, беготня, хлопанье дверей в тамбуре…

 Наконец наступило тишина, только мерный стук колес да скрежетание раздавались в вагоне. Я сняла спортивную курточку, взяла полотенце, зубную пасту, чтобы пойти перед сном умыться и почистить зубы. Выключила свой ночник и направилась к двери. В это время сосед неожиданно меня обнял, и его рука скользнула по моей груди. Я оторопела. «Деньги!» – пронзила меня паническая мысль, и мне стало страшно.
 
– Грабят! – закричала я. – Спасите!.. Спаси... Спа…

Он попытался закрыть мне ладонью рот, но я вырывалась и вновь кричала, что меня грабят. Сердце мое бешено заколотилось, в голове пульсировала кровь.

Мой сосед не ожидал такой реакции, отскочил от меня, умоляя:

– Замолчи! Какой я тебе вор? Замолчи, прошу тебя! Да не нужны мне твои деньги – у меня своих полно! Вот, смотри, – он, нервничая, принялся вынимать из всех карманов деньги и кидать их на свою постель. – Видишь, сколько?! Зачем мне твои деньги, когда своих полно?!

В нашу дверь уже вовсю стучала проводница, требуя немедленно открыть. Мои девчонки проснулись. Со сна они ничего не поняли, дочь со слезами стала звать меня:

– Мама, мамочка, что с тобой?! Что случилось?!

Сосед несколько раз тихо выругался, шепотом обозвал меня дурой, умолял сказать проводнице, что мне просто приснился страшный сон, затем открыл дверь на настойчивый стук. За дверью вместо румяной молодки оказалась другая женщина, более зрелого возраста, внешне грузная и очень строгая. Выражение ее лица не предвещало ничего хорошего.

Я пулей вылетела в коридор, а сосед, окончательно опешив, сел на свою постель. Он сам не понял, что, собственно, произошло. Но вскоре сообразил, что под кофточкой у меня были спрятаны большие деньги, и понял, почему я так глупо повела себя. Заливаясь краской, оправдываясь и извиняясь уже перед строгой проводницей, он показал свой военный билет, деньги, доказывая, что даже и не думал грабить, потому, что и своих денег у него много. Просто долго не видел женщин, сам не ожидал, что таким образом проявит свою слабость. Но проводница была неприступна как скала и твердо заявила, что высадит его на следующей станции. Конечно, я поняла, что совершила ужасную глупость, переполошив почти весь вагон. Проводница выключила свет, велев соседу следовать за ней. Мне она строго наказала впредь вести себя более осмотрительно и благоразумно, не будоражить спящих пассажиров.
Они ушли. Я стала успокаивать перепуганных девчонок, что все нормально, что это просто неудачный фокус – страшным оказался, а я его не поняла, вот и перепугалась. Объяснила, что дядю Вову высаживать не будут, он только ночевать будет в другом купе. Через несколько минут девочки уже крепко спали, а к нам вновь постучала проводница и попросила меня выйти. В коридоре, глядя мне в глаза, она зло прошипела:

– Ты сама виновата в случившемся, видно, вела себя так да своими тряпками в облипочку и спровоцировала мужика! Какого черта большими деньгами нужно было обклеивать себя?! Мы за последствия ответственность не несем, понятно?! Скажи спасибо, что нормальный мужик попался! В следующий раз умнее будешь!
После этого уже более спокойным голосом женщина добавила, что наш сосед расписался у проводников в книге, подтверждая, что подобное не повторится.
– Все, ложитесь, и чтобы до утра тихо было в вашем купе! – отчитала меня как ученицу строгая проводница.

Я легла. Долго не могла уснуть, вспоминала и улыбалась: глупая и смешная история не выходила из головы. Сосед не возвращался. Из купе проводницы периодически доносились веселые голоса, женский и мужской.
 Когда наш попутчик вернулся, в купе резко запахло спиртным. Он, не разуваясь, завалился на свое место и тут же захрапел. Сон окончательно покинул меня. Мне было смешно из-за произошедшего, но за свои деньги я все равно переживала, вспоминала, как их долго собирала и копила по крохам. Только под утро сон все-таки сморил меня. Когда мы проснулись, веселого попутчика уже не было – он вышел на своей станции на рассвете.

В Иркутске я купила себе нутриевую шубу, шапку и зимние сапоги. У меня была с собой целая тысяча рублей – по тем временам очень большая сумма!